Получи документы

Использование игровой деятельности в коррекции заикания у детей дошкольного возраста

Тибеева Лилия
Использование игровой деятельности в коррекции заикания у детей дошкольного возраста

Использование игровой деятельности в коррекции заикания у детей дошкольного возраста

В наше время все более актуальным является исследование проблемы нарушений речи и речевого общения людей с заиканием. Заикание - расстройство темпа и ритма речи, проявляющееся ее прерывистостью, непреднамеренными паузами, повторами, судорожными движениями мышц, участвующих в речевом акте, дополнительными движениями в мышцах лица, шеи и конечностей.

Публикация «Использование игровой деятельности в коррекции заикания у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Часто расстройство развивается в возрасте 4-5 лет, в период значительного усложнения фразовой речи, связанного с интенсивным формированием мышления, когда ребенок начинает задавать особенно много вопросов познавательного характера. Однако, возникновение заикания возможно и в более раннем возрасте - период становления речи (2-3 года). [1]

Целью исследования является - обзор и сравнение игр по устранению заикания у дошкольников. Для реализации цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие заикания;

2. Изучить научно-методологической литературы по данной теме;

3. Выявить значимость методики и принципов игровой деятельности для преодоления заикания.

Гипотеза: предполагается, что использование методики игровой деятельности в устранении заикания даст возможности для коррекции речевой функции, формирования навыков правильной речи, побуждения детей к свободному речевому общению.

На практике с детьми страдающими заиканием были использованы следующие методики :

1. Методика И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенской «Устранение заикания у дошкольников в игре», где собраны и систематизированы по периодам коррекции речи заикающихся детей различные игры и игровые приемы. Авторы предлагают методические указания, поэтапные схемы на весь период работы (курс рассчитан на 36 занятий, специальные упражнения для мышечного расслабления и снятия эмоционального напряжения (релаксация). [2]

2. Методика Л. Н. Смирновой «Логопедия при заикании» представляет систему игровых упражнений, речевой материал, которые тесно связаны с какими-либо движениями - манипуляциями с картинками, мячом, карандашом, предметами, игрушками и т. д. [3]

3. «Методика выявления уровня речевого развития» О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной направлена на выявление уровня развития активного словаря. [4]

Любая игра это деятельность. При таком ее понимании возможно широкое применение игры в коррекционных целях.

Ведущее место в работе с заикающимися детьми 4–5 лет на протяжении всего коррекционного курса занимают игры с пением (хороводы). Они проходят на каждом занятии, оказывая благоприятное влияние на нерешительных, замкнутых детей, позволяя им привыкнуть к логопеду, к товарищам по занятиям, к коллективным требованиям. От детей в этих играх не требуется высокоактивного поведения.

На втором месте для заикающихся детей 4–5 лет применяется развитие игровой активности в процессе подвижных игр с правилами. Детям этого возраста сложно играть с мячом, поэтому для развития движений рекомендуются игры с ленточками, цветами, флажками, обручами.

Дидактические игры в системе занятий с заикающимися детьми 4–5 лет занимают третье место и используются как для воспитания игрового поведения, так и для непосредственной коррекции нарушений звукопроизношения.

Для заикающихся детей 5–6 лет ведущее место занимают игры-драматизации стихотворного текста. Дети этого возраста могут запомнить довольно большие по объему стихи, отрывки. Их игровая активность развивается по мере усвоения ролей: от второстепенных к главным, а также в процессе подготовки игрового места – атрибутов, декораций, масок и т. д. [1]

Прежде чем приступить к определению основных методов и форм использования игровых технологий в устранении заикания у детей старшего дошкольного возраста следует провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня развития речевых умений у детей, при помощи семантического метода, разработанного О. Ушаковой и Е. Струниной. Результаты диагностики показали, что уровень развития речевых умений 40% – низкий, а у 60% детей – средний.

При анализе методических аспектов коррекции заикания у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий, для эксперимента, условно было выделено два этапа работы - подготовительный и основной (непосредственно обучение, на занятиях, в повседневной жизни). На подготовительном этапе изучена методика игровой деятельности с заикающимися детьми дошкольниками, проведена беседа с их родителями о важности соблюдения правильного общения с заикающимся ребенком в домашней обстановке. На втором этапе организована работа на занятиях и в повседневной жизни. Коррекционная работа была направлена на устранение заикания у детей, развитие речевых умений, на формирование у них определённых черт характера, навыков активного поведения.

Задачей первого этапа является преодоление отчужденной позиции по отношению к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих заикающегося ребёнка от других. Для этого устраивают игры, в которых дети должны говорить друг другу что-либо положительное, давать ласковые имена, подчеркивать в другом только хорошие качества, стараться сделать что-нибудь приятное для друзей.

Следующий этап работы учит детей правильно воспринимать сверстников — их движения, действия, высказывания. Задача взрослого - привлечь внимание ребёнка к другим детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним. Далее заикающемуся ребёнку дается возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в затруднительных игровых обстоятельствах. Взаимная забота и участие в нуждах своих партнёров объединяет детей и создает чувство причастности друг другу.

На последнем этапе коррекционной работы организуется совместная деятельность детей, когда им нужно согласовывать свои действия и договариваться друг с другом. Совместную деятельность первоначально лучше организовывать в парах, где двое ребят создают свое произведение самостоятельно, «по секрету» от остальных.

Чтобы убедиться в эффективности проведённой работы, по окончанию курса занятий было проведено контрольное диагностирование методами наблюдения и экспериментального с применением семантического метода диагностики речевых умений детей старшего дошкольного возраста О. Ушаковой и Е. Струниной.

Исследование выявило повышение уровня коммуникативных навыков у детей, они научились договариваться при возникающих разногласиях. Проведённая игровая программа помогла детям измениться в личностном плане, поспособствовала их интеллектуальному и речевому развитию.

Данные контрольного эксперимента свидетельствуют о том, что уровень развития речевых умений у 20% – низкий, у 70% детей – средний уровень развития речевых умений и у 10% — высокий.

Использование игровой деятельности в коррекционной программе по устранению заикания позволило достичь более высокого уровня речевого развития детей, на что указывают результаты не только контрольного диагностирования, но и результаты выполнения заданий в ходе проводимой учебно-воспитательной работы.

Список использованных источников и литературы

1. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников : Книга для логопедов. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб: Детство–Пресс, 2003. – 240 с.

2. Выгодская И. Б. Пеллингер Е. А., Успенская Л. П. Устранение заикания у дошкольников в игре. Пособие для логопедов. - М. - 1984.

3. Смирнова Л. Н. Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5-7 лет в детском саду. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 64 с.

4. Ушакова О. С, Струнина Е. М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» : Учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Использование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возрастаИспользование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возраста Использование игровой технологии: «Судоку», как средство познавательного развития детей дошкольного возраста Зачем ребенку логика? Дело.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания»Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания» Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания» Заикание – комплексное нарушение речи, с трудом поддающееся.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Обобщение опыта работы на тему «Использование стикеров в игровой деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»Обобщение опыта работы на тему «Использование стикеров в игровой деятельности с детьми среднего дошкольного возраста» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня мне снова хочется поделиться с Вами нашей новой идеей! А что Вы вкладываете в слово «стикер»?.

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев отмечают, что творческое воображение является центральным психологическим «завоеванием» дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровой деятельности в коррекции заикания у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 25 августа 2023 в 17:28
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД