МААМ-картинки

Использование фольклора в режимных моментах как средство адаптации детей раннего возраста в детском саду

Анастасия Ельцова
Использование фольклора в режимных моментах как средство адаптации детей раннего возраста в детском саду

Использование фольклора в режимных моментах

как средство адаптации детей раннего возраста в детском саду

Ельцова Анастасия Ивановна, воспитатель.

МБДОУ «Детский сад №10 комбинированного вида», г. Орёл

Публикация «Использование фольклора в режимных моментах как средство адаптации детей раннего возраста в детском саду» размещена в разделах

На сегодняшний день общепризнанно, что адаптация ребенка к дошкольному образовательному учреждению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в детский сад, т. е. ребенок должен быть психологически готов общаться со сверстниками. Должна быть сформирована воспитателями и родителями социальная позиция ребенка. Он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, понимать и выполнять требования воспитателя и на начальном уровне контролировать свое поведение во время взаимодействия. В формировании адаптивной социальной позиции ребенка большую роль играют техники и приемы взаимодействия с ребенком раннего возраста. Так, в качестве наиболее оптимальных средств максимально способствующих адаптации ребенка к посещению дошкольного образовательного учреждения являются средства малого фольклора.

Тема адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада посредством фольклора актуальна и на сегодняшний день. Фольклор позволяет ребёнку пережить, «проиграть» эту ситуацию и найти выход из нее, стать более уверенным в себе и т. д. Фольклор помогает ребенку найти выход из различных сложных ситуаций, оказывает поддержку его возможностей и помогает найти веру в себя [5].

Проблема применения фольклорных произведений в режимных моментах в целях адаптации детей раннего возраста к детскому саду связанная с тем, что, несмотря на достаточную научно-методическую разработанность данного вопроса, в практике работы дошкольной образовательной организации наблюдается отсутствие системности и целенаправленности в работе педагогов, затруднения в организации применения фольклора в режимных моментах.

Ранний период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых, воспитывающих детей. Есть такое выражение: «Дети не только наше будущее, но и наше прошлое». Прошлое потому, что весь опыт человечества мы апробируем на детях. Вся мудрость веков заложена в фольклоре. Обращения к народным истокам, фольклорному искусству русского народа в воспитании и развитии детей, начиная с раннего возраста, традиционны для практики дошкольного образования. Произведения фольклора всегда близки природе ребенка: простота этих произведений, легкость запоминания, возможность обыгрывания привлекают детей. Отражение в играх, песнях, сказках, жизни и деятельности людей многих поколений позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры [1].

Народные песенки, частушки, потешки, прибаутки представляют собой ценный материал для воспитания детей раннего возраста : формируется восприимчивость к звучащей ритмической, музыкальной речи, песенки, потешки помогают им учиться говорить, побуждая к подражанию словам и звукам. Дети принимают их живо, кроме того, создают предпосылки для воспитания интереса к явлениям жизни, доступные их пониманию. Фольклор вызывает положительные эмоции у детей, формируется внутренняя готовность к восприятию русской народной культуры.

Адаптация для детей раннего возраста начинается с приучения к режиму. Соблюдение режима способствует созданию эмоционально благоприятной атмосферы для ребенка, формирует у него чувство уверенности в окружающем его пространстве, организует его деятельность, а значит, дает возможность взрослым развивать ребенка. Благодаря режиму у ребенка формируются здоровые стереотипы, помогающие ему адаптироваться в микросоциуме группы. Кроме того, в режимные моменты осуществляется обогащение социально-бытового опыта ребенка. Ребенок приобретает навыки необходимые ему в повседневной жизни.

Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.

Как показывает опыт, соблюдение режима будет проходить легче, веселее, интереснее под веселые народные песенки и потешки, да и различные формы фольклора легче запоминаются, если их использовать в режимных моментах.

Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм : пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе жанровые богатства. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что способствует развитию разговорной речи. Доброжелательное подтрунивание потешек – эффективное «педагогическое» воздействие. Это лекарство против капризов, упрямства, лени, эгоизма, трусости. Народная педагогика на протяжении веков создала и собрала замечательные частушки, потешки, прибаутки, песенки, сказки, в которых реальный мир представлен ярко, художественно и, что очень важно, понятно даже для самых маленьких [2].

Фольклорные игры являются синтезом поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движение. При этом ребенок не только воспринимает общее значение слова, но и постигает глубокий смысл выражения, благодаря образности и восприятию их эмоциональный уровень. Потешки построены на ритмичности, а чувство ритма рождает у ребенка состояние безопасности и комфорта, развивая положительный эмоциональный фон, что способствует развитию ребенка.

При анализе последних тенденций развития современного общества и выполняя его социальный заказ, воспитатель дошкольного учреждения обязательно обратит свой взор на фольклорные произведения. Народное творчество предоставляет широкий спектр различных произведений, которые помогут осуществить разностороннее развитие воспитанников. Наиболее целесообразно использовать фольклорное творчество русского народа. При работе с детьми раннего возраста знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Фольклор – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей. Использование малых форм фольклора развивает познавательную активность детей, формирует первоначальные навыки художественно-речевой деятельности, воспитывает любовь к народному национальному искусству.

Многие фольклорные произведения помогают дать ребенку обширную сумму знаний, обеспечивают их прочное запоминание, приводят к пониманию, что все предметы и явления окружающего мира взаимосвязаны и взаимозависимы.

Опыт работы с детьми первой младшей группы показал благоприятное влияние фольклора на психофизическое состояние малыша в период его адаптации к дошкольному учреждению. Использование малых форм фольклора является одним из действенных способов для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Таким образом, целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Публикации по теме:

Обогащение двигательного опыта воспитанников среднего дошкольного возраста посредством двигательных пауз в режимных моментах Работая с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет, я обратила внимание, что двигательные навыки детей на начало учебного периода снижены.

Использование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУИспользование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУ Аннотация: Актуальность проблемы заключается в том, что в определенный момент своей жизни каждый ребенок переступает порог дошкольного.

Использование фольклора в режимных моментах Использование народного фольклора в режимных моментах. Предлагаем Вашему вниманию использование народного фольклора в режимных моментах.

Использование нетрадиционного оборудования в режимных моментахИспользование нетрадиционного оборудования в режимных моментах От состояния здоровья детей в настоящее время зависит благополучие общества. Однако в последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция.

Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста. Сценарий развлечения «Веснянка» в первой младшей группе МКДОУ д/с.

Методические рекомендации «Использование потешек в режимных моментах с детьми от 3 до 6 лет»Методические рекомендации «Использование потешек в режимных моментах с детьми от 3 до 6 лет» Оглавление[/b] 1. Об авторе 2. Из истории потешек 3. Использование потешек в период адаптации. 4. Использование потешек в режимных.

Мнемотаблицы в режимных моментахМнемотаблицы в режимных моментах Не секрет, что ребятишкам бывает сложно запомнить последовательность действий при раздевании и одевании на улицу, особенно в холодное время.

Опыт работы по адаптации детей раннего возраста в детском садуОпыт работы по адаптации детей раннего возраста в детском саду Адаптация тяжелое время для ребенка. Это не только процесс привыкания к новым отношениям, к новой обстановке, к новому режиму, но и выработка.

Обогащение двигательного опыта воспитанников среднего дошкольного возраста посредством двигательных пауз в режимных моментах Работая с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет, я обратила внимание, что двигательные навыки детей на начало учебного периода снижены.

Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУИспользование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №10 "КРОХА" Статья на тему: «Использование фольклора в период адаптации.

Библиотека изображений:

Публикация Использование фольклора в режимных моментах как средство адаптации детей раннего возраста в детском саду (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анастасия Ельцова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование фольклора в режимных моментах как средство адаптации детей раннего возраста в детском саду
Опубликовано: 16 февраля 2023 в 12:59
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД