Папки-передвижки

Использование логоритмических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР

юлия гончарова
Использование логоритмических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР

Слайд 1.

Здоровье человека – проблема актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Свидетельство тому и закон РФ «Об образовании» (ст. 2; 51, сообщающий, что государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Публикация «Использование логоритмических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах

Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели. По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции - физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей, значительно снизилось число абсолютно здоровых детей (их остаётся не более 10-12%).

Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков - все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей.

В нашем детском саду наряду с воспитанниками с нарушениями речи появляются и дети с задержкой психического развития.

Логопедическая работа в группах для детей с ОВЗ предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются хронические заболевания. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми.

Слайд 2.

Прежде всего работа начинается с создания локальных актов. У нас были разработаны приказы, где прописаны основные программы и приказ о разработке и реализации проекта «Веселая логоритмика» Как учитель-логопед я реализовала «Примерную адаптированную программу коррекционно- развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет «Нищевой Н. В., а вариативная часть моей работы была представлена долгосрочным проектом «Веселая логоритмика», о котором я вам сегодня и расскажу.

Слайд 3.

Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые коррекционной педагогики доказали связь между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы основной задачей педагогов ДОУ стал отбор наиболее эффективных форм и методик работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Одной из таких форм работы является логопедическая ритмика, которая помогает решать оздоровительные, образовательные (познавательные, воспитательные и коррекционные задачи.

Для меня преимущество логоритмики в том, что занятия ею направлены на всестороннее развитие ребенка: совершенствование его речи, овладение коммуникативными навыками, совершенствование двигательных функций и умение ориентироваться в окружающем мире, к тому же создают благоприятные условия для тренировки процесса торможения и возбуждения у детей с речевой патологией, а самое главное- усиливает интерес ребенка к коррекционно-развивающим занятиям.

Слайд 4.

Прежде чем говорить о проекте, давайте уточним, что такое логоритмика.

Логоритмика – система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых с целью логопедической коррекции. Логоритмика является своеобразной формой активной терапии (Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М., «Просвещение», 1985)

Слайд 5.

Я предлагаю вашему вниманию проект «Веселая логоритмика». Так как работа по преодолению речевых нарушений процесс длительный и трудоемкий, было принято решение запланировать его долгосрочным, рассчитанным на 2019-2020 учебный год.

Слайд 6.

Перед вами паспорт проекта, в котором прописаны вид, тип, участники, гипотеза проекта, вы все это видите на слайде.

Слайд 7.

Цель: создание условий для преодоления речевых нарушений у детей ст. дошкольного возраста с ТНР через использование логоритмических упражнений с музыкальным сопровождением и без него.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

Задачи :

1. Вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью через использование логоритмики

2. Развивать мелодико- интонационные и просодические компоненты речи через использование упражнений на развитие силы голоса, упражнений на выработку умения управлять темпом речи

3. Обеспечить взаимодействие специалистов, воспитателей и родителей по развитию речевых и неречевых функций дошкольников средствами логоритмики;

4. Создание условий для обогащения РППС музыкального зала, группы и кабинета учителя-логопеда для осуществления логоритмических занятий (банк презентаций, конспектов логоритмических упражнений, игр на развитие дыхания и т. д.)

Слайд 8.

Реализация моего проекта строится на следующих принципах:

Принцип систематичности

Принцип сознательности и активности

Принцип доступности и индивидуализации

Принцип постепенного повышения требований

Принцип наглядности.

Специфические :

Принцип развития

Принцип всестороннего воздействия

Принцип учета симптоматики

Принцип комплексности

Главным я считаю принцип всестороннего воздействия, который учитывает влияние логоритмических занятий на организм в целом. Ритмические и логоритмические средства повышают общую тренированность организма, совершенствуют нервнорефлекторные механизмы регуляции, создавая новые взаимоотношения между функциональными системами дошкольника.

Слайд 9.

Предполагаемый результат реализации нашего проекта:

Дети выполняют движения, согласуя их с речью

У детей развиты мелодико- интонационные и просодические компоненты речи

Разработана схема взаимодействия учителя-логопеда со специалистами

Повысился уровень знаний педагогов и родителей по вопросам преодоления речевых нарушений у детей с ТНР посредством логоритмических упражнений

Создан банк методических разработок (конспекты логоритмических занятий)

Обогащена ППРС группы кабинета элементами костюмов, музыкальной фонотекой

Слайд 10.

Мы определили следующие критерии эффективности проекта:

Повышение уровня речедвигательного развития детей, снижение количества детей, нуждающихся в коррекционной помощи

Повышение уровня взаимодействия между специалистами и воспитателями в работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Повышение интереса детей к логопедическим занятиям и логоритмическим упражнениям

Слайд 11.

В своей работе я выделила 3 этапа :

1 этап – подготовительный (мотивационно-организационный) сентябрь 2019 г.

2 этап – основной (практический) октябрь 2019- май 2020г

3 этап – заключительный (обобщающий) июнь 2020 г

Слайд 12.

Целью подготовительного этапа был анализ условий, созданных в ДОУ. Для внедрения элементов логоритмики в коррекционно-развивающую работу с детьми с ТНР.

На нем была проделана следующая работа : мы провели диагностику уровня речедвигательного развития детей группы компенсирующей направленности, для того, чтобы выявить основные проблемы и определить направления для дальнейшей работы.

Далее, для того чтобы работа была более эффективной, было принято решение в системе использовать здоровьесберегающую технологию логоритмика, т. е. не только на моих занятиях, но и занятиях педагога-психолога,физинструктора, музыкального руководителя, а также в совместной деятельности воспитателя с детьми. Для этого было проведено анкетирование, на котором было выявлено знают ли педагоги об этой технологии, владеют ли ей, используют ли в своей работе. Еще было проведено анкетирование родителей воспитанников с ТНР с целью определения первоначальных знаний о такой здоровьесберегающей технологии как логоритмика. В результате был разработан проект «Веселая логоритмика» и утвержден для использования первым педсоветом. Также был проведен анализ ППРС ДОУ, который показал, что необходимое для внедрения логоритмики оборудование имеется не в полном объеме. В результате был разработан проект «Веселая логоритмика» и утвержден для использования первым педсоветом.

Слайд 13.

На этом слайде вы видите результаты диагностического обследования детей по диагностической методике Н. В. Серебряковой и Л. С. Соломаха. В сентябре было обследовано 20 детей не только мною, но и другими специалистами по следующим направлениям: слуховое внимание, восприятие и воспроизведение ритма, ориентирование в пространстве, состояние общей моторики, состояние мелодико- интонационных и просодических компонентов речи. Результаты диагностики перед вами, и как вы видите, они невысокие. Самые низкие показатели были по следующим разделам: мелодико- интонационные и просодические компоненты речи и ориентирование в пространстве.

Слайд 14.

Подготовительный этап также включал в себя с разработку дополнительной образовательной программы логоритмического кружка «Говоруша». В программе кружка отражены целевой, содержательный и организационный разделы. Все что прописано в каждом разделе, вы видите перед собой на слайде.

Слайд 15.

В содержательном разделе прописан перспективный план логоритмического кружка «Говоруша»,который перед вами на слайде. В плане указаны дата, название занятия и задачи этих занятий. Логоритмические занятия планируются согласно лексическим темам и строятся в форме единой сюжетной линии. Форма проведения занятий – групповая. Предполагаемый результат определен на конец года.

Слайд 16.

Результаты подготовительного этапа представлены на слайде.

Слайд 17.

Целью основного этапа была коррекция речевых нарушений посредством использования логоритмических упражнений. Перед вами на слайде мероприятия, которые мы запланировали на этом этапе.

Слайд 18.

Результатом основного этапа стала разработка серии конспектов и схемы

взаимодействия учителя-логопеда со специалистами, пополнение среды необходимым оборудованием (колокольчики, бубны по количеству детей, ленточки, мячи, палки для перешагивания, маски, шапочки и др., и организация работы с родителями по повышению их компетентности в вопросах использования логоритмики в домашних условиях.

Слайд 19.

Перед вами Схема взаимодействие учителя-логопеда со специалистами. Здесь мы прописали формы работы по использованию логоритмики в своей работе воспитателю, муз. руководителю, физ. инструктору, педагогу-психологу.

Слайд 20.

Целью этого этапа было определение эффективности реализации проекта.

Слайд 21.

Было проведено повторное обследование детей, которое показало, что значительно повысился уровень практически по всем разделам диагностики речедвигательного развития, кроме состояния мелодико- интонационных и просодических компонентов речи. Над этим нам придется работать в дальнейшем.

Слайд 22.

Кроме того, было проведено повторное анкетирование, которое также показало положительную динамику как у педагогов, так и у родителей по использованию логоритмики в детском саду и дома.

Слайд 23.

Также на заключительном этапе был проведен повторный анализ ППРС, который показал, что среда полностью сформирована для использования такой здоровьесберегающей технологии как мной, так и воспитателем и другими специалистами детского сада. Для этого в ДОУ были приобретены шумовые инструменты для музыкального зала, в группе оформлены картотеки и фонотеки по логоритмике Железновых по различным лексическим темам. Однако же не в полном объеме удалось реализовать задачу по развитию мелодико- интонационных и просодических компонентов речи. Мы выдвигаем ее в точки роста и планируем уделять ей более пристальное внимание.

Таким образом, в результате анализа эффективности проекта было определено, что использование логоритмических упражнений для работы с детьми с ТНР дает положительный результат, поэтому данный опыт работы был представлен на итоговом педсовете ДОУ, на федеральном уровне- опубликован на сайте «Педагогика 21 века» и на муниципальном уровне- на базе МОП сейчас.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровленияИспользование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития умственных способностей.

«Использование нетрадиционного материала «алюминиевая фольга» в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Фотоотчет«Использование нетрадиционного материала «алюминиевая фольга» в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Фотоотчет Добрый день, коллеги и гости сайта. Представляю Вашему вниманию фотоотчет презентации своего опыта работы по теме: «Использование нетрадиционного.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Хочу поделиться опытом применения в практике нашего дошкольного учреждения интеллект-карты по видам спорта. Немного сведений о том, что.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Консультация для воспитателей «Основные аспекты арт-терапевтических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста» Уважаемые воспитатели, все упражнения по арт-терапии являются инструментом для изучения идей, чувств и событий, для развития межличностных.

Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста Методическая разработка "Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста. " Автор-составитель: Гаранина Елена Михайловна.

Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста»Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Обобщение опыта по теме: «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Уважаемые коллеги хочу поделиться.

Библиотека изображений:

Публикация Использование логоритмических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем юлия гончарова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование логоритмических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР
Опубликовано: 21 декабря 2020 в 13:58
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД