Папки-передвижки

Использование серии лэпбуков «Моя безопасность» для формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей с ТМНР

Татьяна Аксючиц
Использование серии лэпбуков «Моя безопасность» для формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей с ТМНР

Отдел по образованию

Горецкого районного исполнительного комитета

Государственное учреждение образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Горки»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕРИИ ЛЭПБУКОВ

«МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И (ИЛИ) МНОЖЕСТВЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ И (ИЛИ) ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ

Аксючиц Татьяна Ивановна,

учитель специального класса

2022

1. Информационный блок

1. 1. Тема опыта

Публикация «Использование серии лэпбуков „Моя безопасность“ для формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей с ТМНР» размещена в разделах

«Использование серии лэпбуков «Моя безопасность» для формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями»

1.2. Актуальность опыта

Возможность получения образования детьми с тяжелыми множественными нарушениями (далее – ТМН) в Республике Беларусь закреплена нормативно [1]. Дети обучаются в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР). Для данной категории учащихся разработаны учебные планы и образовательные программы, предусматривающие обучение навыкам самообслуживания, коммуникации, доступным видам изобразительной деятельности и др. [2]. Обучение детей строится на основе компетентностного подхода, что предусматривает формирование обобщенных способов действий в различных жизненных ситуациях [2]. Целью обучения детей с ТМН является в первую очередь включение их в социальное взаимодействие, обучение доступным видам коммуникации и адекватному ситуации поведению – формирование поддерживающе-коммуникативной, бытовой, субъектно-поведенческой компетенции [4]. Вместе с тем, родители, воспитывающие детей с ТМН, отмечают, что максимально возможная самостоятельность для их детей невозможна без формирования навыков безопасного поведения и обеспечения собственной безопасности [5]. Таким образом, появилась необходимость формирования компетенции личной безопасности для данной категории детей, состоящей в способности и готовности определять опасные ситуации, уклоняться от них, сообщать о них взрослым, принимать помощь и по мере возможности участвовать в ликвидации последствий. Вместе с тем, обучение ребенка с ТМН требует включения его в активную деятельность и социальное взаимодействие. Возникает противоречие, которое можно решить, формируя у ребенка навыки безопасного поведения.

1.3. Цель опыта

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями посредством использования серии лэпбуков «Моя безопасность».

1.4. Задачи опыта

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить уровень сформированности основ безопасности жизнедеятельности у учащихся с ТМН.

3. Определить содержание, формы и методы формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей с ТМН.

4. Организовать работу по формированию основ безопасности жизнедеятельности у учащихся с ТМН посредством использования серии лэпбуков «Моя безопасность».

5. Выявить степень эффективности проведенной работы.

1.5 Длительность работы над опытом

Работа в данном направлении проводилась на протяжении трёх лет.

2. Описание технологии опыта

2.1. Ведущая идея опыта

Использование серии лэпбуков «Моя безопасность», как эффективного средства формирования умений и навыков поведения в опасных для жизни и здоровья ситуациях у детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.

2.2. Описание сути опыта

Дети с ТМН включены в общее образовательное пространство и являются полноценными участниками социальной инклюзии. Обучение и воспитание данной категории детей направлено на формирование адекватных способов действий в жизненно важных ситуациях.

Одним из приоритетных направлений в обучении является формирование у учащихся с ТМН способов действий по обеспечению собственной безопасности с целью реализации их потребности в самосохранении и безопасности.

Обстановка в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий для сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов работы с самими детьми. Тем самым обеспечивается предупреждение и снижение последствий возможных чрезвычайных ситуаций, формирование основ безопасного поведения.

Особую важность имеют фундаментальные исследования по проблемам психологии безопасности человека в разнообразных жизненных ситуациях И. А. Баевой, Г. В. Грачева, П. А. Ваганова, М. Ю. Зеленкова, В. Е. Лепского, Н. Г. Мехеда, В. Ф. Молчановского, А. Е. Шарихина и др. О формировании основ личной безопасности говорится в исследованиях И. А. Баевой, Ю. Л. Воробьева, Р. А. Дурнева, В. Н. Мошкина.

Формирование основ личной безопасности строится на основании дидактических принципов [6] :

– принципа формирования социального опыта;

– принципа овладения способами практической деятельности;

– принципа использования сформированных способов деятельности в практических ситуациях;

– принципа интерактивного обучения.

По мнению Н. Н. Авдеевой, безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта, так как все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей с ТМН осуществляется на учебных занятиях по предмету «Основы жизнедеятельности» и во внеурочное время путём моделирования обучающих проблемных ситуаций, способствующих формированию адекватных способов действий в опасных ситуациях [3].

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения.

Для достижения этих целей в нашем учреждении функционирует «Кабинет безопасности». Это отдельное помещение, в котором создана соответствующая предметно-пространственная среда, позволяющая эффективно осуществлять обучение детей правилам безопасной жизнедеятельности. В «Кабинете безопасности» концентрируется игровое оборудование, наглядный материал, пособия для организации познавательной практической, художественной деятельности, что дает возможность организовывать с детьми различные формы образовательного процесса, соответствующие возрасту детей.

Следует помнить, что всем видам деятельности детей с ТМН присущи следующие недостатки:

- нарушение целенаправленности, которое в значительной мере обусловлено недостаточным ориентированием в условиях поставленного задания, неумением преодолевать трудности, непониманием значимости результатов деятельности;

- трудности в перенесении прошлого опыта в новые условия;

- узость мотивации, которая является следствием низкого уровня осознания мотивов и цели деятельности; неустойчивость, ситуативность мотивов;

- недостаточное понимание словесной инструкции, низкий уровень произвольного внимания, неспособность осознать содержание всей инструкции в целом и тому подобное.

В процессе работы, я столкнулась с проблемой недостаточной обеспеченности наглядным и игровым материалом по формированию у учащихся умений и навыков поведения в опасных для жизни и здоровья ситуациях. Это и обусловило необходимость поиска наиболее эффективных и доступных для детей с ТМН средств обучения.

Алгоритм деятельности:

1. Диагностический этап, который включал в себя анализ сформированности необходимых умений и навыков поведения в опасных для жизни и здоровья ситуациях. В данном эксперименте принимали участие учащиеся ЦКРОиР в количестве 6 человек. (Приложение 1).

2. Подготовительный этап, в ходе которого осуществлялась разработка и изготовление серии лэпбуков «Моя безопасность».

3. Этап реализации включал использование серии лэпбуков в процессе формирования у учащихся с ТМН основ безопасности жизнедеятельности.

4. Этап оценки достигнутых результатов.

В начале работы была проведена диагностика уровня сформированности умений и навыков поведения в опасных для жизни и здоровья ситуациях. Основной метод диагностики – моделирование игровых ситуаций, когда в ходе игровых моментов явно видны имеющиеся у детей умения и навыки безопасного поведения, которыми дети владеют полно, частично или не владеют.

В ходе проведения диагностики у учащихся были выявлены ниже базового и критически низкий уровни сформированности способов действий в опасных ситуациях. Учащимся относительно доступно совместное со взрослым выполнение простых бытовых и коммуникативных действий. Наименее успешно учащиеся действуют в ситуациях, требующих адаптивного поведения и обеспечения собственной безопасности. Недостаточная сформированность способов действий в опасных ситуациях, проявляется в неумении как распознавать опасную ситуацию, так и в отсутствии адекватного поведения в ней.

Исходя из результатов диагностического исследования, мной были определены 3 основных раздела работы по формированию основ личной безопасности :

- пожарная безопасность;

- безопасное поведение на дороге и в транспорте;

- безопасность в быту.

Основным методом работы был выбран игровой, как самый доступный для данной категории детей, а в роли средства реализации метода – серия лэпбуков «Моя безопасность».

Лэпбук, как средство реализации метода, был выбран так как он:

- информативен;

- полифункционален;

- пригоден к использованию одновременно группой детей;

- обладает дидактическими свойствами;

- вариативен.

В процессе подготовки материала и изготовления лэпбуков я опиралась на следующие принципы:

- системность и последовательность;

- доступность;

- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и др.);

- наглядность;

- динамичность.

Мною была изготовлена серия лэпбуков «Моя безопасность», которая состояла из:

- лэпбука «Пожарная безопасность» в котором содержались следующие задания: лото «Правила пожарной безопасности», дидактические игры и игровые упражнения «Пожароопасные предметы», «Разложи по порядку», «Вызов службы спасения», «Что пригодится при пожаре?», «Спаси игрушку», «Огонь – друг или враг?», «Собери и назови картинку»;

- лэпбука «Безопасное поведение на дороге и в транспорте» содержащего следующие задания: лото «Правила безопасного поведения на дороге и в транспорте», дидактические игры и игровые упражнения «Мы - пассажиры», «О чём говорит светофор», «В стране дорожных знаков», «Умный пешеход», «Будь внимательным!», «Что можно, а что нельзя?».

- лэпбука «Безопасность в быту» включающего следующие задания: лото «Правила безопасного поведения в быту», дидактические игры и игровые упражнения «Если дома один», «В мире опасных предметов», «Что мы знаем о вещах?», «Часы безопасности», «Скорая помощь», «Кубик безопасности», «Раз, два, три – что опасно найди».

Предлагаемые детям игровые задания структурированы от простого к сложному и собраны в систему. Материалы игр подобраны с учётом уровня развития и индивидуальных возможностей детей.

Основными приемами работы с лэпбуками являются демонстрация задания, показ и объяснение, моделирование наглядных ситуаций, в процессе которых педагог сопровождает свои практические действия комментариями. Все инструкции даются четко, кратко, лаконично. В дальнейшем формируемые у детей умения и навыки закрепляются.

На этапе реализации работа строилась следующим образом:

- знакомство обучающихся с лэпбуком, беседа о предстоящей работе;

- моделирование ситуаций, показ наглядностей;

- демонстрация и выполнение заданий;

- отработка и закрепление демонстрируемых действий совместно с педагогом.

Продолжительность по времени закрепления конкретных умений и навыков была разной в зависимости от уровня сложности задания и уровня развития детей. Особенно трудно детям давались задания, направленные на формирование умений и навыков действий в опасной ситуации, обеспечению собственной безопасности.

Алгоритм деятельности обучающихся:

- просмотр задания;

- участие в моделировании ситуаций;

- подражание и повторение;

- систематическое закрепление (совместно с педагогом);

- демонстрация закрепленных умений и навыков самостоятельно педагогу и другим детям.

Поэтапные действия педагога:

- вступительное слово педагога, определяющее событие, которое сейчас будет происходить;

- моделирование ситуации, показ наглядностей;

- показ способа выполнения задания с разъяснениями (несколько раз, проговаривая детям последовательность действий);

- отработка задания совместно с каждым обучающимся, сопровождающаяся проговариванием последовательности действий;

- похвала ребенка за самостоятельность выполнения.

2.3. Результативность и эффективность опыта

Критерии для диагностирования эффективности применения серии лэпбуков «Моя безопасность»

Сформированность умений и навыков поведения в опасных для жизни и здоровья ситуациях определялась по следующим критериям:

- умения и навыки по разделу пожарной безопасности (определять пожароопасную ситуацию; действовать при пожаре; сообщать взрослому (вербально или невербально) о пожаре; вызвать службу спасения; обеспечивать собственную безопасность);

- умения и навыки по разделу безопасность на дороге и в транспорте (определять опасную ситуацию на дороге и в транспорте; узнавать проезжую часть дороги, пешеходный переход, тротуар; узнавать транспорт, дорожные знаки; реагировать на сигналы светофора; действовать при возникновении опасной ситуации на дороге и в транспорте; сообщать взрослому (вербально или невербально) об опасной ситуации на дороге и в транспорте; обеспечивать собственную безопасность);

- умения и навыки по разделу безопасность в быту (определять опасную ситуацию в быту; узнавать опасные предметы; действовать при возникновении опасной ситуации в быту; сообщать взрослому (вербально или невербально) об опасной ситуации; обеспечивать собственную безопасность).

Доказательность результативности

Систематическое использование лэпбуков и выполнение предлагаемых игровых заданий по формированию умений и навыков поведения в опасных для жизни и здоровья ситуациях, подкрепляемое совместными действиями с педагогом, привело к положительной динамике (Приложение 2).

Дети успешно овладевают умениями и навыками по формированию основ безопасности жизнедеятельности.

Однако следует отметить, что не у всех детей показатели по всем критериям достигли базового уровня. Это связано с тем, что успешность выполнения заданий учащимися с ТМН напрямую зависела от тяжести нарушения ребенка. Менее успешно выполняли задание (или не выполняли вообще) дети, имеющие более тяжелые сочетанные нарушения – двигательные и сенсорные.

3. Заключение

Систематическая работа по формированию основ безопасности у детей с ТМН с использованием серии лэпбуков «Моя безопасность» помогает поэтапно закреплять умения и навыки действий в опасных для жизни и здоровья ситуациях.

В процессе выполнения игровых заданий, у учащихся расширились представления об окружающем мире и его потенциальных опасностях. Ребята научились реагировать на опасные и необычные ситуации.

Обучение адекватным способам действий в опасных ситуациях стимулировало учащихся вступать в коммуникативное взаимодействие со взрослым доступным для них способом (вербально или невербально) с целью сообщения об опасности. При этом целью было не только привлечение внимания взрослого, но и донесение информации об опасности. Стимулировалось желание участвовать совместно со взрослым и сверстниками в устранении последствий опасных ситуаций, выполняя доступные бытовые действия.

Обучающиеся стали проявлять большую самостоятельность и уверенность при выполнении заданий.

Однако, не все дети смогли достичь одинаково успешных результатов в овладении умениями и навыками по основам личной безопасности. Это связано с тяжестью имеющихся у детей нарушений. Менее успешно выполняли задания (или не выполняли вообще) дети, имеющие более тяжелые сочетанные нарушения – двигательные и сенсорные.

В дальнейшем, я планирую продолжить работу по формированию основ безопасности жизнедеятельности у учащихся с ТМН посредством разработки лэпбуков по разделам «Безопасность в природе», «Безопасное поведение с незнакомцами».

Предложенная мною серия лэпбуков «Моя безопасность» поможет педагогам наиболее эффективно выстроить работу по формированию основ безопасности у учащихся с ТМН, как во время проведения учебных занятий по предмету «Основы жизнедеятельности», так и во внеурочное время.

Литература

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З (с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.07.2019 г.). - Минск: Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь, 2011. – 400с.

2. Учебная программа по учебному предмету «Основы жизнедеятельности» для I – IV классов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь №80 от 17 августа 2016г.) [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа : https://asabliva.by/ru/main.aspx?guid=8385. – Дата доступа : 27.12.2017.

3. Логинова, Е. Т. Формирование жизненных компетенций – новая задача образования детей с тяжелыми множественными психофизическими нарушениями /Е. Т. Логинова, Т. В. Лисовская. – Вестник Казахского Национального педагогического университета им. Абая. : серия «Специальная педагогика» № 2(37, 2014. – С. 67 – 72.

4. Забелич, Д. Н. К вопросу о формировании жизненных компетенций у детей с тяжелыми и множественными психофизическими нарушениями на основе витагенного обучения / Д. Н. Забелич // Социальная поддержка детей и молодежи – основа благополучного и процветающего общества: Международный сборник научных тезисов РЦСАД. – Ташкент, 2013. – С. 62 – 65.

5. Забелич, Д. Н. Основные направления в работе педагогов на основе образовательного запроса родителей детей с тяжелыми и множественными психофизическими нарушениями / Д. Н. Забелич // Вестник МГИРО. – 2014. – № 2. – С. 3 – 6.

6. Лисовская, Т. В. Структура и содержание дифференцированной модели формирования ключевых образовательных компетенций у обучающихся с особенностями психофизического развития / Т. В. Лисовская // Формирование личности ребенка с особыми потребностями в условиях меняющегося мира: учебно-методическое пособие. – Минск, БГПУ, 2011. – С. 20 – 37.

Приложение 1

Критерии уровня сформированности необходимых умений и навыков поведения в опасных для жизни и здоровья ситуациях (заполняется педагогом)

Умения и навыки Не выполняет

(кол-во детей/%) Действует с помощью взрослого

(кол-во детей/%) Действует самостояте

льно

(кол-во детей/%)

1 Пожарная безопасность :

определять пожароопасную ситуацию

действовать при пожаре

сообщать взрослому (вербально или невербально) о пожаре

вызвать службу спасения

обеспечивать собственную безопасность

2 Безопасность на дороге и в транспорте:

определять опасную ситуацию на дороге и в транспорте

узнавать проезжую часть дороги, пешеходный переход, тротуар

узнавать транспорт, дорожные знаки

реагировать на сигналы светофора

действовать при возникновении опасной ситуации на дороге и в транспорте

сообщать взрослому (вербально или невербально) об опасной ситуации на дороге и в транспорте

обеспечивать собственную безопасность

3. Безопасность в быту :

определять опасную ситуацию в быту

узнавать опасные предметы

действовать при возникновении опасной ситуации в быту

сообщать взрослому (вербально или невербально) об опасной ситуации

обеспечивать собственную безопасность

Приложение 2

Критерии сформированности умений и навыков поведения в опасных для жизни и здоровья ситуациях на начало 2020/2021 уч. г.

Умения и навыки Не выполняет

(кол-во детей/%) Действует с помощью взрослого

(кол-во детей/%) Действует самостояте

льно

(кол-во детей/%)

1 Пожарная безопасность :

определять пожароопасную ситуацию 2/33 3/50 1/17

действовать при пожаре 4/67 2/33 0/0

сообщать взрослому (вербально или невербально) о пожаре 3/50 3/50 0/0

вызвать службу спасения 4/67 2/33 0/0

обеспечивать собственную безопасность 4/67 2/33 0/0

2 Безопасность на дороге и в транспорте:

определять опасную ситуацию на дороге и в транспорте 2/33 3/50 1/17

узнавать проезжую часть дороги, пешеходный переход, тротуар 1/17 4/67 1/17

узнавать транспорт, дорожные знаки 1/17 4/67 1/17

реагировать на сигналы светофора 3/50 3/50 0/0

действовать при возникновении опасной ситуации на дороге и в транспорте 5/83 1/17 0/0

сообщать взрослому (вербально или невербально) об опасной ситуации на дороге и в транспорте 3/50 2/33 1/17

обеспечивать собственную безопасность 5/83 1/17 0/0

3. Безопасность в быту :

определять опасную ситуацию в быту 3/50 2/33 1/17

узнавать опасные предметы 3/50 2/33 1/17

действовать при возникновении опасной ситуации в быту 5/83 1/17 0/0

сообщать взрослому (вербально или невербально) об опасной ситуации 3/50 2/33 1/17

обеспечивать собственную безопасность 5/83 1/17 0/0

Критерии сформированности умений и навыков поведения в опасных для жизни и здоровья ситуациях на конец 2020/2021 уч. г.

Умения и навыки Не выполняет

(кол-во детей/%) Действует с помощью взрослого

(кол-во детей/%) Действует самостояте

льно

(кол-во детей/%)

1 Пожарная безопасность :

определять пожароопасную ситуацию 1/17 2/33 3/50

действовать при пожаре 1/17 4/67 1/17

сообщать взрослому (вербально или невербально) о пожаре 1/17 2/33 3/50

вызвать службу спасения 1/17 3/50 2/33

обеспечивать собственную безопасность 1/17 3/50 2/33

2 Безопасность на дороге и в транспорте:

определять опасную ситуацию на дороге и в транспорте 1/17 2/33 3/50

узнавать проезжую часть дороги, пешеходный переход, тротуар 1/17 2/33 3/50

узнавать транспорт, дорожные знаки 1/17 2/33 3/50

реагировать на сигналы светофора 1/17 2/33 3/50

действовать при возникновении опасной ситуации на дороге и в транспорте 1/17 4/67 1/17

сообщать взрослому (вербально или невербально) об опасной ситуации на дороге и в транспорте 1/17 2/33 3/50

обеспечивать собственную безопасность 1/17 3/50 2/33

3. Безопасность в быту :

определять опасную ситуацию в быту 1/17 1/17 4/67

узнавать опасные предметы 1/17 2/33 3/50

действовать при возникновении опасной ситуации в быту 1/17 3/50 2/33

сообщать взрослому (вербально или невербально) об опасной ситуации 1/17 2/33 3/50

обеспечивать собственную безопасность 1/17 3/50 2/33

Публикации по теме:

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности Здравствуйте, друзья и гости странички. Спешу поделиться с Вами очередной публикацией из опыта работы. Недавно у нас в группе прошла «Неделя.

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельностиИспользование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности Слайд 2 Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость,.

Конспект НОД по безопасности жизнедеятельности и антитеррору «Путешествие в Страну Безопасности» (вторая младшая группа) Задачи. Обучающие: - обучать основам личной безопасности; - сформировать умения применять правила безопасного поведения в различных жизненных.

Консультация для педагогов «Безопасность жизнедеятельности детей во время подвижных игр в помещении и на улице»Консультация для педагогов «Безопасность жизнедеятельности детей во время подвижных игр в помещении и на улице» Воспитатель должен знать состояние здоровья детей, и их отклонения в физическом развитии. Подвижные игры проводятся в помещении, и на свежем.

Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью.

Отчет о проделанной работе в рамках проекта «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»Отчет о проделанной работе в рамках проекта «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности» Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа.

Перспективный план работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Старший дошкольный возраст Основной целью, главной задачей любого цивилизованного общества, является обеспечение здоровья и сохранение жизни детей. В практику дошкольных.

Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3–5 лет «Моя безопасность» Пояснительная записка • дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит.

Сценарий кукольного спектакля по формированию основ безопасности жизнедеятельности «Сундучок с секретом» Кукольный спектакль для детей Действующие лица:[/b Ведущий 2 злодея в масках (взрослые) Мышка Лягушка Ёжик Лиса Волк Медведь Полицейский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование серии лэпбуков «Моя безопасность» для формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей с ТМНР
Опубликовано: 30 ноября 2022 в 21:50
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование серии лэпбуков «Моя безопасность» для формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей с ТМНР» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Аксючиц в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.

9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД