Папки-передвижки

Использование нейропсихологических приемов и упражнений в работе логопеда

Татьяна Тарасова
Использование нейропсихологических приемов и упражнений в работе логопеда

Использование нейропсихологических приемов и упражнений в работе логопеда

В коррекционный центр на прием к логопеду чаще всего обращаются родители, дети которых имеют не только речевые нарушения. Как правило, логопедические проблемы – это верхушка айсберга, и именно на это обращают внимание родители. А кроме этого у ребенка выявляются еще и проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием, вниманием, памятью, дети не могут осознать и выполнить сложную инструкцию, так как внимание рассеивается, и они улавливают только какую-то часть. Поэтому чтобы решить логопедические проблемы, необходимо как бы провести подготовительный» этап, улучшить координацию, взаимодействие руки-глаза, повысить концентрацию внимания, улучшить межполушарные связи. Работа логопеда – это всегда междисциплинарный подход к решению проблемы, на занятиях решаются и дефектологические, и психологические проблемы, а в последнее время специалисты включают в свою коррекционную работу и нейропсихологические приемы, игры и упражнения, которые направлены на развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия, синхронизацию работы полушарий, развитие крупной и мелкой моторики, развитие способностей, снятию эмоциональной напряженности; созданию положительного эмоционального настроя, повышение способности к произвольному контролю;

Публикация «Использование нейропсихологических приемов и упражнений в работе логопеда» размещена в разделах

В своей работе я стараюсь включать все эти приемы в каждое занятие, при этом обязательно разъясняю роль этих упражнений родителям и даю их как задание на дом в письменной форме.

Один из важнейших комплексов – это упражнения на координацию и умение сохранять баланс. Сюда входят такие задания, как хождение по бордюрам, игры на балансировочных досках. Иногда упражнения на баланс я включаю на занятиях в качестве вспомогательных, например, отрабатывая грамматику. Ниже приведу в пример несколько упражнений на баланс.

«Поза горы»

Упражнение взято из йоги и является основным для тренировки равновесия. Стоять в ней нужно спокойно и неподвижно, как гора. Выполнять упражнение регулярно.

Встаньте прямо, соедините стопы. Пятки и большие пальцы ног соприкасаются. Вес тела перенесите на центр стопы. Напрягите колени, подтяните вверх коленные чашечки, копчик опустите вниз, сократите верхнюю часть бедер и подтяните задние бедренные мышцы. Лодыжки должны находиться на одной линии. Втяните живот и поднимите его вверх. Грудь раскройте вперед, позвоночник вытягивайте вверх, шею держите прямо. Вытягивайте руки вверх над головой. Если это сложно, держите их опущенными по бокам. Ладони поверните к бедрам. Пальцы сожмите вместе. Следите за тем, чтобы плечи не поднимались.

«Смещение массы тела»

Простое и эффективное упражнение, которое полезно для координации движений и тренировки мышц.

Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Вес равномерно распределите на обе ноги. Перенесите вес на правую сторону, и оторвите левую ногу от пола на высоту 5-10 см. Держите позицию до 30 секунд. Вернитесь в исходное положение и перенесите вес тела на другую ногу. Ваш баланс будет улучшаться, пропорционально количеству повторений. Старайтесь довести равновесие на каждой ноге до 1 минуты.

Поднимаемся на носки Встаньте прямо, приподнимитесь на носки и откиньте голову назад. Задержитесь в этом положении на 30 секунд. Затем закройте глаза и повторите упражнение. Наклоны в сторону, стоя на носках Приподнимитесь на носки и отклоните корпус влево. Совершите 8-10 рывков. Сделайте в другую сторону.

Стойка на одной ноге

Выполняйте его не только в спортзале, но и в повседневной жизни, например, на прогулке или когда стоите в очереди. Так вы сможете укрепить мышцы голеней и стоп, проработать каждую ногу по отдельности, научиться достигать стабильности таза, укрепляя глубокие задние волокна средней ягодичной мышцы.

Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, вес равномерно распределен на обе ноги. Положите руки на бедра. Поднимите левую ногу от пола и согните ее в колене. Зафиксируйте положение на 30 секунд. Вернитесь в исходное положение и повторите с другой ногой. Сделайте по 5 повторов для каждой ноги.

Разнообразить упражнение можно, периодически поворачивая голову то вправо, то влево. Очень важно не фокусировать взгляд на одной точке — это значительно упрощает задачу, или вытягивая носок поднятой ноги как можно дальше от тела. Важно чтобы таз при этом оставался ровным. Следите за тем, чтобы движение зарождалось в тазобедренном суставе, а не в колене. Когда это упражнение на координацию движений будет даваться вам слишком легко, усложните его. Закройте глаза или добавьте произвольные движения руками

"Стойка на одной ноге с гантелями"

Шикарное упражнение не только для тренировки равновесия, но для всех мышц кора. Встаньте в исходное положение как в предыдущем упражнении. В руки возьмите гантели. Согните руки с гантелями в локте так, чтобы образовался угол в 90. Одновременно поднимите правую и согните ее в колене. Держите положение до 30 секунд. Вернитесь в исходное положение и повторите упражнение встав на другую ногу. Чтобы усложнить упражнение вы можете балансировать на одной ноге, стоя на мешке с песком.

"

Прыжки со сменой ног"

В транспорте старайтесь удерживать равновесие, не держась за поручень. При этом не отходите далеко от поручня и будьте готовы в любой момент помочь себе руками. Иначе упражнение может привести к травмам и критике со стороны других пассажиров.

"Работа рук в разных направлениях"

Исходное положение – одна ладонь размещается около головы, а вторая около живота. Расстояние от ладоней до тела – порядка 10 сантиметров. Упражнение заключается в следующем: первая рука дотрагивается до темени, а вторая в то же время описывает круги параллельно плоскости живота. Через минуту руки нужно поменять.

«Стойка лучника»

Это упражнение мы взяли из китайской гимнастики Тай Чи, которая оказывает мощное исцеляющее воздействие на организм. Она повышает гибкость, укрепляет суставы, стабилизирует иммунную и сердечно-сосудистую систему. Выпады в стиле Тай-чи помогают тренировать равновесие, сформировать красивую линию бедер, подтянуть ягодицы, укрепить икры.

Поставьте ноги на ширине плеч, руки вытяните перед собой на уровне груди. Сделайте широкий шаг вперед, так чтобы колено было согнуто под углом 45 градусов (следите, чтобы колено располагалось точно над щиколоткой). Одновременно с шагом вперед выпрямите руки над головой и сложите ладонями друг к другу. Зафиксируйте положение. Сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха, и, оттолкнувшись передней ногой, примите исходное положение.

"Поза ласточки"

В позе ласточки ваш корпус должен быть параллелен полу. Расставьте руки в сторону и отведите одну ногу назад – сделайте «ласточку». Держите эту позу 1 минуту для правой ноги и 1 для левой. Корпус должен составлять одну линию с отведенной назад ногой и быть параллелен полу. Хотите посложнее – закройте глаза.

"Ловим мяч, стоя на одной ноге"

Встаньте напротив стены и поднимите одну ногу. Кидайте мяч в стену и ловите его одной или двумя руками. При этом всё время смотрите на мяч.

"Походка кошки"

Ходьба по линии укрепляет мышцы стабилизаторы и развивает чувство баланса. Замечательное упражнение, которое можно выполнять во время прогулок на свежем воздухе. В детстве все мы любили ходить по узким бордюрам. Пора бы вспомнить эту привычку. Мягко ступайте по узкому бордюру и старайтесь сохранять равновесие, при необходимости помогая себе движением рук, как только привыкните – идите быстрее. Также это упражнение на координацию можно выполнять и дома. Просто расстелите на полу сантиметровую ленту и двигайтесь наступая на неё.

"Тренируем движения рук — учимся жонглировать"

В каждую руку возьмите по теннисному мячику. Подкидывайте и ловите их, не меняя руки (правая подбросила — она же поймала). Продолжайте в течение 1 минуты. Попробуйте усложнить предыдущее упражнение. Теперь левая рука подбрасывает, а правая ловит и наоборот. Время выполнения — 1 минута. Добавьте третий мячик и попробуйте жонглировать. Это не так просто как кажется на первый взгляд, но ведь вы трудностей не боитесь?

"Ловим мелкие предметы, камешки, монеты"

Согните руку в локте и поднимите её так, чтобы кисть оказалась возле уха, а предплечье было параллельно полу. На локоть положите несколько монет или мелких камешков. Упругим движением разогните руку, не допуская щелчка в локтевом суставе (разгибаем руку не до конца). Попытайтесь поймать все монеты кистью. Выполните движение 5 раз на каждую руку. Новичкам лучше начинать с одного мелкого предмета. Если такое движение выполнить сложно – просто подкидывайте монету в воздух и ловите ее поочередно одной и другой рукой.

Вы можете использовать любые упражнения из комплекса йоги, пилатеса или лечебной гимнастики

Очень хорошо себя зарекомендовал комплекс упражнений под названием «Гимнастика мозга», разработанный американскими нейропсихологами Полом И. Деннисон и Гейл Деннисон. Описание и комплекс упражнений можно найти на просторах Интернета. Я приведу в качестве ознакомления несколько упражнений.

Как разминку использую их всегда на занятиях со школьниками с дислексией и дисграфией, так как эти упражнения направлены на развитие учебных навыков. Эти упражнения – практическая часть образовательной кинестетики. Они полезны как детям, так и родителям, а также дедушкам и бабушкам, потому помогут снять усталость глаз, напряжение шеи, боль в спине после работы за компьютером или вождения машины. Особенно они рекомендуются «очкарикам», так как улучшают работу глазных мышц, укрепляют связь «рука–глаз». И, пожалуй, самое главное, стимулируют желание фантазировать и активно творить.

Упражнение «КРОСС КРОЛЫ»

Вариант 1.

Ползайте по полу, как ребенок. Можно просто маршировать на месте или с минимальным продвижением.

Вариант 2.

Стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях пальцами вверх. Поднимите правое бедро и одновременно наклонитесь к нему левым плечом. Выпрямитесь. Поднимите левое бедро и одновременно наклонитесь к нему правым плечом. Голова слегка поворачивается в сторону наклона. Рот и губы расслаблены.

Терапевтический эффект. Упражнение улучшает интеграция левого и правого полушария. Активизируется работа прямых и косых мышц живота, что способствует снижению веса и улучшению работы внутренних органов. Заставляя работать мышцы живота, расслабляет поясничную мышцу и тем самым снимает боль в спине при радикулите, но выполнять упражнение нужно медленно в положении лежа.

Упражнение «КНОПКИ МОЗГА».

Большой и указательный пальцы левой руки поставьте под ключицы (в том месте есть 2 ямки). Правая рука расположена на пупке. Слегка помассируйте ямки в течение минуты. Поменяйте положение рук. Также нужно массировать ямочки, расположенные между 1 и 2 ребром под ключицами.

Терапевтический эффект. Это мощная нейролимфатическая зона с крупными сосудами, идущими от сердца, поэтому упражнение синхронизирует работу крупных сосудов мозга и сердца. Упражнение увеличивают тонус коры головного мозга, а массаж биологически активных точек позволяет заставить работать обе половинки мозга.

Упражнение «КОЛПАК ДЛЯ ДУМАНЬЯ».

Возьмитесь за верхнюю часть уха, так чтоб большой палец был сзади, а остальные четыре на переднем крае, и мягко массируйте, продвигаясь по краю уха сверху вниз и слегка растягивая назад и выворачивая каждую точку уха.

Затем поверните голову влево до предела. Массируйте себе уши, позволяя голове уходить все дальше и дальше. При этом старайтесь заглянуть назад как можно дальше. Массаж делайте сверху вниз. Когда голова повернется до предела, прекратите выполнение упражнение. Поверните то же вправо.

Терапевтический эффект. На крае уха расположено много биологически активных точек, связанных с позвоночником. Массаж этих точек позволяет растянуть и расслабить весь позвоночник. Улучшается кровоснабжение мозга, активизируются мыслительные процессы.

Упражнение «СОВА».

Возьмитесь правой рукой за левое плечо посередине, слегка поверните голову влево. Разминайте мышцу, на выдохе сжимая пальцы и произнося «УХ». Глаза расширьте и смотрите, как сова. Голову немного поворачиваете из стороны в сторону. Повторите то же левой рукой.

Терапевтический эффект. Благодаря «уханью», снимаются челюстные зажимы, что делает речь более связной. Это упражнение особенно полезно после длительного письма, работы с компьютером, вождения машины (для взрослых). Упражнение объединяет все каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический. Оно также стимулирует внутреннюю речь и творческое мышление. Как следствие, улучшаются навыки чтения, слушания, письма, речи, повышается внимание, улучшается память. Выполняя движения, важно добиться, чтобы работало все тело.

Упражнение «ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЕРКИ».

Поставьте ноги на ширине плеч, стопы параллельны, колени слегка согнуты. Тело расслаблено. Согните левую руку в локтевом суставе и выставите вперед. Большой палец смотрит наверх. Зафиксируйте на нем взгляд. Большой палец руки на серединной линии тела. Нарисуйте лежащую восьмерку, следя глазам за движением большого пальца.

Повторите то же правой рукой.

Потом выполните его двумя руками вместе.

Терапевтический эффект. Восьмерки в воздухе для синхронизации деятельности мозга и тела. Во время движения глаз, следящих за движением пальца, растягиваются все восемь пар глазных мышц, улучшается кровоснабжение глаз, и это способствует восстановлению зрения. Глаза тесно связаны с позвоночником и общим лимфотоком в организме. Ленивые восьмерки активизируют работу крестцовых и мышц живота и улучшает работу внутренних органов. Они раскрепощают шейный отдел позвоночника, в связи с чем лучше циркулирует спинномозговая жидкость.

Упражнение «КРЮКИ ДЭНИСОНА».

1 часть.

Поставьте ноги скрестно, руки вытяните вперед ладонями наружу. Соедините ладони, переплетая пальцы и выворачивая руки к груди.

Язык прижмите к небу, глаза поднимите вверх.

Стойте в таком положении столько времени, сколько вам будет комфортно.

2 часть.

Стойка – ноги врозь, ладони соедините лодочкой, руки вниз на уровне низа живота. Глаза опустите вниз, язык прижмите к небу. Стойте в таком положении столько времени, сколько вам будет комфортно.

Это упражнение можно выполнять, сидя на стуле. Ладони, соединенные лодочкой нужно положить на колени, посмотреть на них и подумать о проблеме, вызвавшей стрессовую ситуацию.

Терапевтический эффект. В перекрестном положении рук и ног происходит мощная интеграция полушарий головного мозга. Эта поза помогает человеку постепенно успокоиться, снять стресс и напряжение.

Как и упражнения на баланс даю «Гимнастику мозга» как домашние задание для ежедневного использования. Как показывает практика и отзывы родителей, если ребенок выполняет эти упражнения раз в день, у него улучшается самочувствие, настроение, повышается работоспособность, и как следствие, повышается школьная успеваемость.

Пальчиковая гимнастика является неотъемлемой частью логопедического занятия и обязательным домашним заданием. Упражнения на реципрокные движения помогают улучшить межполушарные взаимодействия в двигательной сфере.

Эти упражнения можно условно разделить на две группы: для малышей и детей, начиная с 4-5 летнего возраста и заканчивая взрослыми.

Для малышей можно использовать упражнения из книги Е. Косиновой «Большой учебник для логопеда»:

«Фонарики»

Вариант 1.

Исходное положение. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.

Фонарики зажглись!

(пальцы выпрямить)

Фонарики погасли!

(пальцы сжать)

Упражнение выполнять несколько раз.

Вариант 2 (усложнённый).

Поочерёдно сжимать и разжимать пальцы рук на счёт «раз—два».

На «раз»: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты.

На «два»: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты.

Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп. Упражнение можно выполнять сначала на счёт, а потом — сопровождая движения ритмично проговариваемыми строчками:

Мы фонарики зажжём,

А потом гулять пойдём!

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают!

"Флажки"

Вариант 1.

Исходное положение. Расположить ладони перед собой. Одновременно опускать и поднимать ладони, сопровождая движения стихами. Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно предложить опускать и поднимать ладони, не сгибая пальцы.

Я в руках флажки держу

И ребятам всем машу!

Вариант 2 (усложнённый).

Поочерёдно менять положение рук на счёт: «раз—два».

«Раз»: левая рука — выпрямлена, поднята вверх, правая рука — опущена

вниз.

«Два»: левая рука — опущена вниз, правая рука — поднята вверх.

"Шарик"

Исходное положение. Пальчики обеих рук собраны «щепотью» и соприкасаются кончиками. «Надуваем шарик»: придать пальцам такое положение, какое бывает, когда руки держат мячик или шарик.

«Шарик лопнул»: пальцы возвращаются в исходное положение.

Я надул упругий шарик,

Укусил его комарик.

Лопнул шарик — не беда,

Новый шар надую я.

В этой книге много забавных и интересныхх упражнений, сопровождаемых стихами.

Для детей, начиная с 4-5 летнего возраста, школьников предлагаются более сложные игры и упражнения.

1. Ладони положить на стол, пальцы вместе. Затем одновременно переворачиваем ладони и кладем на стол тыльной стороной.

2. Ладони положить на стол, пальцы вместе, только переворот нужно делать высоко в воздухе.

3. Правая ладонь прижата к столу, левая прижата, но тыльной стороной. (в зеркальном отражении, переворачиваем их одновременно, правую кладем на тыльную сторону, левую- ладонью вниз (также в зеркальном отражении)

4. Правая ладонь прижата к столу, левая прижата, но тыльной стороной (в зеркальном отражении, Все делается также как и в упражнении 3, но руки поднимаются высоко.

5. Ладони на столе, затем их одновременно сжимаем в кулаки.

6. Ладони на столе, затем их одновременно сжимаем в кулаки (Упражнения 5, только руки поднимаем высоко.

7. Кулак-ладонь. Правая рука сжата в кулак, левая ладонью вниз лежит на столе. Затем меняем. Правая – ладонь вниз, левая – кулак.

8. Упражнение 7, только руки поднимаем высоко при смене положения.

9. Ладони обеих рук на столе. Затем одновременно ставим их на ребро.

10. Правая рука на столе, ладонью вниз, левая – ребром, затем одновременно меняем: правая – ребро (заборчик, левая –ладонью вниз.

11. Руки в кулак, выпрямляем мизинец и указательный палец (делаем корову, затем меняем положение пальцев на указательный и средний (коза).

12. Правая рука – корова, левая – коза, затем меняем одновременно: правая – коза, левая – корова.

13. Кулак-ребро-ладонь. Сначала делаем упражнение правой рукой, затем левой, далее, когда будет получаться, делаем одновременно двумя руками.

14. Лёвой рукой схватить правое ухо. Правой рукой – левое ухо. Затем делать одновременно

Всегда большой интерес вызывает нейропсихологическая игра «Попробуй повтори" или ее аналоги "Повтори за мной", "А ну-ка повтори!". Эти игры можно приобрести в книжных магазинах или интернет-магазинах с детскими пособиями и играми. Данные игры предназначены для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста, подростков и даже взрослых. Играть можно как индивидуально, так и в группе. В этой игре участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Воспроизведение нарисованных на карточках движений — задача нетривиальная. Трудность заключается не в том, что движения требуют особых физических способностей, а в их непривычности, непохожести на те, что люди осуществляют в быту каждый день. С первого раза некоторые движения не выполнит даже взрослый. Но трудная и при этом посильная задача поднимает настроение и рождает поиск, а поисковая активность, в свою очередь, вызывает возбуждение в глубинных структурах мозга, которые активизируют работу полушарий. Кроме того, игра способствует развитию внимания, пространственных представлений, улучшает реакцию. И несмотря на простоту и увлекательность, является эффективным инструментом работы логопеда.

На межполушарное взаимодействие можно использовать различные игры или прописи, где должны быть задействованы обе руки одновременно. Я использую игры с нарисованными дорожками различной сложности

Двигаясь по дорожкам одновременно двумя руками, можно пропевать гласные звуки, читать чистоговорки, и многое другое.

Сейчас продается множество книжек-раскрасок для раскрашивания двумя руками одновременно, которые я рекомендую в качестве домашних заданий как для развития межполушарного взаимодействия, так и отработки графических навыков.

В отдельную категорию нейропсихологических приемов можно выделить игры с мячом, которые можно использовать и как физкультминутки, и как часть упражнений при отработке лексических и грамматических тем, звукослогового анализа.

"Мельница"

Цель: развитие внимания, контроль двигательной активности.

Условия игры. Все играющие становятся в круг на расстоянии не меньше 2-х метров друг от друга. Один из игроков получает мяч и передает его другому, тот третьему и т. д. постепенно скорость передачи увеличивается. Игрок, который упустил мяч или бросил его неправильно, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним.

Примечание. Игру можно усложнить тем, что кто-то будет отбивать ритм, под который игроки будут перебрасывать друг другу мяч, т. е. е задействовать слуховое внимание. Кроме того, этот ритм может меняться (то быстрее, то медленней).

"Поймай мяч"

Цель: закреплять умение подбирать слова на заданный звук, развивать умение работать в команде.

Условия игры. Ребёнку предлагается подобрать слово на заданный звук и попасть мячом в ведерко. Если игра проводится в команде, то побеждает та, у которой за определённый промежуток времени будет больше слов и попаданий.

Игра способствует активизации словаря. Здесь мы можем в игровой форме закреплять понятие звука, умение подбирать слово на заданный звук, умение слышать себя и контролировать своих друзей. Т. к. задание выполняется в игровой двигательной форме, то дети не утомляются, повышается их интерес к обучению.

"Найди звук"

Цель: развитие фонематического восприятия, слухового внимания

Игра на развитие фонематического восприятия в движении. Хорошо идёт работа над определением наличия звука в слове.

Условия игры: Дети встают в круг, им даётся установка о том, какой звук мы ищем в слове. Игра производится с мячом. Если в слове есть заданный звук, то ребёнок ударяет об пол мячом, если нет, то подкидывает вверх и возвращает ведущему. Игра усложняется за счёт увеличения темпа или за счет того, что ведущим становится ребёнок.

«Снежный ком»

Цель: развитие внимания, памяти, преодоление импульсивности, расширение словаря по определённой теме.

Условия игры. Выбирается тема игры: города, животные, растения, имена и т. п. игроки садятся в круг. Первый игрок называет слово по данной тематике, например “слон” (если тема игры – “Животные”) и передает мяч другому игроку. Второй игрок должен повторить первое слово и добавить свое, например, “слон”, “жираф”. Третий говорит: “слон”, “жираф”, “крокодил”. И так далее по кругу до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется. Тогда он выбывает из игры и следит, чтобы не ошибались остальные. И так до тех пор, пока не останется один победитель.

Примечание. Аналогичны образом можно придумывать “Детектив”, по одному слову складывая сюжет. Например: “Ночь”, “улица”, “шаги”, “крик”, “удар” и т. д. можно разрешить детям подсказывать друг другу, но только используя жесты.

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. У детей, имеющих сложности в обучении, прослеживается слабость высших психических функций и межсистемного взаимодействия, нейропсихология же помогает сформировать эти базовые функции для дальнейшего успешного обучения.

Как показывает практика, регулярно включая в логопедические занятия нейропсихологические приемы, игры и упражнения можно гораздо быстрее достичь результата в коррекции речевых нарушений, особенно в коррекции дислексии и дисграфии.

Литература.

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, С. Н. Котягина, Е. Г. Гришина, Т. Ю. Гогберашвили. – М. : 2001. – 272с.

2. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М. : 1996. – 64 с.

3.

Подготовила: учитель-логопед Тарасова Т. Л.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Использование приемов ТРИЗ в работе с дошкольниками Я работаю с детьми 14 лет. Великое счастье для педагога, однажды встретившись с детьми, с малышами, провести их через всё дошкольное детство,.

Использование тауматропа в работе логопедаИспользование тауматропа в работе логопеда Организация обучения детей с нарушениями речи предусматривает постоянную эмоциональную поддержку детей на занятиях и интереса к изучаемому.

Использование интеллект-карт в работе логопедаИспользование интеллект-карт в работе логопеда .

Использование конструктора Лего в работе логопедаИспользование конструктора Лего в работе логопеда МБДОУ ПГО «Детский сад №40 общеразвивающего вида» Фетисова Ксения Александровна, учитель-логопед. «Развиваем речь с помощью LEGO» «Развитие.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектологаИспользование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектолога Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память,.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нейропсихологических приемов и упражнений в работе логопеда
Опубликовано: 26 февраля 2023 в 12:40
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД