Папки-передвижки

Инновационные приемы и направления для повышения познавательной активности у детей с ОВЗ в работе дефектолога

Александра Михайловна Кузнецова
Инновационные приемы и направления для повышения познавательной активности у детей с ОВЗ в работе дефектолога

Инновационные приемы и направления, направленные на повышение познавательной активности у детей с ОВЗ в работе учителя-дефектолога.

Подготовила

учитель-дефектолог

Кузнецова А. М.

Для активизации деятельности, учащихся с ОВЗ используются следующие активные методы и приё мы обучения:

• Одним из приемов является создание «проблемных ситуаций», которые требуют от ребят анализа материала и самостоятельного нахождения ответа.

Публикация «Инновационные приемы и направления для повышения познавательной активности у детей с ОВЗ в работе дефектолога» размещена в разделах

• Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

• Театрализация (сказкотерапия, песочная терапия, лепбук, мнемотаблицы.

• Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия

Активные методы рефлексии. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии:

рефлексия настроения и эмоционального состояния;

рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);

рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).

Деловая игра (представляющее собой имитационное моделирование реальных процессов и механизмов. На занятии дети работают и решают задачи по следующим ролям: художник, модельер, повар, экономист; инженер по ТБ и т. д.).

Экскурсии (возможны виртуальные).

Путешествие (возможно виртуальное).

Коллажирование (включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены).

Артикуляционная, дыхательная, пальчиковая, нейропсихологическая гимнастики.

Су-Джок терапия.

Кейс – это метод, который выступает как способ коллективного обучения, дети могут взаимно обменяться информацией, попробовать решить проблемы, поставленные перед ними, самостоятельно (кейс – иллюстрации, фото-кейсы). Метод кейсов - используется описание реальной ситуации. Школьники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить учителю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы.

Для чего нужен кейс?

Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.

Кейс – метод развивает:

• умственные, сенсорные и речевые способности.

аналитические умения: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы.

• формирует навыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать).

практические умения.

• социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение).

Кластер – (скопление, гроздь, пучок, совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов.

«Кластер» позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

Суть «кластера» заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.

Так как не все дети умеют читать, то в своей работе можно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры. Для легкости запоминания мы используют картинки, фотографии, рисунки, схемы. В процессе образовательной деятельности возможны варианты составления кластера по лексическим темам. В итоге получается структура, графически отображающая размышления детей, определяет информационное поле данной темы.

«Говорящие стены» - своеобразный живой экран. На стене крепятся магнитные доски, ковровые полотна, кармашки, фишки, картинки. Музыкальный руководитель размешает портреты музыкантов, текст песни; инструктор по физической культуре – картинки с различными видами спорта; психолог – картинки с разными эмоциями. Также там размещается картинный материал в соответствии со временем года и темой недели.

Основное предназначении «говорящей стены» - проведение «Утра улыбок». Для того чтобы дети почувствовали себя одной командой, осознали свою принадлежность к коллективу.

Дети обсуждают чему они научились за неделю, обсуждают план действий на текущий день, договариваются, кто и за что будет отвечать.

Направление : «Популяризация чтения»

«Буккроссинг»«книговорот» движение книги от человека к человеку (человек берет любую понравившуюся книгу и взамен оставляет свою, книг не должно стать меньше). Оформляется уголок «Литературная гостиная».

«Домашнее чтение» или «досуговое чтение». Воспитатели организуют читательский уголок, где представлен список книг, которые родители могут почитать своим детям на выходных. Родители выбирают подходящую книгу и по возвращении с выходных ставят отметку на стенде о прочитанной книге.

«Буктрейлер» - короткий видеофрагмент, рассказывающий о какой-либо книге. Ребенка заинтересовал какой-то персонаж и он хочет узнать всю историю целиком.

Тимокко

• Коррекционно-развивающий комплекс с биоуправлением на основе запатентованной технологии отслеживания движений тела и жестов на стандартном ПК.

• Комплекс предназначен для улучшения качества движения, координации движений, тренировки функции внимания и развития познавательных навыков, эффективно для работы с детьми от 3 до 8 лет.

• Программное обеспечение каждого комплекса включает в себя интерактивные игры, повышающие мотивацию детей к физической и познавательной деятельности в веселой и интересной форме. Играя в игры, включенные в комплексы, дети, не замечают интенсивной тренировочной работы, которую они совершают в отношении двусторонней координации, координации глаз-рука, поддержанию правильной осанки, тренировки внимания и многого другого.

• С очень высокой точностью, с помощью простой веб-камеры и двух ярких шариков-перчаток программное обеспечение комплексов предоставляет широчайшие возможности для проведения развивающих занятий со здоровыми детьми и коррекционных занятий и тренировок для детей с нарушениями в развитии.

Мультисенсорное пособие «Нумикон»

«Нумикон» - это программа и набор наглядного материала, разработанные в Англии в 1996–1998 гг. для детей, испытывающих трудности при изучении математики.

Мультисенсорное пособие «Нумикон» создан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны маленьких детей – способность обучаться на практике, наблюдать и распознавать образец (шаблон, то есть запоминать, а затем узнавать образцы или шаблоны при следующих предъявлениях.

В Нумиконе числа от 1 до 10 представлены пластмассовыми формами-шаблонами разного цвета, благодаря чему числа становятся доступными для зрительного и тактильного восприятия. Он даёт возможность получить представление о составе числа, причём целое и его части при желании можно уравновешивать на чашечных весах.

Коврограф - инновационная технология, которая основывается на игровой методике Вячеслава Вадимовича Воскобовича

Цели занятий с игровыми материалами коврографа:

Развитие речи ребенка, обогащение и активизация словаря, отработка грамматический конструкций, развитие связной речи, обучение грамоте.

Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.

Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.

Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.

Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звуко-буквенном анализе.

Развитие мелкой и артикуляционной моторики, просодической стороны речи.

Для активизации деятельности, учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приё мы обучения:

Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

«Узелки на память» (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

Различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:

обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);

урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;

адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);

дополнительные упражнения;

оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Основные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООПОсновные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООП Сообщение из опыта работы «Основные направления учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с особыми образовательными.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Игровой обучающий модуль «Эко-остров» как средство повышения познавательной активности дошкольниковИгровой обучающий модуль «Эко-остров» как средство повышения познавательной активности дошкольников ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Аннотация Игровой обучающий модуль «Эко-остров» представляет собой набор игровых макетов, последовательно связанных.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Мастер-класс «Нетрадиционное физкультурное оборудование как средство повышения двигательной активности дошкольников» Участники: инструктор по физкультуре, педагоги ДОУ. Цель: повышение компетентности педагогов по проблеме приобщения дошкольников к двигательной.

Методическая разработка «Игровые технологии в развитии познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ» Уважаемые коллеги и родители предлагаю вашему вниманию методическую разработку для воспитателей и дефектологов районного методического объединения.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Презентация-фотоотчет о работе по дополнительному образованию экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет Экология является неотъемлемой частью нашей жизни. Именного с раннего детства, с дошкольного возраста необходимо прививать детям любовь.

Библиотека изображений:

Публикация Инновационные приемы и направления для повышения познавательной активности у детей с ОВЗ в работе дефектолога (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Александра Михайловна Кузнецова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Инновационные приемы и направления для повышения познавательной активности у детей с ОВЗ в работе дефектолога
Опубликовано: 3 декабря 2023 в 14:55
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД