Лучший педагог года

Использование логоритмических упражнений на музыкальных занятиях

татяна виткалова
Использование логоритмических упражнений на музыкальных занятиях

Тема: «Использование логоритмических упражнений на музыкальных занятиях в ДОУ»

Цель: Повышения уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений на музыкальных занятиях и в образовательной деятельности детей дошкольного возраста.

Задачи:

-Познакомить с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях с использованием логоритмики.

Публикация «Использование логоритмических упражнений на музыкальных занятиях» размещена в разделах

-Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.

- Создать условия для обретения педагогами своего собственного профессионального стиля при работе с детьми.

«Возможно, самое лучшее, самое радостное, что есть в жизни

Это красивая речь и свободное движение под музыку.

И ребёнка этому можно научить.» А. И. Буренина.

В последние годы отмечается увеличение детей, имеющих нарушения речи, наблюдается излишнее напряжение мышечного тонуса при движениях или наоборот вялость, несобранность. Имеются темповые нарушения и общая моторная неловкость, слабо развит артикуляционный аппарат и музыкально-сенсорные способности.

Впрограммах по которым я работаю «Васильевой»-порционно «Детство» «Радуга» «Ладушки» пришла к выводу, что в них недостаточно методов и приёмов коррекции речедвигательных нарушений. Познакомившись с методическими рекомендациями Картушиной М. Ю, Бурениной А. И, Вороновой А. Б. ,Волковой Г. А,Слуцкой убедилась что,

-целеноправленное формирование слухо-зрительно-двигательной координации у дошкольников возможно средствами музыкально-ритмических занятий и логоритмических упражнений.

И конечно встал вопрос, как организовать логоритмическую работу с детьми, которая была бы направлена на стимуляцию двигательной активности, формирование и развитие сенсорных способностей, как устранить

речедвигательные нарушения через музыкальное восприятие.

Цели и Задачи:

1: Отбор результативных методов и приёмов по развитию музыкально-сенсорных способностей, творческой активности и эмоционального благополучия детей.

2: Подобрать комплексы логоритмических упражнений.

3: Изменить структуру и содержание музыкальных занятий.

4: Внедрение на практике работы новых авторских методик Вороновой «Логоритмика в речевых группах» Картушиной, «Логоритмические занятия в детском саду» Шикаловой Т. И, «Программа Вдохновение» на развитие музыкальных способностей.

Осуществление поставленных целей и задач веду через систему логоритмической работы «слово+движение+музыка+творчество»

Логоритмика- это специальная методика, направленная на коррекцию психических процессов и свойств личности, двигательного аппарата, ряда речевых недостатков и все они связаны с разными видами музыкальной деятельности : слушание, исполнительство, творчество.

Логоритмика опирается на сочетание слова и музыкального ритма и включает импровизированный аккомпанемент ритмических движений тела в соответствие с музыкой или без неё, пальчиковые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры песни, стихи.

В основу логоритмических занятий входят слово, движение, музыка и творчество.

Как по принципу КАРЛА-ОРФА «Обучение в действии»

Действие-это гарантия усвоения любого занятия.

Педагог вовлекает детей в процесс активных действий связанных с познанием (музыки, литературы и т. д.) и всё это повышает интерес детей к занятиям, пробуждает их мысли и фантазию.

Логоритмические упражнения :

Решают следующие коррекционные задачи:

1: Развитие слухового и зрительного восприятия.

2: Совершенствование общей и мелкой моторики.

3: Развитие дыхания, координация слуха и голоса, артикуляционного аппарата.

4: Нормализация памяти, внимания, мышления, регуляция процессов возбуждения и торможения.

5: Укрепление двигательного аппарата, развитие равновесия, свободы движения и т. д.

6: Выроботка чётких координированных движений со взаимосвязью с речью.

Выбор упражнений зависит от того, какого возраста дети и какие задачи должны решаться в этом упражнение.

Необходимым условием занятия логоритмики является создание условий для возникновения удивления, желание подражать взрослому и активно учавствовать в процессе занятия.

Использование сказочных персонажей, атрибутов, сюжетно-ролевых игр, всё это стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.

Основные требования к построению логоритмических занятий.

Занятие по логоритмике провожу регулярно, на протяжении всего года начиная с младшей группы, придерживаясь обычной структуры музыкального занятия.

Например:

1 ЧАСТЬ: ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ.

Первое занятие : Знакомлю с новыми движениями по подражению взрослому.

Дети вслушиваются в текст песни или стихотворения, или знакомятся с сюжетом новой игры.

Второе занятие : Внимание детей привлекается к качеству выполнения основных движений или упражнений. Совместно со взрослыми дети учатся воспроизводить разучиваемый текст песни или стихотворения, сопровождать речь движениями, отвечать на вопросы по содержанию игры.

Третье занятие : Дети самостоятельно учатся воспроизводить движения или танцевальные элементы, руководствуясь только речевой инструкцией или соответствующей движению музыкой.

Четвёртое занятие : Дети свободно могут ориентироваться по тексту стихотворения или песни, передают их построение, умеют соблюдать основные правила игры.

Главными принципами достижения эффективности в работе над логоритмическими упражнениями является индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.

Речевой материал логоритмических упражнений предварительно не разучивается, а проводится по подражанию. Во время речевых упражнений желательно, что бы дети стояли все вмести с педагогом в кругу, рассыпной или сделали полукруг. Такое расположение даёт возможность хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать синхронно речевой материал.

В логоритмические упражнения включаются :

1: Ходьба и маршировка в различных направлениях.

2: Упражнение на развитие дыхания, голос, артикуляции.

3: Упражнение регулирующее мышечный тонус.

4: Упражнение активизирующее внимание и память.

5: Счётные упражнения, формирующие чувство музыкального размера.

6: Упражнение формирующие чувство музыкального темпа и ритма.

7: Пение.

8: Упражнение в игре на музыкальных инструментах.

9: Самостоятельная музыкальная деятельность.

10: Игровая деятельность.

11: Упражнение для развития творческой инициативы.

Основными принципами всего перечисленного является тесная связь движения с музыкой, включение речевого материала.

Методы и приёмы логоритмики в разных видах деятельности.

Слушание музыки : Через слушание музыки я пытаюсь обогатить эмоциональную сферу детей, развиваю память и внимание, психомоторную функцию, фантазию, мелкую моторику, а также слухо-зрительную двигательную координацию. Я убедилась, что сочетание слов музыки, зрительного образа и инсценирования, углубляют детские впечатления.

Пение: Использую приёмы пропевания мелодии на разные слоги

«ди-да-до-ду» и другие. Наиболее действенный приё м-это:

«Музыкально дидактические игры» развиваем память, мыслительные процессы. Артикуляционная гимнастика -упражнения для языка, щёк, губ, а также мимические упражнения.

Приём проговаривания текста одними губами в разных темпах и самомассаж.

Лучше становится звукоподражание, появляется выразительность в пении.

Также использую двигательные упражнения в пении :

-Вращаем листик.

-Поднять и опустить плечи.

-Деревянные и тряпочные куклы и т. д.

Ну и МРД:

-Ритмические игры

-Коммуникативные игры и танцы (что вы видели, согласовывали движения с движениями других детей, в таких танцах дети преодолевают застенчивость)

Логоритмический материал, изучаемый на занятии, закрепляется в самостоятельной деятельности в группе. Для этого в каждой группе организована развивающая среда: музыкальная деятельность, игры, ритмические игры, каталог логоритмических упражнений.

Эта работа производится детьми самостоятельно или воспитателем.

Результат

1. Сформировать умение ритмично выполнить движения в соответствии со словами, выразительно передавать заданный характер, образ.

2. Способность правильно выполнять артикуляции звуков.

3. Способность ориентироваться в пространстве и улучшение показателей слухового, зрительного и двигательного внимания и памяти.

4. Улучшение показателей диагностики.

Занимаясь логоритмикой, учитываю меж-предметную связь по областям ФГОС.

1. Познание: занятия, беседы, игры, наблюдения.

2. Социализация: музыкально-динамические игры, сюжетно-ролевые.

3. Художественная литература (познавательной направленности) : стихи, потешки, считалки, частушки, тексты песен и т. д.

4. Музыка : музыкальные произведения, песни, танцы, музыка для релаксаций, упражнений, игр.

5. Физическая культура: подвижные танцы, игры, развлечения, досуг.

6. Коммуникация: овладение способностями и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

7. Здоровьесберегающие: самомассажи, упражнения на дыхание, упражнения на мышечный тонус и т. д.

Регулярное проведение логоритмических упражнений, способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

АКТУАЛЬНОСТЬ

В логоритмические упражнения включены элементы, имеющие оздоровительную направленность.

- общеразвивающие упражнения.

- упражнения для профилактики плоскостопия.

- простейшие приёмы самомассажа.

- гимнастика для глаз.

-пальчиковые музыкальные игры.

-релаксация под музыку.

- чистоговорки, считалки.

-речевые и музыкальные игры.

- упражнения на развитие чувства ритма и внимания.

ВЗАИМОСВЯЗЬ С РОДИТЕЛЯМИ.

Индивидуальные консультации.

Анкетирование.

Информирование о результатах работы.

Открытые занятия.

РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ И УЗКИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ.

Помощь в овладении методикой по логоритмическому воспитанию.

(консультации, выступления на педагогических советах)

Консультации логопеда, психолога, инструктора по физическому воспитанию.

Публикации по теме:

Оригинальное пособие «Колодец» для организации игр и упражнений на логопедических занятияхОригинальное пособие «Колодец» для организации игр и упражнений на логопедических занятиях Игра: «Буква за буквой» Цель: Закрепление навыка чтения коротких слов. Описание игры: По краям бревнышек колодца в кармашках расставлены.

«Нарисованная музыка» или песочная анимация на музыкальных занятиях в ДОУ«Нарисованная музыка» или песочная анимация на музыкальных занятиях в ДОУ Всем родителям известно, игра в песке — одно из самых любимых занятий детей. В песочнице или на морском побережье, дети увлечены этим.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятияхСохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях» Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения,.

Использование дыхательных упражнений на логопедических занятияхИспользование дыхательных упражнений на логопедических занятиях Для формирования правильной речи важное значение играет развитие речевого дыхания. На своих занятиях я использую дыхательные упражнения.

Использование коммуникативных игр на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Из опыта работы «Использование игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития Ребёнка детский сад «Берёзка» Из опыта работы.

Консультация для педагогов «Использование фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики» Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмикиВсе окружающее нас живет по законам ритма. Смена.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях. 1. Музыка или шум?Цель: Научить определять происхождение звуков и различать.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчетЗдоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчет Использование нетрадиционных методов и приемов результативно для развития дошкольников. Особо остро в настоящее время стоит вопрос о здоровье.

Библиотека изображений:

Публикация Использование логоритмических упражнений на музыкальных занятиях (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем татяна виткалова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование логоритмических упражнений на музыкальных занятиях
Опубликовано: 22 декабря 2020 в 21:24
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД