Лучший педагог года

Использование игровых ситуаций при формировании у детей раннего возраста культурно гигиенических навыков

наталья тунегова
Использование игровых ситуаций при формировании у детей раннего возраста культурно гигиенических навыков

Использование игровых ситуаций при формировании у детей раннего возраста культурно гигиенических навыков

Воспитатель МАДОУ № 12 Тунегова Н. В.

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир.

Моя деятельность направлена на то, чтобы выполнение правил личной гигиены стало дляних естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянносовершенствовались.

Публикация «Использование игровых ситуаций при формировании у детей раннего возраста культурно гигиенических навыков» размещена в разделах

Еще 10-15 лет назад дети приходили в ясли с большими навыками, чем сейчас. К сожалению сегодня, к нам часто приводят малышей в памперсах, не умеющих пользоваться горшком. Они до сих пор сосут соску и едят кашу из бутылок. Маленькие дети, придя в группу, мало знают о предметах гигиены, зачастую не умеют одеваться и иногда даже раздеваться, самостоятельно и правильно кушать. Время сейчас другое.

Слайд 2.

Родители совсем по-другому относятся к данной проблеме. Если вообще считают это проблемой. Ведь что гораздо проще, чем приучить ребенка пользоваться горшком и одевать колготки.

(На слайде) Причины отсутствия КГН:

- отсутствия времени у родителей;

- их неуверенность в силах ребенка и поэтому стремление сделать все за ребенка самим;

- недооценивание важности и значимости данного вопроса.

Поэтому в детском саду решению задачи по формированию КГН у детей раннего возрастая отвожу особое место.

А вот как это же это сделать сегодня?

При обучении детей культурно-гигиеническим навыкам и доведении их выполнения до автоматизма я стремлюсь делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. В своей работе по формированию КГН я отдаю предпочтение игровым приемам, так как они создают у детей хорошее настроение, и формируют положительное отношение к умению одеваться и умываться, пользоваться расческой и носовым платком.

Слайд 3. Ведь без игры, игровой ситуации ничего не получится. Только играя и используя художественное словои потешкиможно вызвать интерес и желание.

(На слайде) Отрывки из стихотворений:«Мойдодыр» К. Чуковский, «Хлюп – хлюп», «Маша обедает», С. Капутикян, «Алёнушка» Е. Благинина, «Чьи башмачки» Н. Павлова, и т. д. Потешки: «Расти коса до пояса», Водичка, водичка…», «Баю-бай, баю-бай, ты собачка не лай…», «Знаем, знаем – да-да-да! В кране прячется вода!», «Кастрюля-хитрюля нам кашки сварила».

Так, при приеме пищи ребенком, приговариваю:

Это – я. А это - ложка. Ложкой кашу понемножку

Кушаю сама я. Я уже большая. (Т. Давыдова)

Слайд 4.

Я хочу поделиться с вами теми игровыми приёмами, которые помогли добиться хороших результатов по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста. Это прежде всего:

- игровая ситуация с внезапным появлением объектов, игрушек;

- игровая ситуация с выполнением воспитателем различных игровых действий;

- игры с куклами, в которых дети проявляют заботливое отношение к партнеру по игре - кукле, которое потом переносится на сверстников.

А в их подборе важную роль играют возрастные особенности.

Мой опыт показывает, что дети 2-3 лет - это «наблюдатели», отличающиеся большой подражательностью. Через игровую ситуацию им важно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций.

Приём пищи.

Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Раньше было очень трудно показать детям эти приемы. Конечно, мы это делали, например, когда дети ели. Потому что в игре с куклой ложку то они могут держать, а что надо кушать аккуратно, не разливая, показать было невозможно.

Слайд 5.

Изменилось время, и изменились те игрушки, с помощью которых можно обучать малышей. Детичасто приносят игрушки из дома. Среди них встречаются интерактивные куклы и пупсы, которые не проходят мимо моего педагогического внимания. Это куклы, умеющие кушать, ходить на горшок, разговаривать. Они помогают закреплять с детьми практические навыки и умения. Т. е., когда куклу можно самостоятельно кормить и видеть при этом, не разливается ли еда, остается ли при этом чистой ее лицо и одежда. Это своего рода тренажёр, т. к. дети сразу видят результат своих действий.

И, конечно же, традиционным остается использование игрушек, либо персонажей настольного или пальчикового театра, с которыми разыгрываю ситуации, отражающие те стороны жизни, в которых ребенку необходимо получить представление:

(На слайде с фото) «Как мама учила сестричку правильно кушать», «Угостим гостей чаем», «Ай, да вкусный обед», «У куклы Кати день рождения», «Как мы кормим Хрюшу и Степашку»и другие.

Выступая в роли заинтересованных зрителей, дети получают образец одобряемого поведения.

Одевание и раздевание.

Конечно, сначала мы просто называем элементы одежды, для чего они нужны и на какие части тела их нужно надевать. Постепенно надо давать возможность детям поучаствовать в процессе одевания и раздевания самостоятельно.

Слайд 6.

(На слайде с фото)«Как мы помогли кукле собраться в гости», «Научим Мишку раздеваться», «Каждая ножка в свой домик», «Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться», «Домик для моей одежды», «У меня в шкафу порядок» и другие.

Маленькому ребенку тяжело самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы или молнию, вывернуть рукава. Обучая детей одеваться, я располагаю на видном месте алгоритм одевания, чтобы они могли контролировать свои действия.

С детьми раннего возраста я использую большие картинки-подсказки., последовательность которых определяю сама. К концу года даю возможность детям расставить их самостоятельно. Так, прикрепив в раздевалке стенд с кармашками, я выбираю одного ребенка, который становится «ведущим». Его задача – помочь всем ребятам правильно одеться, постепенно разместив соответствующие картинки в кармашках. Все остальные ребята имеют возможность соотнести свои действия с образцом.

Слайд 7.

Мытьё рук и умывание.

Научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем — дело не из простых. Работая с малышами, я выполняю все действия вместе с ними. Так как глядя наположительный пример взрослого малыши испытывают удовольствие, что они сначала выполняют действия со взрослым, а потом самостоятельно. Необходимо, чтобы ребенок усвоил последовательность умывания.

Эту последовательность в виде схем-подсказок я размещаю перед глазами детей в умывальной комнате над раковинами. Кроме того, при выходе из ванной комнаты на стене прикреплены изображения «Чистюли» и «Грязнули». Подходя к выходу после проведения гигиенических мероприятий, каждый ребенок показывает или называет (зависит от уровня развития речи) на кого из них он теперь похож. Таким образом, я закладываю основы элементарного самоконтроля, вызывая у них желание быть чистыми, как «Чистюля».

Слайд 8.

Для закрепления я использую такие игровые ситуации, как «У куклы грязные руки», «Мыльные перчатки», «Помоем куклу Катю», «Вымой кукле руки», «Правильно моем руки, лицо» и другие.

Использование носового платка.

Слайд 9.

Мы часто с вами наблюдаем, что некоторые родители, положив ребенку платочек в карман, считают, что этого достаточно. Но зачастую ребенок даже не знает, как им пользоваться. Эти навыки я закрепляю у ребят посредством многократного повторения игровых ситуаций : «Расскажем, как пользоваться носовым платком», «Таня простудилась», «Мишка заболел»и другие.

Слайд 10.

Главной героиней же в нашей группе стала большая кукла Таня. Внеся ее в группу, я рассказала детям, что она пришла к нам, и будет жить вместе с нами. А для этого ей необходимо было выделить игрушечный шкаф в раздевальной комнате, установить кроватку в спальне, и, конечно же, отвести место за столом в кукольном уголке. Затем мы учили куклу навыкам самообслуживания. Иногда кукла Таня дает индивидуальную оценку действиям детей, что рождает уверенность в своих силах, особенно застенчивым и робким детям.

Кроме того, приобщив к работе родителей, найдя в них соратников, мы сшиликостюмы для кукол, которые помогают детям лучше усвоить те или иные культурно – гигиенические навыки.

Слайд 11.

«Кукла Даша» - научит правильно намыливать ручки и похвалит. «Маша-растеряша» - учится вместе с малышами одеваться, убирать одежду и обувь на своё место. «Поварёша» - учит аккуратно кушать, правильно держать ложку, не пачкать одежду.

Сколько важных умений должен освоить малыш! Для него это целая наука. Дети раннего возраста, в силу возрастных особенностей, не всегда могут доводить начатое дело до конца, особенно, если это плохо получается. Лишь тогда работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей будет успешной, когда работу организует терпеливый, доброжелательный наставник – воспитатель, который заинтересует, научит, подскажет и поможет.

Слайд 12.

Публикации по теме:

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста с использованием фольклора Изучение научно-методической литературы, а также психолого-педагогических особенностей детей раннего возраста показало, что именно воз-раст.

Конспект родительского собрания «Воспитание культурно — гигиенических навыков у детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 57» Конспект проведения Родительского собрания в группе раннего.

Консультация для родителей «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»[/b] С первых дней жизнь ребенка социально организована.

Использование фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста «Использование фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» Консультация для.

Проект «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» 1. Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста» 2 Актуальность Режимные моменты (кормление, укладывание на сон,.

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста «Мойдодыр в гостях у ребят»Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста «Мойдодыр в гостях у ребят» Вид проекта: познавательно - игровой. Тип проекта: долгосрочный. Цель проекта: формирование у детей группы раннего возраста культурно.

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей второго раннего возраста Проект «по формированию культурно-гигиенических навыков у детей второго раннего возраста» 1. Тип проекта: комплексный 2. По количеству участников:.

Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» С раннего детства нужно прививать ребенку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребенка постоянно.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста Навык – автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не.

Занятие по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста ГКУЗ «Сахоблспецдом ребенка» «Занятия по формированию культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста». Подготовила воспитатель:.

Библиотека изображений:

Публикация Использование игровых ситуаций при формировании у детей раннего возраста культурно гигиенических навыков (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем наталья тунегова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование игровых ситуаций при формировании у детей раннего возраста культурно гигиенических навыков
Опубликовано: 19 ноября 2018 в 18:57
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД