МААМ-картинки

Использование пословиц и поговорок в развитии речи старших дошкольников с ОНР посредством реализации проекта «Слово учит»

Ирина Колодяжная
Использование пословиц и поговорок в развитии речи старших дошкольников с ОНР посредством реализации проекта «Слово учит»

Актуальность проекта

Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста – это владение нормами и правилами родного языка. Полноценное владение речью предполагает, прежде всего, богатый словарный запас. Словарный запас дошкольников с общим недоразвитием речи к шести годам отстает от возрастной нормы как количественно, так и качественно. Затруднения касаются подбора синонимов и антонимов, родственных слов, употребления несклоняемых слов, слов, имеющих абстрактное значение, некоторых обобщений. В словаре детей зачастую отсутствуют сложные слова. Дети не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомого слова. При этом дошкольники достаточно эмоциональны и восприимчивы к слову и следует только их увлечь, заинтересовать. Как это сделать? Одним из действующих средств, на наш взгляд, является устное народное творчество, а именно пословицы и поговорки.

Публикация «Использование пословиц и поговорок в развитии речи старших дошкольников с ОНР посредством реализации проекта „Слово учит“» размещена в разделах

Пословицы и поговорки образны, поэтичны, они наделены сравнениями, яркими эпитетами и метафорами, в них много олицетворений, метких определений, образных выражений. Пословицы и поговорки помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни, в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа.

К сожалению, наши дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не используют их в повседневной жизни, путают между собой пословицы и поговорки, жанры устного народного творчества, не всегда понимают их значение.

Надеемся, детско-родительских речевой проект «Слово учит, слово лечит, слово душу веселит» позволит объединить всех участников образовательных отношений и успешно использовать развивающие и коррекционные возможности устного народного творчества (пословицы и поговорки) в развитии речи старших дошкольников с ОНР.

Вид проекта : речевой

Сроки проведения: средней продолжительности (декабрь 2021 года - февраль 2022 года)

Участники проекта : дети, родители, воспитатели и учитель - логопед старшей логопедической группы «Звёздочки»

Цель проекта : использование развивающих и коррекционных возможностей устного народного творчества (пословиц и поговорок) в развитии речи старших дошкольников с ОНР.

Задачи проекта :

вовлечь родителей непосредственно в совместную деятельность по созданию условий для целенаправленного использования воспитанниками пословиц и поговорок дома и в детском саду;

познакомить детей с жанром устного народного творчества – пословицами и поговорками;

формировать понимание многозначности слов, представление о роли и значении пословиц и поговорок в жизни людей;

побуждать и поддерживать желание воспитанников самостоятельно использовать в речи пословицы и поговорки;

развивать воображение, мышление, память, интонационную выразительность, лексико-грамматической строй речи, красочность и связанность высказывания;

воспитывать интерес к пословицам и поговоркам, стремление справедливо оценивать свои действия и действия окружающих.

Этапы реализации проекта : подготовительный, практический, заключительный

I. Подготовительный этап – создание специализированных условий :

изучение теоретико-методической литературы, передового опыта по применению пословиц и поговорок в образовательной деятельности старших дошкольников с ОНР;

выбор эффективных форм, методов и приемов работы с участниками проекта;

разработка перспективного планирования по проекту посредством интеграции образовательных областей в различных видах детской деятельности;

встреча в семейной гостиной «Звёздочки» по теме «Детско-родительский речевой проект «Слово учит, слово лечит, слово душу веселит. Запуск и перспективы реализации»;

формирование информационного и методического фонда:

- наглядная агитация для родителей «Пословицы и поговорки для речевого развития детей», обзор тематических пословиц и поговорок по различным темам в соответствии с возрастом детей;

- методические рекомендации по применению пословиц и поговорок с детьми старшего дошкольного возраста в различных режимных моментах и ситуациях;

- картотека «Народные пословицы и поговорки», «Значение пословиц и поговорок», «Игры и занимательные упражнения с использованием пословиц и поговорок», «Загадки по народным пословицам и поговоркам»;

- иллюстративный материал, уместно отражающий смысл пословиц и поговорок о слове, речи, языке, природе, труде, дружбе, семье, Архангельской области и другое;

- художественные литературные произведения, отражающие смысл пословиц и поговорок в соответствии с возрастом детей: сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев», К. И. Чуковского «Федорино горе», «Сивка-Бурка», В. Осеева «Волшебное слово», стихотворение С. Я. Михалкова «Живёт на свете Саша, во рту у Саши каша»;

- настольно-печатные игры «Собери пословицу», «Найди пословицу», «Подбери пословицы к картинкам по смыслу», «Найди и назови пословицу, поговорку» и другие;

- конспекты беседы «Устное народное творчество — сила народной мудрости», ООД «Жанры устного народного творчества», «О пословицах и поговорках», сценарий викторины «Пословица недаром молвиться».

II. Практический этап:

реализация перспективного планирования по проекту посредством интеграции образовательных областей в различных видах детской деятельности:

Познавательное развитие : беседа-рассказ «Устное народное творчество — сила народной мудрости», ООД «Жанры устного народного творчества», «О пословицах и поговорках»; совместное рассматривание иллюстративных пословиц и поговорок; просмотр презентаций.

Речевое развитие : знакомство с пословицами и поговорками о слове, речи, языке, природе, труде, дружбе, семье, Архангельской области с последующим объяснением смысла, значения новых слов; загадки по пословицам и поговоркам; чтение художественных произведений про пословицы, беседы по ним; чтение и разучивание пословиц и поговорок с отстукиванием, отшагиванием, отхлопыванием ритма; проговаривание пословиц и поговорок с изменением громкости, высоты и темпа; автоматизация звуков в процессе произнесения пословиц и поговорок; рассказывание пословиц и поговорок с использованием схем мномотехники; словесные игры и упражнения «Я начну, а ты продолжи», «Кто знает, пусть продолжает», «Объяснялки», «Восстанови пословицу и объясни её», «Подбери слово в рифму», «Подбери противоположное слово к пословице», игра-соревнование «Кто больше скажет пословиц, настольно-печатные «Найди пословицу», «Подбери пословицы к картинкам по смыслу», «Найди и назови пословицу, поговорку», «Собери пословицу», «Пословица рассыпалась», «Соедини начало и окончание», «Какая пословица лишняя», «Подбери пословицу, которая учит добру (труду)»; применение пословиц и поговорок на занятиях, в повседневной жизни и в определённой ситуации.

Социально-коммуникативное развитие : беседа о моральных качествах человека, связанных со смыслом пословиц; игра-драматизация «Живёт на свете Саша, во рту у Саши каша», инсценирование пословиц и поговорок «Делу - время, а потехе - час», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Язык до Киева доведёт», обыгрывание пословиц и поговорок в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Кафе» и другие.

Художественно-эстетическое развитие : пропевание пословиц и поговорок с отстукиванием ритма; рисование по пословицам «Терпение и труд, всё перетрут», «Сделал дело – гуляй смело», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Труд человека кормит, а лень портит», «Конь узнаётся при горе, а друг при беде», лепка «За всякое дело берись смело».

Физическое развитие : эстафета «Чья команда быстрее соберет пословицу», соревнование «Смелый боец – в бою молодец», подвижная игра «Не говори, что делал, а покажи, что сделал», «Животные в пословицах».

вовлечение родителей непосредственно в совместную деятельность по созданию условий для целенаправленного использования воспитанниками пословиц и поговорок дома и в детском саду:

- подбор родителями пословиц и поговорок, иллюстрационного материала, уместно отображающего их смысл, в соответствии с заданной темой;

- знакомство, объяснение смысла и разучивание пословиц и поговорок с детьми дома;

- совместное детско-родительское рисование по выбранным пословицам и поговоркам;

- оформление родителями страниц рукотворной книги.

III. Заключительный этап – подведение итогов, рефлексия:

оформление продукта детско-родительского речевого проекта «Слово учит, слово лечит, слово душу веселит» – рукотворных книг совместного творчества педагогов и семей воспитанников «Удивительный мир пословиц и поговорок»;

викторина для воспитанников группы «Пословица недаром молвиться»;

обобщение опыта;

презентация проекта «Слово учит, слово лечит, слово душу веселит» педагогам МКДОУ № 1.

Итоги реализации проекта :

обогатилась развивающая предметно-пространственная среда группы («методическая копилка», иллюстративный материал, настольно-печатные игры);

удалось вовлечь родителей непосредственно в совместную деятельность по созданию условий для целенаправленного использования воспитанниками пословиц и поговорок дома и в детском саду - 70% активных семей;

у воспитанников:

- сформировался устойчивый интерес к пословицам и поговоркам, представление о роли и значении пословиц и поговорок в жизни людей, желание самостоятельно использовать их в речи;

- повысился уровень речевого развития различных компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики).

Они определяют пословицы и поговорки среди других жанров устного народного творчества, понимают разницу между пословицами и поговорками, могут объяснить их значение, овладели семантикой слов и словосочетаний в них, с удовольствием поддерживают применение пословиц и поговорок на занятиях, в повседневной жизни и в определённой ситуации, оценивая свои действия и действия окружающих посредством данного жанра устного народного творчества.

Таким образом, целенаправленная и систематическая работа в рамках реализации детско-родительского речевого проекта «Слово учит, слово лечит, слово душу веселит» позволила в увлекательной форме дать детям возможность проявить свои способности и успешно решить развивающие и коррекционные задачи в развитии речи старших дошкольников с ОНР.

Список информационных источников

1. Кузьмина М. Пословицы. М. : Хатбер-пресс, 2014.- 16 с.

2. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 224 с.

3. Ушакова О. С. Знакомим с литературой детей 5-7 лет: конспекты занятий: [методические рекомендации] / О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. - М. : Творческий Центр Сфера, 2009. - 223 с.

4. Интернет-ресурсы:

5. https:/slavianin.ru/

https://doshkolnik.ru/

https://infourok.ru/

https://logoped.ru/

https://maam.ru/

Публикации по теме:

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольниковИспользование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует – пусть он находится.

Использование приемов театрализации в развитии речи дошкольниковИспользование приемов театрализации в развитии речи дошкольников Обучение детей дошкольного возраста происходит в игровой деятельности. Это естественно для них. Театрализация – тоже игра. В обычной жизни.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Картотека пословиц и поговорок об учебе, знаниях для начальной школы С самого детства человека сопровождают короткие и мудрые изречения - пословицы и поговорки. В них - народная мудрость. Они актуальны на.

Конспект НОД по развитию речи «Конкурс знатоков пословиц и поговорок» Тема: Конкурс знатоков пословиц и поговорок Цель: вызвать интерес к пословицам и поговоркам как яркой, образной форме народного творчества.

Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников»Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников» Целью моей работы был поиск информационно-коммуникативных технологий и внедрение в игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста.

План по реализации проекта: «Сенсорная комната в развитии дошкольников» План по реализации проекта: «Сенсорная комната в развитии дошкольников». Реализация проекта. Для реализации поставленной цели решались следующие.

Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию презентацию:«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников» Театрализованная.

Презентация проекта «Театр Добра» о развитии эмпатии старших дошкольниковПрезентация проекта «Театр Добра» о развитии эмпатии старших дошкольников Театр - один из самых зрелищных и доступных детям видов искусства, так как он, учитывая определенные особенности детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:

Публикация Использование пословиц и поговорок в развитии речи старших дошкольников с ОНР посредством реализации проекта «Слово учит» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Колодяжная на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование пословиц и поговорок в развитии речи старших дошкольников с ОНР посредством реализации проекта «Слово учит»
Опубликовано: 19 марта 2022 в 21:38
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД