МААМ-картинки

Использование нетрадиционного логопедического метода проведения артикуляционной гимнастики в работе с детьми с ТНР

Беседина Галина Михайловна
Использование нетрадиционного логопедического метода проведения артикуляционной гимнастики в работе с детьми с ТНР

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МЕТОДА ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТНР.

Аннотация: Мастер-класс посвящен нетрадиционному логопедическому методу проведения артикуляционной гимнастики – биоэнергопластике в работе с детьми с ТНР.

Ключевые слова: биоэнергопластика, здоровьесберегающие технологии, артикуляционная гимнастика

Публикация «Использование нетрадиционного логопедического метода проведения артикуляционной гимнастики в работе с детьми с ТНР» размещена в разделах

Актуальность: В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития.

Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков необходимо подготовить артикуляционный аппарат, и чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяю такой метод как биоэнергопластика.

Это содружественное взаимодействие руки и языка. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Бионергопластику относят и к нетрадиционным формам проведения артикуляционной гимнастики, и к здоровьесберегающей технологии обучения и развития дошколят, и к нетрадиционному логопедическому методу. Все это говорит о результативности и креативности данной деятельности.

Цель:

ознакомление педагогов с инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации воспитательно-образовательного процесса

помочь воспитателям осуществлять целенаправленную работу по развитию артикуляционного аппарата с использованием метода биоэнергопластики.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с понятием «Биоэнергопластика» и с технологией применения упражнений биоэнергопластики в работе с дошкольниками.

2. Способствовать повышению уровня мотивации и профессиональной компетентности педагогов в области применения инновационных методов.

3. Дать рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики;

Методы : методики биоэнергопластики.

План проведения мастер-класса

1. Вступительное слово мастера: представление метода биоэнергопластики как средства развития речи детей в условиях ФГОС ДО.

2. Представление упражнений биоэнергопластики.

3. «Этапы работы с биоэнергопластикой».

4. Практическая часть.

5. Подведение итогов мастер – класса, рефлексия.

Ход мастер-класса

I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО МАСТЕРА

Добрый день! Мы рады приветствовать вас на своём мастер-классе. Тема мастер-класса «Использование метода биоэнергопластики в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи».

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения детей.

В настоящее время, растёт поколение детей, часто безразличное к речевой деятельности, демонстрирующее нелюбовь к трудным заданиям, избегающее регулярных усилий и трудностей вообще. Речевая коммуникация для таких детей не является личностно значимой. Поэтому так важны поиск и введение в практику новых форм работы с дошкольниками.

Сегодня мы хотим обратить Ваше внимание на упражнения биоэнергопластики в развитии речи дошкольников памяти, внимания, мышления», потому что, считаем, что

а) данная тема моими коллегами недостаточно изучена;

б) имею некоторый положительный опыт использования данных упражнений в своей работе;

в) использование данных методик приносит хорошие результаты в коррекционной работе с дошкольниками.

Нам кажется, эта тема будет интересна не только логопедам, но и всем педагогам, которые работают с детьми.

Биоэнергопластику относят и к нетрадиционным формам проведения артикуляционной гимнастики, и к здоровьесберегающей технологии обучения и развития дошколят, и к нетрадиционному логопедическому методу. Все это говорит о результативности и креативности данной деятельности.

Обо всем по порядку!

Термин «биоэнергопластика» триедин:

Био - человек, как биологический объект.

Энергия - сила для действий.

Пластика - плавность, непрерывность, эмоциональность движений

Биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.

Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, это значительно увеличивает эффективность артикуляционной гимнастики, способствует развитию артикуляционной и пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, значительно усиливает их результативность.

Потенциал бионергопластики:

- синхронизация работы полушарий головного мозга;

- развитие внимания, памяти, мышления;

- коррекция звукопроизношения, фонематических процессов и др.

II. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ

Сейчас я вам продемонстрирую следующие упражнение биоэнергопластики.

«Язычок гулять выходит»

Язычок гулять выходит, (показ языка и 2 пальчика вперед)

Домик он кругом обходит. (облизывание губ и круговые движения пальчиков)

Кто же тут и кто же там?

Он глядит по сторонам. (часики и пальцы в разные стороны).

Как же выполняются артикуляционные упражнения с подключением рук ребенка?

Педагог вместе с ребенком выполняет упражнение, сопровождает показ движением одной руки. Ребенок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движение кистью одной руки. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обоих рук имитирует, повторяет движения артикуляционного аппарата. Педагог следит за качеством и ритмичным выполнением упражнений, при этом двумя руками продолжает давать четкий образец движения.

Чтобы детям было интереснее выполнять упражнения, в своей работе мы используем не только стихи, но и адаптированные сказки В. Сутеева, С. Прокофьевой, И. Пивоваровой и других авторов для занятий биоэнергопластикой (сюжетные линии можно менять, и героев можно подобрать в соответствии с названиями упражнений).

НАПРИМЕР, сказка «Пчела»

Жила – была в лесу пчела. Дом у неё был на дереве в дупле.

(упражнение «Дятел» - дятел долбит дупло)

Пчела целыми днями в поле летала и мёд собирала. Проснётся Пчела рано утром, улыбнётся новому дню,

(упражнение «Улыбка»)

умоется, почистит зубки, сделает зарядку,

(упражнение «Почистим зубы») посмотрит на часы и летит в поле. (упражнение «Часики») С помощью своего хоботка Пчела собирала мёд. (упражнение «Хоботок») А вечером она пила чай, (упражнение «Чашечка») (упражнение «Приклей конфетку») ела блинчики (упражнение «Лопаточка») с ароматным вкусным мёдом. (упражнение «Вкусное варенье»).

Однажды она познакомилась с Человеком,

Подружилась с ним.

Человек в саду для Пчелы построил деревянный дом,

(упражнение «Грибок»)

и живёт Пчела с тех пор в удобном улье.

И добром за добро Человеку платит – вкусным мёдом угощает

(упражнение «Вкусный мед»)

Особенности нашей работы :

1. Знакомим ребенка с артикуляционным упражнением (взрослый сопровождает показ одной рукой). Отрабатываем его перед зеркалом. Ребенок руки не подключает.

2. Ребенок подключает ведущую руку.

3. Движения достигли плавности - подключаем вторую руку.

Не спешите с переходом от одного этапа к другому. Добейтесь, плавности, уверенности в движениях.

III. ЭТАПЫ РАБОТЫ С БИОЭНЕРГОПЛАСТИКОЙ

Образовательная деятельность с использованием артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает следующие этапы:

Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.

К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука. Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.

Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.

IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Уважаемые коллеги, а сейчас мы предлагаем вам самостоятельно придумать и выполнить упражнения биоэнергопластики, используя речевое сопровождение. Предлагаемые сказки придуманы для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад различных звуков. Артикуляционные упражнения вам уже прописаны, нужно придумать к ним пальчиковые движения.

Сказка «Ленивый котёнок»

Жил-был ленивый котенок. Все вре­мя он лежал на крылечке. (Упражнение «лопаточка».).

Отшлепала его как-то ба­бушка (пя-пя-пя) : «Мышей не ловишь!» Обиделся котенок и ушел в лес. Идет по тропинке, она то широкая, то узкая. (Язык широкий-узкий.). То горочка, то низинка. (Язык вверх-вниз.).

Вдруг увидел он забор. (Упражнение «забор».) За забо­ром был дом с окошками. («Трубочка-улыбка».) В домике жил петушок. Стали они жить вместе. Котенок помог петуш­ку сделать ремонт — покрасил потолочек. («Маляр».) Каждое утро они чисти­ли зубы. («Почистили зубки».). Котик ис­правил часы. (Язык вправо-влево.). Пету­шок смолол зерно на мельнице. (Круго­вые движения языком.). Потом они пош­ли кататься на качелях. (Язык вверх-вниз.).

Хитрая лиса решила украсть петушка. Стала она прыгать через забор. (Щелка­нье языком.) Зайчик все это увидел, ре­шил предупредить петушка и забил в барабан. (Д-д-д-д).

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ МАСТЕР – КЛАССА

Проведённая работа с применением биоэнергопластики, внесла много положительных моментов в общее и речевое развитие детей:

Результаты применения биоэнергопластики:

положительная динамика в развитии артикуляционной, пальчиковой моторики, развитии памяти, внимания, мышления, чувства ритма, ориентировки в пространстве;

значительное облегчение постановки и введения звуков в речь.

обеспечение успешности ребенка;

кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчает овладение навыком письма.

выстраивание преемственности в работе всех заинтересованных участников образовательного пространства в коррекции речи детей;

благотворное воздействие на психику ребенка, на его состояние физического и психического здоровья

Уважаемые коллеги!

Сегодня вы увидели мастер-класс по использованию биоэнергопластики как эффективного средства развития речи у детей с ТНР.

Надеюсь, что он был для вас интересным и полезным.

Такие упражнения могут быть использованы не только специалистами, но и родителями. Главное - проявить фантазию!

РЕФЛЕКСИЯ «ПОПАДИ В ЯБЛОЧКО»

Мастер предлагает участникам мастер-класс шпажки – «стрелы» и три яблока:

– красное – педагоги считают полученную информацию актуальной, полезной, новой;

– жёлтое – информация раскрыта недостаточно;

– зелёное – материал был не раскрыт, не понят педагогом.

Педагогам предлагается вколоть «стрелу» в определённое яблоко.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой /Р. Г. Бушлякова – Санкт – Петербург: Детство-пресс. 2020

2. Ишимова О. А. Развитие речемыслительных способностей детей. / О. А. Ишимова – М. Просвещение, 2018

Публикации по теме:

«Использование нетрадиционного материала «алюминиевая фольга» в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Фотоотчет«Использование нетрадиционного материала «алюминиевая фольга» в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Фотоотчет Добрый день, коллеги и гости сайта. Представляю Вашему вниманию фотоотчет презентации своего опыта работы по теме: «Использование нетрадиционного.

Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» «Прежде чем.

Атрибуты для проведения артикуляционной гимнастикиАтрибуты для проведения артикуляционной гимнастики ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут.

Фотоотчет о районном методическом объединении «Использование метода интерактивной игры в работе с педагогами»Фотоотчет о районном методическом объединении «Использование метода интерактивной игры в работе с педагогами» Фотоотчет с на районного методического объединения «Использование метода интерактивной игры в работе с педагогами» Для повышения профессионального.

Использование метода проектов в работе по воспитанию гуманных качеств у детейИспользование метода проектов в работе по воспитанию гуманных качеств у детей Предлагаю однодневный проект по воспитанию чувства добра у детей дошкольного возраста. Мероприятие проводилось с детьми подготовительной.

Массажные коврики для детей выполненные родителямиМассажные коврики для детей выполненные родителями Основная цель в работе педагога дошкольной образовательной организации - сохранение жизни и здоровья ребенка. Такое широкое понятие включает.

Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда»Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда» Хочу поделиться с коллегами, как я использую логопедическое пособие «Логокуб». Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями разного цвета.

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возрастаИспользование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста Цель методической разработки: создать условия для развития художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством.

Методические приёмы проведения артикуляционной гимнастики с использованием совместных творческих работ детей и родителейМетодические приёмы проведения артикуляционной гимнастики с использованием совместных творческих работ детей и родителей Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Цель артикуляционной.

Проект «Волшебные краски». Использование техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего дошкольного возрастаПроект «Волшебные краски». Использование техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего дошкольного возраста «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего дошкольного возраста» Тип проекта: обучающий, творческий.

Библиотека изображений:

Публикация Использование нетрадиционного логопедического метода проведения артикуляционной гимнастики в работе с детьми с ТНР (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Беседина Галина Михайловна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование нетрадиционного логопедического метода проведения артикуляционной гимнастики в работе с детьми с ТНР
Опубликовано: 12 сентября 2021 в 22:33
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД