МААМ-картинки

Инновационные формы успешной адаптации детей раннего возраста

Нюргуяна Саввинова
Инновационные формы успешной адаптации детей раннего возраста

Инновационные формы успешной адаптации детей раннего возраста.

Объект исследования: процесс адаптации детей раннего возраста в детском образовательном учреждении.

Предмет исследования: особенности психологической адаптации детей раннего возраста в детском образовательном учреждении средствами инновационных форм.

Публикация «Инновационные формы успешной адаптации детей раннего возраста» размещена в разделах

Цель данной работы: исследовать психологические особенности адаптации детей раннего возраста в детском образовательном учреждении с помощю инновационных технологий.

Задачи исследования:

1 изучить психолого-педагогический аспект адаптации детей раннего возраста в детском образовательном учреждении;

2 систематизировать методы по адаптации детей раннего возраста, используемые в детском образовательном учреждении.

Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение за деятельностью различных дошкольных учреждений в период адаптации детей раннего возраста в детском саду показывают, что эта проблема насущна и актуальна на сегодняшний день. Ранний возраст имеет большое значение в развитии человека и служит фундаментальной основой в формировании наиболее важных человеческих способностей и качеств. Насколько благоприятным будет этот период в жизни ребенка, зависит от нас – взрослых. Адаптация – это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, новой обстановке. Для ребёнка детский сад, несомненно, является новым пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходиться приспосабливаться. Все это определяет актуальность и практическую значимость данной темы.

В возрасте от года до трёх лет ребенка впервые приводят в детский сад. Малыш попадает в новую особую среду. Начинается период адаптации ребенка к условиям ДОУ, сопровождающийся изменением привычной обстановки, распорядком дня, расставанием с родителями. Чтобы сделать этот процесс плавным, безболезненным и более успешным, необходимы инновационные формы работы с детьми. Для решения поставленных задач я активно занималась самообразованием: знакомилась с новыми методическими разработками по проблеме адаптации детей до 3-х лет, активно сотрудничала, консультировалась с психологом, педагогами, которые уже имеют опыт проведения адаптации детей раннего возраста в детском саду.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

- От состояния здоровья;

- От разницы в методах воспитания;

- От особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;

- От наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;

Подолжительность периода адаптации :

* Легкая адаптация - негативные моменты у ребенка уходят в течении 1-2 недель.

* Средняя адаптация - длится около 1 месяца, по истечении которых тревога значительно снижается, поведение нормализуется.

* Тяжелая адаптация - длится до 6 месяцев, сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Требует помощи специалиста: психолога, медицинского работника.

* Очень тяжелая адаптация - длится более полугода. Встает вопрос-стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно он "несадовский" ребенок.

Я расскажу о том, какие современные технологии использовала в процессе адаптации детей к условиям ДОУ.

В своей работе я использовала:

- Любимую игрушку ребенка. Любимая игрушка- это близкий друг, с которым не хочется расставаться и в период адаптации я предложила родителям давать детям с собой игрушки в детский сад. Они обеспечивают ребенку ощущение надежности, помогают отвлечься от переживаний. Игрушка будет напоминать им о доме, о родителях, о родном.

- Телесную терапию. Она полезна для детей всех возрастов. Способствует повышению стабильности психических процессов.

- Музыкотерапию. В процессе социальной адаптации детей раннего возраста может являться способом эмоционального воздействия на ребенка, способом коммуникации, способом музыкального развития. Музыка положительно влияет на кровообращение, уменьшает чувство усталости. Стабилизирует эмоциональное состояние детей.

- Игры с песком и водой - одна из форм естественной деятельности ребенка, несут огромную пользу, так как способствуют стабилизации эмоционального фона, дают простор для экспериментирования, обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребенка во всех аспектах.

- Здоровьесберегающие технологии. Ежедневная утренняя гимнастика для расслабления мышц и снятия эмоционального и нервного напряжения, ходьба босиком по ребристой дорожке, релаксация, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

- ИКТ- актуальное направление развития современного образования. Использование ИКТ значительно облегчают прохождение адаптации, создает позитивную атмосферу. Помогает развивать интеллектуальные, творческие способности, самостоятельно приобретать новые знания.

- Игровая деятельность. Основная задача игр в период адаптации детей - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий сопровождающийся проявлением заботы к каждому ребенку. Необходимо, по возможности, подбирать специальные игры, которые помогают детям справиться со стрессовой ситуацией в период привыкания. Игры должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Важно чтобы ребенок добровольно принимал участие в играх.

- Работа с родителями. Сформировать активные позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей, установление доверительных отношений, беседы, анкетирование, рекомендации родителям. Родителям предлагалось подробно и откровенно рассказать о сложившихся привычках, сформировавшихся навыках ребенка, режиму дня, питанию, особенностям засыпания и сна, игровым навыкам, умеет ли ребенок вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками, как ласково ребенка называют дома. С чем он играет и умеет ли играть сам. Но практика показала, что не все родители в анкетах раскрывают свои взаимоотношения с детьми, а чаще всего просто скрывают.

В группе был организован щадящий режим дня, создана комфортная предметно-пространственная развивающая среда с целью облегчения адаптации, которая способствовала снижению стресса у детей. В адаптационный период предпочтение отдавали индивидуальным формам работы. Работа с небольшими подгруппами детей (2-3 ребенка).Признаком того, что период адаптации завершился, является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие: хороший аппетит, нормальное поведение, дома ведет себя обычно, увлеченно играет с игрушками, не капризничает, хорошее настроение, легко просыпается утром, с желанием идет в сад, доброжелательно относится к воспитателю и детям группы, безболезненно расстается утром с родителями, а вечером встречает их с улыбкой.

В моей группе дети прошли адаптацию в основном, легкую и среднюю. Для этого есть определенные мотивы: создание комфортных условий, благоприятной развивающей предметно – пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО. Доброжелательное отношение к детям, единство требований к поведению ребенка дома и в детском саду. Использование инновационных методов в работе воспитателей и педагогов по адаптации детей в ДОУ будут эффективным даже при тяжелой адаптации детей в дошкольном учреждении, облегчат привыкание их к новым условиям. А также этому способствует четкая, профессионально слаженная и продуманная работа психологов, педагогов и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, индивидуальный подход к каждой семье и взаимодействие с родителями. Можно сказать, что те условия, которые мы создаем в ходе адаптационного периода, помогут безболезненно приспособиться малышам к новым жизненным условиям и будут способствовать формированию положительного отношения детей и родителей к дошкольному учреждению.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Арт-терапия как средство успешной адаптации ребёнка»Фотоотчёт «Арт-терапия как средство успешной адаптации ребёнка» из опыта работы) Проблема адаптации детей к детскому саду очень высока, ведь придя в детский сад, ребенок испытывает сильнейший стресс.

Игры для детей раннего возраста в период адаптации Игры для детей раннего возраста в период адаптации. Сгладить психоэмоциональное напряжение в адаптационный период помогут игры, которые.

Инновационные формы, методы и технологии в работе с детьми дошкольного возраста Процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует.

Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ Слайд №2 «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого.

Использование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУИспользование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУ Аннотация: Актуальность проблемы заключается в том, что в определенный момент своей жизни каждый ребенок переступает порог дошкольного.

Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ»Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ» Консультация для воспитателей "Условия успешной адаптации детей к ДОУ"При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Библиотека изображений:

Публикация Инновационные формы успешной адаптации детей раннего возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Нюргуяна Саввинова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Инновационные формы успешной адаптации детей раннего возраста
Опубликовано: 7 октября 2023 в 19:20
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД