Лучший педагог года

Использование интеллектуальных карт в работе учителя-логопеда

Касимова Евгения
Использование интеллектуальных карт в работе учителя-логопеда

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.

Особенности детей с ОВЗ:

• Недостаточность объема словаря.

• Недостаточное понимание и различение грамматических форм.

• Затруднения, а иногда невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста.

• Несформированность артикуляционной моторики, физиологического и фонационного дыхания.

• Сложности при автоматизации поставленных звуков.

• Нарушены внимание, память, мышление.

Публикация «Использование интеллектуальных карт в работе учителя-логопеда» размещена в разделах

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. На сегодняшний день существует множество новых развивающих педагогических технологий, которые успешно используются при коррекции речевых нарушений. Одной из таких технологий является метод интеллектуальных карт, разработанный В. М. Акименко для использования в развитии связной речи детей.

Интеллект карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Отличительным свойством методики является задействование в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме (ключевые слова). При построении интеллект карт идеи становятся более чёткими и понятными, хорошо усваиваются связи между ними; метод позволяет воспринять материал как единое целое. Карты легко поддаются расширению и модернизации, реализуя принцип движения от общего к деталям. Кроме того, их можно легко и быстро повторять, что способствует прочному закреплению материала в памяти.

При работе с интеллект картами можно решать разнообразные коррекционные задачи:

1) Развивать артикуляционную моторику,

2) формировать лексико-грамматическую структуру речи,

3) развивать связную речь,

4) формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Наглядность интеллект-карты вызывает у ребенка желание высказаться. Если у ребёнка есть словарь, но нет желания и представления, о чём и как говорить, педагог вынужден будет постоянно побуждать его, стимулировать наводящими вопросами, вызывая мотивацию к устному высказыванию. Если у ребёнка есть мотивация, но нет словаря и плана высказывания, то дошкольник уже после нескольких слов начнёт молча ждать помощи от взрослого. Формирование связной речи с применением интеллектуальных карт у детей объединяет все три перечисленных фактора: ребёнок видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря, план высказывания, отражённого в каждой ветви дерева карты, и у него возникает желание сказать о том, что наглядно и понятно. Аналогично проводится работа над развитием артикуляционной моторики, формированием навыков звукового анализа и синтеза. Интеллектуальные карты помогают структурировать информацию, которую ребёнку предстоит усвоить, разбить её на конкретные образные единицы с последующей организацией их в целостные системы по законам, соответствующим наиболее эффективной работе человеческого мозга.

Моделирование при помощи этих карт формируют следующие логические действия:

• Умение обобщать

• Умение анализировать и синтезировать

• Умение строить логические цепочки рассуждений

• Умение устанавливать причинно-следственные связи

• Умение выдвигать гипотезы и прогнозировать

• Умение доказывать

• Развитие творческих способностей

• Развитие воображения

Так как интеллектуальная карта - это графический способ, то для ее составления есть ряд требований:

• Лист располагается строго горизонтально.

• Главная идея обводится в центре листа.

• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении, используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.

• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации (наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д.).

• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

• Каждая мысль обводится в разный цвет.

В заключение можно сделать вывод о том, что в результате применения интеллектуальных карт дошкольник учится не только усваивать информацию, но и оперативно работать с ней. Это способствует не только речевому развитию воспитанников с ОВЗ, но и развитию высших психических функций. Методика оказывается очень эффективной, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование. Применение карт памяти является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных ребенком, формирует преемственность между детским садом и школой.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Использование агамографа в работе учителя-логопедаИспользование агамографа в работе учителя-логопеда Агамограф - это сложенный "гармошкой" лист бумаги, на котором под определенным углом можно увидеть две картинки. Основа - это две картинки,.

Использование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопедаИспользование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопеда Диски-головоломки - что это такое? Они похожи одновременно на круги Лулия и на пазл. Представляют собой три диска, соединенных друг с другом.

Использование интеллект-карт в работе логопедаИспользование интеллект-карт в работе логопеда .

Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышленияИспользование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышления С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической.

Использование сервиса «МAAM-Картинки» в работе учителя-логопедаИспользование сервиса «МAAM-Картинки» в работе учителя-логопеда Использование сервиса «МААМ-Картинки» в работе учителя-логопеда. В своей деятельности любой учитель-логопед постоянно ищет различные способы.

Мастер-класс для педагогов «Использование конструктора Лего в работе учителя-логопеда»Мастер-класс для педагогов «Использование конструктора Лего в работе учителя-логопеда» Мастер – класс для педагогов «Использование конструктора ЛЕГО в работе учителя-логопеда» Цель: ознакомление педагогов с технологией Лего.

Библиотека изображений:

Публикация Использование интеллектуальных карт в работе учителя-логопеда (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Касимова Евгения на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование интеллектуальных карт в работе учителя-логопеда
Опубликовано: 10 декабря 2023 в 02:30
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД