Получи документы

Использование ИКТ технологий в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми ОВЗ

елена архарова
Использование ИКТ технологий в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми ОВЗ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ

Е. А. Архарова

В данной статье изучено использование ИКТ технологий в работе педагога- психолога, а также представлены результаты экспериментального исследования по данной проблеме.

Ключевые слова: ОВЗ, девиантное поведение, ИКТ, психические процессы.

Публикация «Использование ИКТ технологий в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми ОВЗ» размещена в разделах

В современном обществе обозначилась тенденция ухудшения здоровьядетей. Как следствие, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, нуждающиеся в специальных условиях обучения из-за особенностей физического и психического развития.

Так же педагоги и родители всё чаще сталкиваются с агрессивным поведением детей, отсутствием интереса к обучению, неумением общаться в детском коллективе, жестокостью, привлечением внимания различными способами (крики, плохие слова, смешки,упрямство и т. д.).У такого поведения есть чёткое определение.

Девиантное поведение (также социальная девиация, отклоняющееся поведение) –устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихсяобщественных норм.

У детей с ОВЗ возможно проявление девиантного поведения, для предотвращения его появления педагогам необходимоосуществлять коррекционно-профилактическое сопровождение[1, с. 451].

Современные тенденции развития образования диктуют постоянную необходимость в использовании инновационных коррекционных технологий, особенно когда речь идёт о детях с ограниченными возможностями здоровья.

Для качественного усвоения детьми информации, должно соблюдаться главное правило –материал должен быть наглядным об этом говорил в своих трудах Я. А. Коменский[3, с. 53].

К. Д. Ушинский описывал принцип наглядности, предусматривающий не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств. Так же, на усвоение ребёнком новой информации влияет мотивация и активность самого ребенка[5, с. 99].

Решая задачи развития детей с ОВЗ, для предупреждения девиантного поведением обратили внимание на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) –это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Средств ИКТ огромное множество. Самыми распространёнными современными устройствами ИКТ являются телефон, компьютер и планшет.

Использование средств ИКТ в организованной образовательной деятельности позволяет повысить мотивацию и активность ребенка, а так же повышает эффективность работы по коррекции нарушений зрительной памяти,концентрации, устойчивости и распределению внимания,логического мышления,пространственных представлений и других психических функций.

Психические процессы – это условное разделение психики на составные элементы, которые позволяют познавать внешний и внутренний мир. Психика выступает в качестве регулятора поведения организма.

Функции психических процессов разделены на три вида.

Познавательные:

• восприятие;

• память;

• мышление;

• ощущение;

• воображение;

• представление;

• речь;

• внимание.

Эмоциональные:

• чувства;

• эмоции;

• стресс;

• аффекты.

Волевые:

• воля;

• постановка цели;

• принятие решения.

Существует взаимосвязь психических процессов, которая выражается, в том, что развитие памяти невозможно без развития внимания, развитие восприятия невозможно без развития памяти и так далее.

Применение ИКТ с детьми с ОВЗ позволяет решить следующие задачи:

• Повышение мотивации к игровой и учебной деятельности;

Развитие психических процессов: восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения;

• Развитие волевых качеств;

• Развитие произвольной моторики пальцев рук;

• Формирование способности принимать решения;

• Формирование психологической готовности к обучению в школе;

Индивидуализация и дифференциация обучения.

Движение, звук, мультипликация легко и надолго привлекают внимание детей, что позволяет в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме организовывать коррекционно-развивающий процесс[4, с. 51- 52].

Для решения поставленных задач, наряду с традиционными способами работы, в индивидуальных коррекционных занятиях используютсяинтерактивные игры на развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления.

При организации работы на развития внимательности и наблюдательности, формирования зрительного восприятия, мышления, памяти, усидчивости используются такие игры, как «Найди тень», «Найди различия», Найди такой же» и др., в которых ребенок должен сопоставить несколько предметов, выполнить словесную инструкцию.

В коррекционной работе используютсяинтерактивные игры, разработанные как самостоятельно,так и педагогами дошкольных образовательных организаций, авторов интерактивных игр, например образовательного портала «www.doshkolka.ru».

Эти интерактивные игры разработаны с использованиемпрограмм PowerPoint иPaint.

В интерактивных играх, созданных с использованием программы PowerPoint, дети следуют заданной педагогом инструкции, и шаг за шагом двигаются к результату. Например,игра-тренажер «Части суток» позволяет закрепить названия частей суток, их последовательность. Ребенок вместе с взрослым рассматривает картинки и определяет, что на них изображено. После этого взрослый просит ребенка выбрать картинку с изображением ночи и других частей суток. Потом ребенку предлагается отгадать загадки и выбрать из всех частей суток правильный ответ. Игра «Сосчитай утят» направлена на закрепление состава числа, соотнесение количества предметов с числом. На экране изображены утята и числовой ряд, ребёнку нужно посчитать утят и выбрать правильную цифру. Игра «Кто пропал» развивает зрительную память, внимание, расширяет словарный запас. Перед ребенком появляется несколько картинок и даётся время их запомнить, потом одна из них пропадает, а ребёнку предлагается назвать картинку, которая пропала, и проверить себя[2, с. 125].

В Paintпроводимс детьми игры плана «Четвёртый лишний», где ребёнок может выбрать не только картинку, но и выполнить дополнительное задание (зачеркнуть, закрасить). Это способствует развитию удержания слуховой инструкции, внимания и памяти.

На подгрупповых коррекционных занятиях для привлечения внимания детей, для того, что бы сделать занятие по-настоящему современным, динамичным, разнообразным, интересным, усилить мотивацию ребенка,используютсядемонстрационные материалы в электронном виде (картинки, фотографии, мотивационные ролики (видео, обучающие сюжеты по теме занятия. Для гармонизации состояния ребенка, снятиянапряжения, утомления, повышенияэмоционального тонуса, коррекции отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии, а также для снятия умственной усталости, повышения настроения, концентрации внимания прослушиваются аудио (музыка, песни, стихи, рассказы).

Педагог-психолог – это специалист, реализовывающий комплексную психологическую работу с ребенком – обучающую, развивающую и коррекционную. Такая возможность у него существует благодаря многим условиям и одно из них –это то, что он работает в тесном сотрудничестве с воспитателем. Образовательный процессстроится по единому тематическому плану, для закрепления новой информации педагогом-психологом используются мультимедийные презентации по теме занятия и по теме недели.

Для определения результативности работы проводится диагностика развития психических процессов. В 2021-2022 году было обследовано 12 человек –воспитанники группы компенсирующей направленностидля детей с ТНР.

Исследование проводилось в два этапа. В начале учебного года была проведена входная диагностика по методике Н. Ю. Куражевой «Цветик-семицветик». По результатам диагностики было выявлено 84% детей со средним уровнем развития и 16% детей с низким уровнем развития. Детей с высоким уровнем развития не выявлено.

В конце учебного года выявлено 84% детей с высоким уровнем развития и 16 % детей со средним уровнем развития. Детей с низким уровнем развития не выявлено.

По результатам исследования можно сделать вывод, что использование ИКТ благотворно влияет на развитие психических прочесов и на развитие детей. Воспитанники с большим удовольствием идут на занятия, у них просыпается интерес и любопытство, а так же они быстрее запоминают и усваивают пройденный материал.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бокалина, Н. А. Девиантное поведение дошкольников / Н. А. Бокалина, И. А. Ряскина. // Молодой ученый. - 2019- С. 453.

2. Истратова, О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова. – Изд. 6-е. - Ростов н/ Д:Феникс, 2013.-349 с.

3. Коменский, Я. А. Локк, Д. Руссо, Ж. Ж Песталоцци, И. Г. Педагогическое наследие / В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. – Москва: Педагогика, 1989.-416 с.

4. Справочник педагога- психолога. Детский сад:проф. журнал. № 10 /издательствоЗАО "МЦФЭР" ; гл. ред. Е. В. Богданова. - Москва,2014- С. 78

5. Ушинский, К. Д. О воспитании детей и юношества /К. Д. Ушинский. - Амрита-Русь, 2018.- 212 с.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. В современном мире всестороннее развитие детей невозможно.

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Использование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУИспользование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУ Современные дошкольники — самые активные, открытые и творческие личности. Игры и театрализованные постановки с использованием детских комплексов.

Использование нестандартного спортивного оборудования в индивидуальной работе с детьмиИспользование нестандартного спортивного оборудования в индивидуальной работе с детьми Использование нестандартного спортивного оборудования в индивидуальной работе с детьми «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников. По показателям физического.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование ИКТ технологий в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми ОВЗ
Опубликовано: 24 апреля 2023 в 09:19
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование ИКТ технологий в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем елена архарова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД