Получи документы

Интеллектуально-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством квадрата Воскобовича

Наталья
Интеллектуально-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством квадрата Воскобовича

Слайд 1

Уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Интеллектуально-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством Квадрата Воскобовича»

Развитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста является актуальной задачей современного дошкольного образования. На данный момент особенно остро обозначилась потребность современного общества в воспитании творческих (креативных) людей, имеющих нестандартный взгляд на разные проблемы, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

Публикация «Интеллектуально-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством квадрата Воскобовича» размещена в разделах

Слайд 2

Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Поэтому одной из актуальных задач дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.

Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия. И мы с вами как педагоги в первую очередь должны помочь ребёнку приобрести такие знания, умения и навыки, которые помогут ему легко и быстро осваиваться в современном обществе.

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной.

Слайд 3-4

В настоящее время разработано большое количество игровых технологий, развивающих игр и пособий. Среди огромного количества развивающих игр существует творческая и особенная система – развивающие игры Воскобовича. Основные принципы, заложенные в основу этих игр - «интерес, познание, творчество» становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребёнку добрым, самобытным, весёлым и грустным языком сказки.

Развивающие игры В. В. Воскобовича отличаются рядом особенностей, которые обусловлены структурой самой игры. Во-первых, вариативностью и некой незавершённостью игровых действий, то есть возможностью решать, придумывать и воплощать в действительность разнообразные игровые задания и задачи. Во-вторых, широким возрастным диапазоном участников игр – от малышей до взрослых. В-третьих, возможность проявлять творчество и детям, и взрослым. Всё вышеперечисленное помогает поддерживать интерес в течение длительного времени.

Слайд 5

Сегодня я попробую поделиться с вами личным опытом работы в данном направлении и расскажу о развитии интеллектуальных и творческих способностей наших детей старшего дошкольного возраста посредством использования такой интересной игры, как Квадрат Воскобовича.

Квадрат Воскобовича – игра-головоломка на трансформацию фигур. Он представляет из себя квадрат, состоящий из 16 треугольников.

Плоскости каждого треугольника окрашены в контрастные цвета. С одной стороны, все треугольники, составляющие квадрат, красного цвета, а с другой они зелёные.

Количество цветов, представленных в квадрате, зависит от возраста ребенка, который им будет играть. Можно встретить двухцветный и четырёхцветный квадраты. Двухцветный предназначен для детей возрастом от 2 до 5 лет, со схемами сложения четырёхцветного квадрата сможет справиться ребёнок от 3 до 8 лет и старше.

«Квадрат» легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. Потому-то эту игру называют еще «Вечное оригами» или «Квадрат– трансформер».

Слайд 6

Цель: формирование представления о пространственном конструировании и моделировании у детей старшего дошкольного возраста.

С задачами игры, вы можете ознакомиться на данном слайде.

Слайд 7

Вы уважаемые коллеги можете меня спросить: «А где же нам приобрести данную игру?»

А я вам отвечу, его оказывается не обязательно приобретать в магазине, его легко можно изготовить самому, в любом количестве, потратив на это небольшое количество картона, скотча (или ткани) для основы и своего драгоценного времени.

Для изготовления «Квадрата Воскобовича» понадобится: картон красный и зелёный – для двухцветного квадрата (красный, синий, жёлтый, зелёный – для четырёхцветного, линейка, карандаш, ножницы, клей, скотч.

Данная игра сделана в форме квадрата, который состоит из 16 равнобедренных треугольников. Между треугольниками, составляющими квадрат, есть пространство шириной 0,5 – 1 см. Стандартные размеры треугольников 4,5*4,5*6 см. В качестве основы игрушки выбирают хорошо гнущийся материал, чаще всего это ткань или скотч. Стандартный размер основы квадрата от 14 до 15 см.

Слайд 8 - 9

Знакомство детей с Квадратом Воскобовича, мы начинали с его обследования.

«Знакомство с квадратом» (обведи меня пальчиком, пройди по сторонам квадратика, найди углы, спустись по треугольникам сверху вниз, загни уголок и др.);

«Игра в прятки» (найди спрятанные квадраты меньшего размера, найди ромб, обведи треугольники пальчиком);

«Сложи квадрат» (пополам разными способами, какие фигуры ты узнаешь? Сложи квадрат, чтобы получился большой, а затем маленький треугольник, прямоугольник);

«Путешествие в квадрате» (пройдись по дорогам – диагоналям, знакомство с центром, путешествие из центра в уголки по разным дорожкам).

Важно детям объяснить правильный алгоритм складывания двух базовых форм: треугольник и прямоугольник и далее «ёжик» и «мышка», на основе которых получаются другие фигуры.

Слайд 10

После обследования квадрата, мы с ребятами разбирали алгоритм складывания фигуры:

1) дети выполняли складывание какой-либо фигуры вместе с воспитателем по показу;

2) знакомились со схемой поэтапного сложения;

3) самостоятельно складывали фигуры с использованием индивидуальной схемы;

4) складывали фигуры с одновременным проговариванием своих действий во время складывания;

5) самостоятельно складывали фигуры по памяти.

Слайд 11 – 12

А сейчас предлагаю Вам более подробно рассмотреть вариант игры, который нам с Вами предлагает Вячеслав Вадимович в своём пособии, которое идёт в комплекте с Квадратом Воскобовича.

Игру сопровождает сказка «Тайна Ворона Метра или сказка об удивительных превращениях-приключениях Квадрата». В ней «Квадрат» оживает и превращается в различные образы: домик, мышку, ёжика, котёнка, лодку, туфельку, самолётик, конфетку и т. п. Ребёнок собирает фигуры по картинкам в книжке, где показано, как сложить квадрат, и дано художественное изображение того же предмета.

Этот квадрат-головоломка позволяет не только поиграть, но и развивает пространственное воображение, мелкую моторику, речь, является материалом, знакомящим с основами геометрии и моделирования.

Слайд 13

Но мы же с Вами воспитатели - творческие люди и можем придумывать свои сказки и истории при работе с данным игровым Квадратом. Если Вам первое время будет тяжело придумывать свои сказки и истории, то в начале работы можно попробовать обыграть любую уже знакомую детям сказку. Затем можно знакомую сказку немного модифицировать и изменить, добавив новых героев или новые сюжеты.

Например, мы с ребятами на начальных этапах работы, обыгрывали русскую народную сказку «Теремок». Складывали из квадрата Воскобовича её геров, а также добавляли к ним новые атрибуты, например зайчик приплыл к Теремку на лодке, а лисичка по дороге потеряла туфельку.

Слайд 14 – 15 – 16

Первое время, большинству детей будет тяжело придумать свою, новую сказку. Поэтому мы можем предложить детям ряд вопросов, которые натолкнут их на образы и сюжеты для сочинения сказки.

С данной цепочкой вопросов, вы можете ознакомиться на слайде.

К данным вопросам можно нарисовать карточки символы, чтобы детям было легче ориентироваться в последовательности составления сказки. Но поверьте, эти карточки понадобятся вам только на начальном этапе работы. Потому что дети очень быстро вовлекаются в данный процесс составления сказок и в скором времени начинают уже без какого-либо ориентира самостоятельно составлять очень интересные и увлекательные сказки.

Слайд 17

Помимо сказок мы с детьми играли в игру «Угадай, что получилось».

Для этого я складывала какую-либо фигуру и просила ребёнка отгадать, что получилось. Затем мы менялись ролями. Теперь он для меня складывал фигуру, а я отгадывала.

Мы пробовали вместе сложить знакомые буквы, цифры и даже символы. Затем ребята играли в парах самостоятельно. Так мы не только с пользой проводили время вместе, но и закрепляли ранее изученный материал.

Слайд 18

С помощью «Квадрата Воскобовича» можно проводить и другие различные игры. Нам с ребятами очень понравилась игра «Оператор вращения». Вначале мы складывали, например башмачок, а затем его переворачивали. На что похоже? (на самолет) Снова переворачивали. Что за фигура? (Ворон Метр)

Слайд 19

Так же мы играли в игру «Квадрат и пространство». Детям давались следующие задания:

• Положить квадрат красным цветом (зелёным);

• Положить квадрат зелёным ромбиком;

• Загнуть все углы. Сколько их? (4)

• Согнуть верхний левый (правый нижний) угол и т. д.

Слайд 20

Ещё мы с ребятами создавали необычный пальчиковый театр, играя только отдельными частями квадрата. Например, ребенок поднимал вверх левый верхний угол пальчиком, левый нижний угол, правый верхний, нижний, а затем, подняв пальчиком, центр квадрата снизу, получал пирамидку. Такую игру мы проводили под музыкальное сопровождение.

Во время одной из таких игр, наши ребята предложили сделать разрез в месте сгиба. И мы попробовали, таким образом нам открылись новые возможности складывания необычных объемных фигур.

Слайд 21

Квадрат Воскобовича мы использовали и на занятиях по ФЭМП. Данная игра позволила нам разнообразить наши занятия, внести, что-то новое, увлекательное, повысить интерес детей к учебной деятельности и в тоже время внести творческую составляющую.

Квадрат Воскобовича мы использовали для закрепления знаний и для изучения нового материала. Так с его помощью знакомили детей с основами геометрии, конструирования, моделирования. Закрепляли ранее пройденный материал, например понятия – горизонталь и вертикаль, счёт, геометрические фигуры. Очень интересно было использовать данный квадрат при выполнении заданий на ориентацию в пространстве – подними правый верхний угол, загни нижний левый угол и т. д.

Слайд 22

А сейчас я предлагаю Вам, немножко побыть детьми и поиграть с Квадратом Воскобовича по мотивам сказки «Теремок».

Давайте поближе рассмотрим, у вас на столах лежит геометрическая фигура. Скажите, как она называется? (квадрат)

Правильно! Покажите мне у квадрата стороны и сколько их? (4)

А сколько углов? (4)

А сколько цветов у нашего квадрата? (2, а какие? (красный и зелёный)

(закрепление названий геометрических фигур, цветов, закрепление терминов «сторона», «угол», счет до 5)

Молодцы! Все правильно вы сказали. Да это же к нам в гости пожаловал его величество ВОЛШЕБНЫЙ ДВУХЦВЕТНЫЙ КВАДРАТ и сегодня он нас приглашает в игровое путешествие в сказку. Он очень хочет с Вами поиграть. Сейчас наш волшебный квадрат какой? (большой). Давайте превратим его в маленький. Сложите его пополам, а потом еще пополам. Что получилось?

А теперь наш квадрат превратится в дом-теремок. Сделайте квадрат большим. Положите зелёной стороной к себе и согните 2 верхних угла – получился зелёный дом с красной крышей. Молодцы!

Стоит в поле Теремок-Теремок Он не низок, не высок. Вот по полю Мышка бежит, смотрит - Теремок стоит!

Складываем мышку.

Переверните квадрат красной стороной к себе, сложите пополам и загните верхний уголок. Молодцы, вот и Мышка стала в Теремке жить поживать, да чай распивать. Сколько зверушек стало жить в домике? (1)

Вот Лягушка скачет по полянке, в Теремке тоже хочет жить, Мышку конфеткой угостить. Пока Лягушка скакала конфетку потеряла. Давайте угостим Лягушку – квакушку конфетой. Сделайте, пожалуйста. Складывают конфету. Положите квадрат так, чтобы один уголок был вверху, а второй внизу. А теперь сложите уголочки, которые находятся по бокам в серединку квадрата. Молодцы!

Теперь Лягушка довольная поскакала прямо к Теремку, чтоб угостить Мышку конфеткой и с ней вместе жить. Сколько теперь зверушек в домике. (2)

Тут на опушку выскочил Зайчик. Тут что-то журчит! Что же это? (ручей). Зайчику ручеёк преградил дорожку к Терему. А как же Зайчику попасть к Теремку? (надо переплыть). На чем можно переплыть ручеёк? (На лодке). А у нас она есть? (Нет).

А давайте мы её сделаем из нашего волшебного квадрата! Сложите квадратик, как конфетку, а потом пополам. Наш волшебный квадратик превратился в лодочку. Отправляемся на ней вместе с Зайчиком путешествовать по ручейку, поплыли.

Вот Заинька переплыл ручеёк, зашёл в Теремок и стали они жить вместе. Сколько зверушек стало в домике? (3)

Кто-то к нам идет сюда. Ну, конечно же, Лиса. Но пока она бежала по дорожке, потеряла туфельку. Ребята, давайте поможем Лисичке и сделаем для неё туфельку (делают туфельку). Сколько зверушек живет в теремке? (4)

А по лесу уж Медведь идёт. Вдруг увидел Теремок – как заревё т: «Вы пустите меня в Теремок!»

Испугались звери. Влезет ли Медведь в Теремок? (Нет) Почему? (Медведь очень большой). А Теремок у нас? (Маленький)

Вот пришёл Медведь и развалил Теремок. Что же делать? Где жить дальше? Теремка нет. Что надо сделать? (Построить новый Теремок)

Какой должен быть Теремок, чтобы в нём всем зверушкам было не тесно? Ответы: большой, высокий, чтобы всем зверушкам хватило места. Делаем из всех квадратов один большой Теремок.

Молодцы! Всё правильно Вы сказали и сделали! Вот какой большой у нас получился Теремок! Теперь всем животным хватит места! Наши животные будут жить вместе весело и дружно!

Слайд 23

Игра Квадрат Воскобовича - необыкновенное пособие, которое соответствует современным требованиям в развитии дошкольника. Её простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми.

Подводя итог работы, хочется отметить, что у наших воспитанников значительно повысился познавательный интерес к процессу обучения и творческой деятельности. Дети стали больше интересоваться развивающими играми, конструктивной, художественной и театрализованной деятельностью.

На достигнутом мы не останавливаемся, а продолжаем искать новые пути развития познавательных и творческих способностей детей.

В планах у нас стоит задача изготовить напольный тканевый Квадрат Воскобовича размером 1 м * 1 м, который можно использовать на занятиях по физической культуре и в подвижных играх.

Слайд 24

Весёлых Вам игр и радостных открытий с «Квадратом Воскобовича»!

Прикреплённые файлы:

voskobovich_dk392.pptx | 23000,02 Кб
 
Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Сценарий интеллектуально-развлекательной игры для детей старшего дошкольного возраста «День Знаний — 1 сентября» День Знаний- 1 сентября (Интеллектуально-развлекательная игра для детей старшего дошкольного возраста) Под звуки песни «Дважды два-четыре».

Отчет по инновационному проекту «Интеллектуально-творческое развитие дошкольников средствами игровых технологий» Отчёт о реализации инновационного проекта по теме:«Интеллектуально – творческое развитие детей средствами игровых технологий и музейной.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказокРазвитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста через сказки. Воспитатель старшей группы МАДОУ №11 Чистякова Любовь.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Дидактическая игра является одним из методов развития познавательного интереса детей дошкольного возраста к различным видам деятельности.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Библиотека изображений:

Публикация Интеллектуально-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством квадрата Воскобовича (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Интеллектуально-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством квадрата Воскобовича
Опубликовано: 16 марта 2023 в 16:02
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД