Лучший педагог года

Интегрированный подход в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ посредством Лего-конструктора

Людмила Федоровна Дмитриева
Интегрированный подход в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ посредством Лего-конструктора

Потапова Е. С. учитель-логопед,

Дмитриева Л. Ф. педагог-психолог

МБДОУ «Сказка» с. Ездочное,

с. Ездочное, Чернянский район,

Белгородская область

Интегрированный подход в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ через ЛЕГО-конструктор

Публикация «Интегрированный подход в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ посредством Лего-конструктора» размещена в разделах

Для детей с ограниченными возможностями здоровья одним из основных условий успешной социализации и реализации в обществе является получение образования. В связи с этим необходимо обеспечить все условия, чтобы реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование, как одной из важнейших задач государственной политики Российской Федерации, проходила максимально результативно. В настоящее время необходимым условием реализации ФГОС становится интегративный подход к коррекционно-образовательному процессу. Важно, чтобы специалисты ДОУ ориентировались не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом.

Задача педагогов и родителей поддержать таких детей, помочь понять, что они ничем не обделены в обществе и могут наравне со всеми детьми, расти, развиваться и добиваться собственных успехов, не отставая от своих сверстников. Инклюзивное образование детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, получает все большее распространение среди дошкольников в обычной группе детского сада.

В последнее время поиск эффективных методических приемов и технологий для создания оптимальных условий организации коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории необходим.

Проблема была решена посредством уникальной игровой технологии ЛЕГО.

ЛЕГО-технология в свете внедрения ФГОС приобретает огромную значимость, так как:

• обеспечивает интеграцию познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития;

• позволяет педагогу-психологу, логопеду и дефектологу сочетать коррекцию нарушений в развитии дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в игре;

• развивает познавательную мотивацию, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

• объединяет игровую деятельность с исследовательской, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и создавать свой собственный интересный мир, где нет четких границ.

Ведущая педагогическая идея состоит в том, что использование ЛЕГО-конструкторов помогает реализовать коррекционно-развивающие задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия по развитию высших психических функций, коммуникативной сферы, пространственно-временных представлений, а также мелкой моторики пальцев рук, стимулирующие речевое и личностное развитие старших дошкольников с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС.

Наиболее удачным и действенным методом работы являются коррекционно-развивающие упражнения и игры. Погружаясь в игровое действие, дети не просто играют, а участвуют в непроизвольном обучении и развитии. В процессе решения игровых задач осуществляется активизация познавательных процессов. Ситуация игры позволяла поддержать интерес и мотивацию к познавательной деятельности.

«Особенные» дети решали сложные задачи с помощью зрительного анализатора; учились определять высоту, ширину и длину предметов, размер фигур и расстояние между ними; развивали образное и пространственное мышление; учились видеть предметы в различных пространственных положениях. Конструирование помогало дошкольникам, шаг за шагом, смело решать новые более сложные задачи, незаметно продвигаясь в собственном развитии.

Конструируя, с использованием ЛЕГО-деталей, дети осуществляли физиологическую стимуляцию пальцев рук, анализировали и синтезировали объекты окружающего мира, развивали пространственные представления о предмете, обогащали свой словарь. ЛЕГО-конструктор оказался незаменимым инструментом развития речи детей с ТНР.

Анализ опыта работы показал, некоторые преимущества в использовании ЛЕГО-технологии в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи. Можно отметить прежде всего, безопасность конструктора: играя, дети не рискуют испачкаться или пораниться. Материал, из которого изготовлен конструктор, химически нейтрален и абсолютно безвреден. Дети свободно играли, передавали друг другу детали. Детали конструктора яркие и очень привлекательные, поэтому независимо от имеющихся навыков у детей, их конструкции всегда отличались яркостью, и они переживали состояние успеха и эмоционального комфорта.

Поделки не портятся, долго хранятся и очень быстро все можно переконструировать заново.

Дети всегда с удовольствием спешили на занятия, и коррекционно-развивающий процесс воспринимался ими как игра.

Конструировать можно на столе, на ковре, и даже на стене, важно, что во время занятия, для физически ослабленных детей, нет необходимости долгое время находиться в положении сидя.

С помощью ЛЕГО хорошо отрабатывали навыки счета, операции анализа и сравнения: (сколько вагончиков синего цвета? каких больше). Дети формировали понимание пространственных отношений между предметами, учились правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «позади», «над», «под», закрепляли понятия «между тем-то и тем-то».

Разнообразные ЛЕГО-элементы позволяли детям с ОНР изучать новые слова по лексическим темам. Накопление активного словаря происходило лучше всего через увиденное и осознанное, через тактильные и зрительные анализаторы.

В состав наборов входят разнообразные детали, позволяющие конструировать фигуры животных. Это помогало детям научиться выделять части целого, составлять и понимать образование сложных слов (например игра «Необычный зоопарк», где соединяется голова кота и туловище собаки и получается котопес).

Пересказ рассказа по сюжетной картинке, всегда казался детям сложным, а по объёмному сюжету из конструктора, делал пересказ более развёрнутым и эмоционально окрашенным, рассказы детей получались логически правильными и соответствовали сюжетной линии. Работа над связной речью была организована в порядке возрастающей сложности.

В ходе ЛЕГО-игры происходило усвоение гендерных особенностей детей. Благодаря этому формировалась система представлений о поведении, потребностях, ценностях, характерных для мужской и женской модели личности.

ЛЕГО-игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры оказались очень результативным методом развития коммуникативных навыков, поскольку коррекционная работа проводилась не только над «внешним», речевым, дефектом ребенка. Во время создания конструкций воспитанники общались между собой и со взрослыми. Возникали речевые ситуации, сюжетно-ролевые игры, в которых дети накапливали речевой опыт и впечатления. В процессе конструирования дети чувствовали потребность в высказывании, в добавлении к рассказу. Они учились слушать друг друга, тренировали и развивали свою собственную речь.

Сюжетно-ролевая игра, с применением конструктора ЛЕГО, как показал данный опыт – наилучшим образом смогла развить социально-коммуникативные навыки дошкольников. С помощью конструктора, дети приобретали необходимые навыки общения со сверстниками, учились самостоятельности, при выполнении совместной работы оказывали взаимопомощь и поддержку сверстникам.

Конструктор ЛЕГО еще и отличный психотерапевтический инструмент. Сконструированная сюжетно-ролевая игра, позволяла высвобождать накопившиеся негативные переживания детей, страхи, помогала обыгрывать конфликтные ситуации, «проживать» в игре волнующие их незнакомые ситуации.

Созданные постройки использовались в играх-театрализациях. Выполняя постройку, дети создавали объемное изображение, которое способствовало лучшему запоминанию образа объекта. О доме, животном или растении, который сделал сам, ребенок рассказывал охотнее, придумывая разные истории и т. д.

Опыт работы может рассматриваться как эффективный способ оптимизации образовательного процесса любого ДОУ. Конструктор ЛЕГО является прекрасным средством для воспитателей детского сада, он помогает обеспечить интеграцию различных видов образовательной деятельности во всех областях. Педагоги-психологи, дефектологи могут обогатить коррекционную работу с «особенными» детьми современной и увлекательной, а также результативной игровой технологией.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

«Новая форма освоения материала — интерактивное пособие, технология «Лэпбук». Мой подход к работе с детьми и их родителями«Новая форма освоения материала — интерактивное пособие, технология «Лэпбук». Мой подход к работе с детьми и их родителями .

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Фотоотчет о конструировании зоопарка из конструктора «Лего»Фотоотчет о конструировании зоопарка из конструктора «Лего» Добрый день гости моей странички! Очень рада, что могу поделиться сегодня с вами прошедшим, замечательным занятием по конструированию из.

Интегрированный подход к музыкальному воспитанию дошкольников. Тематическая неделя «Мы поедем в зоопарк» Основные направления образовательной работы Формы организации образовательной деятельности Средства, методы, приемы в работе с детьми в.

Интегрированный подход на этапе предварительной работы при инсценировании казачьей сказки «Прутик» с детьми с ТНРИнтегрированный подход на этапе предварительной работы при инсценировании казачьей сказки «Прутик» с детьми с ТНР Уважаемые коллеги, разрешите поделиться своим опытом работы с детьми, имеющие тяжелые нарушения речи. В нашем детском саду работает система.

Дидактическая игра «Слоговые блоки» с использованием конструктора ЛегоДидактическая игра «Слоговые блоки» с использованием конструктора Лего На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Улицы нашего города из лего-конструктора (фотоотчет)Улицы нашего города из лего-конструктора (фотоотчет) Для того чтобы закрепить правила дорожного движения я решила создать игру "Улицы нашего города" применяя конструктор Лего. Мои дети с.

Эссе «Мой подход к работе с детьми» В настоящее время остро стоит проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ, которые нуждаются в особом подходе. В основе моей работы лежит.

Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностямиЗначение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими задержку речевого развития, - одна из главных задач, стоящих перед логопедами,.

Библиотека изображений:

Публикация Интегрированный подход в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ посредством Лего-конструктора (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Людмила Федоровна Дмитриева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Интегрированный подход в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ посредством Лего-конструктора
Опубликовано: 12 октября 2020 в 14:44
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД