МААМ-картинки

Использование арт-терапевтической методики Таро Гоми в работе с детьми c ОВЗ

Сафонова
Использование арт-терапевтической методики Таро Гоми в работе с детьми c ОВЗ

Арт-терапия представляет собой методику лечения и развития при помощи искусства и творчества. Арт-терапия учит концентрироваться на своих ощущениях, формирует коммуникативные навыки, повышает самооценку и развивает творческие способности. Но помимо психотерапевтической помощи ребенку, метод арт-терапии можно применять в развивающей и коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР.

Публикация «Использование арт-терапевтической методики Таро Гоми в работе с детьми c ОВЗ» размещена в разделах

Коррекционно-развивающая работа – непростой процесс. Часто коррекционно-развивающие игры и упражнения не вызывают у детей старшего дошкольного возраста должного интереса. Воображение у дошкольников с ОВЗ часто ограниченное. Дети не могут целостно видеть ту или иную ситуацию, они не могут реализовать свои задумки. Именно поэтому, желая разнообразить образовательный процесс, сделать для детей его более увлекательным и эффективным, я использую в своей работе метод изотерапии, основанный японским иллюстратором Таро Гоми.

Учитывая, что ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра, на своих коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ТНР я стремлюсь к тому, чтобы каждое занятие по развитию познавательных процессов и речи носило характер учебно-игровой деятельности, было эмоционально окрашено. Детям гораздо более интересно в качестве наглядной опоры использовать рисунки, которые создаются ими самими, так как они играют роль наглядной опоры для речевых упражнений.

Уникальность данной методики заключается в том, что незаконченные рисунки сохраняют видение маленького ребенка, предполагают свободу мышления и воображения, ведь ребенок может придумать и нарисовать любые небылицы, на которые ему хватит фантазии. Для взрослых рисунки могут показаться каракулями, но дети воспринимает их совершенно по-другому. У них не возникает страха испортить красивый взрослый контур, который встречается в обычных раскрасках. И дети с удовольствием развивают идею, решают задачу, которую предложил педагог.

Содержание педагогического опыта

На занятиях, на которых применялась методика Таро Гоми, детям предлагались незаконченные рисунки, в которых им было необходимо придумать и дорисовать недостающие элементы, раскрасить все и составить рассказ по рисунку. Данная методика применяется на подгрупповых занятиях с детьми старших групп компенсирующей направленности для детей с ТНР.

В структуру занятия с использованием незаконченных рисунков Таро Гоми входят следующие задания: 1) каждому ребёнку раздается незаконченный рисунок, отвечающий целям занятия или лексической теме недели; 2) ребенком совместно со взрослым обсуждаются возможные варианты решения задачи и необходимые пропущенные части рисунка; 3) рисование недостающих элементов; 4) раскраска рисунка; 5) обсуждение работ; 6) ответы на вопросы педагога; 7) анализ детских работ.

По мере освоения методики Таро Гоми детям предлагаются следующие упражнения:

1. «Что я нарисовал (а)». Если ребёнок не справляется, ему сложно придумать свою историю и нарисовать ее, педагог сам начинает рисовать рисунок и просит ребёнка отгадать, что он нарисовал и раскрасить.

2. «Придумай название рисунку», «Дорисуй картинку»

3. «Придумай и нарисуй». Детям, которые самостоятельно справляются с рисунками, предлагается нарисовать собственный незавершенный рисунок и задать вопрос к рисунку.

Приведем примеры зарисовок Таро Гоми и задач, которые они решают:

- закрепление материала по лексическим темам

- развивает умения искать причинно-следственные связи

- развивает умение находить оптимальный вариант решения задачи

- развивают воображение, творческое мышление.

По аналогии разработанных Таро Гоми незаконченных рисунков, были разработаны и другие рисунки : «Помоги мальчику слезть с дерева», «Куда мы поехали на машине», «Что сегодня на ужин», «Какой урожай вырастила бабушка», «Почему мальчик веселый? Что ему подарили» и т. д.

Кроме работы по методике Таро Гоми на занятиях, в нашем детском саду планируется организовать конкурс для детей и их родителей «Самая креативная семья». Детям вместе с родителями нужно будет придумать и нарисовать по раскраскам Таро Гоми самый креативный рисунок. Я считаю, данная методика способна объединить детей и взрослых, помочь вместе думать, фантазировать и смеяться, учиться вместе видеть необычное в обычном.

Результаты:

Работая в этом направлении, я сделала выводы, что методика Таро Гоми способствует развитию образного мышления; развивает воображение, креативное мышление; творческие способности моих воспитанников и учит мыслить не стандартно. А также данная методика Таро Гоми позволяет лучше познакомиться с личностью ребенка (на картинках можно увидеть то, что ему близко по духу, по настроению на данный момент, какие цвета он использует).

Список литературы:

1. «Развивающие игры от Таро Гоми. Для детей 4-8 лет» / Таро Гоми. – Манн, Иванов и Фербер, 2016.

2. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб. : Речь, 2006.

3. «Практикум по арт — терапии» / Под ред. А. И. Копытина — С — П, 1999.

Публикации по теме:

Использование мини-песочниц в работе с детьмиИспользование мини-песочниц в работе с детьми Сегодня я хотела бы рассказать и показать, как можно интересно, познавательно и с пользой для развития детей использовать в групповой.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР (Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ детский сад № 3 г. Славянска-на-Кубани М. В. Феняк) С каждым годом в процессе работы приходится.

Использование пальчиковых игр в моей работе с детьми Что же такое пальчиковые игры? Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".

Использование пазлов в работе с детьми (фотоотчет)Использование пазлов в работе с детьми (фотоотчет) Помню, как в детстве любила играть в кубики с картинками! Наверное, и вы любили. И все дети любят подобные игры - головоломки! Я обязательно.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».

Использование специальных методических материалов в работе с детьмиИспользование специальных методических материалов в работе с детьми В работе со своими воспитанниками я использую специальные методические материалы по математике для работы со способными детьми – это единственно.

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Использование мини-ковролинографов в работе с детьмиИспользование мини-ковролинографов в работе с детьми Одним способом совершенствования пальчиковой моторики, зрительного восприятия дошкольников является метод ковролинографии. Ковролинограф.

Библиотека изображений:

Публикация Использование арт-терапевтической методики Таро Гоми в работе с детьми c ОВЗ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Сафонова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование арт-терапевтической методики Таро Гоми в работе с детьми c ОВЗ
Опубликовано: 12 января 2021 в 13:42
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД