МААМ-картинки

Использование игровых методов и приемов при обучении детей грамоте

Ирина Спицына
Использование игровых методов и приемов при обучении детей грамоте

Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтении, к книге. Дети 6-летнего возраста знают уже достаточно большое количество букв, некоторые к школе читают по слогам.

В программе обучения грамоте в подготовительной группе д/ сада предполагается:

Публикация «Использование игровых методов и приемов при обучении детей грамоте» размещена в разделах

• развитие фониматического слуха детей, работа над узнаванием, выделением различием фона;

обучение детей первоначальному чтению, введение понятия «слог», затем

• предложения как целого;

• подготовка базы для успешного овладения навыками написания прописных букв;

• обогащение детей живыми впечатлениями от окружающей действительности, получаемыми детьми в процессе наблюдения и экскурсий.

Занятия по обучению грамоте строятся на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звукобуквенном методе и закрепляются работой по развитию речи на основных ее уровнях: работой по развитию речи на основных ее уровнях:

звук (звуковая культура)

слова (словарная работа)

предложение

связное высказывание

Метод предполагает последовательное неразрывное озвучивание каждой буквы с учетом позиционной мены (смягчение и оглушение согласных, редуцирование гласных).

Буквы изучаются по блокам: гласные /сонорные согласные/‚ звонкие и глухие согласные двузначные гласные/, шипящие согласные /ь,ъ/.

Чтобы чтение было плавным, а не рубленным. столбики для чтения строятся по принципу наращивания. Ведущая роль от слога переходит к звуку, к букве. Понятие «слог» вводится после того, как дети познакомятся с его ведущим признаком – наличием гласного.

Обучение грамоте детей-дошкольников обеспечивает возможность на более раннем возрастном этапе сформировать различные учебные умения:

умение воспринимать речь окружающих, говорить перед товарищами, отвечать на вопросы, спрашивать, пересказывать прочитанное взрослым, рассказывать содержание мультфильмов, книг, иллюстраций, репродукций, картин. С целью развития мелких мышц руки, для подготовки к письму прописных букв используется прием штриховки шаблонов, построение различных сюжетных картинок детьми с помощью шаблонных «линеек», их штриховка.

Какие же цели преследует педагог при работе со звуком? Это прежде всего:

научить правильно произносить гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах;

совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний;

учить определять место звука в слове (начало слова, середина, конец).

В работе над словом необходимо уточнять, обогащать и активизировать словарь детей, учить правильно употреблять слова — названия предметов, признаков, действий и объяснение их значения; объединять и различать существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова-названия; учить определять и называть местоположение предметов (слова, около, между, рядом, время суток.

Работа над предложением и устной речью включает в себя следующее:

обучение детей правильному согласованию слов в предложении;

обучение пересказыванию небольших сказок и рассказов по содержанию картины или о предмете;

совершенствование диалогической речи детей;

формирование умений детей задавать вопросы и отвечать на них;

развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений,

потешек, песенок, считалок.

Знания и умения, полученные детьми в процессе занятия по обучению грамоте, необходимы для Уроков развития речи в школьный период.

Учет психологических особенностей детей 5-6 лет диктует необходимость соблюдения некоторых особенностей в проведении занятий по обучению грамоте : оптимальное разнообразие видов деятельности; введение физкультминуток, их смена использование игрового материала. На занятиях используются репродукции картин, иллюстрации. Дети придумывают по ним предложения. Затем считают слова и тут же фиксируют все у доски. Выставляется домик - это предложение, Окошки в доме - слова. Сколько слов в предложении, столько и окошек в домике. Так же можно использовать и паровозик с вагончиками.

Слоги дети читаю по слоговому «экрану» или «ромашке».

Проводятся: аркуляционная гимнастика, фонетическая зарядка

Как гогочет гусь?

Как мычит корова? Пищит комар и т. д.

Детям демонстрируется изображение образной буквы и веселое стихотворение о ней, затем ее печатное изображение.

Много игр и развивающих упражнений:

«узнайте звук» (хлопок, если есть)

«назовите место звука в слове»

«на что похожа буква?»

«доскажи словечко»

«кто внимательный?» (в тексте запомнить больше слов с заданным звуком)

«какие буквы спрятались?»

«твердый—мягкий»

Очень много материала игрового в книгах Валентины Волиной «Праздник букваря», Г. Ф. Марцинкевича «Обучение грамоте детей дошкольного возраста».

Чудо-дерево - на нем появляются картинки, письма с игровыми заданиями и упражнениями детям, различные подсказки к занятиям, поддувалочки (листочки, пушочки, бабочки, лодочки, в процессе игр с ними дети развивают речевое дыхание Получают периодически от дерева задания – просьбы: украсить ветви цветами, сделать украшения для елки, построить заборчик и домик для гномов и т. д.

Публикации по теме:

Автоматизация звуков с помощью игровых приемовАвтоматизация звуков с помощью игровых приемов Уважаемые коллеги! Чтобы сделать ООД по автоматизации звуков интересной, разнообразной и в то же время продуктивной для ребенка, я предлагаю.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Использование нетрадиционных методов рисования в формировании длительного целенаправленного выдоха у детей с ОВЗИспользование нетрадиционных методов рисования в формировании длительного целенаправленного выдоха у детей с ОВЗ Приступая к работе по развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать у него сильный плавный ротовой выдох. При.

Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких.

Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей»Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей» Вчера 19 мая мы в нашей группе провели необычное собрание- мастер-класс по нетрадиционным приемам в рисовании. Не обошлось и без вашей помощи,.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Мастер-класс для педагогов «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду» Мастер-класс на тему: «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду».Формирование творческой личности малыша инновационное.

Методическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольниковМетодическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольников «Формирование навыков словоизменения и словообразования с использованием элементов цветотерапии» Своевременное формирование грамматического.

Система методов и приемов по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с потешками Название потешки, пестушки Методы и приемы Взаимосвязь с другими видами деятельности «Огуречик» Чтение потешки, рассматривание иллюстраций.

Эффективность методов и приемов, используемых в работе в формировании элементарных знаний о человеческом организмеЭффективность методов и приемов, используемых в работе в формировании элементарных знаний о человеческом организме В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых методов и приемов при обучении детей грамоте
Опубликовано: 2 мая 2021 в 13:39
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД