Папки-передвижки

Инклюзивная практика «Принципы и подходы работы с родителями детей с ОВЗ»

Ирина Данилина
Инклюзивная практика «Принципы и подходы работы с родителями детей с ОВЗ»

Организация работы

с семьей в практике инклюзивного образования.

Семья как один из важнейших социальных институтов общества оказывает огромное влияние на развитие и воспитание полноценной личности. Выполняя определенные социальные функции, она удовлетворяет большую часть потребностей личности.

Публикация «Инклюзивная практика „Принципы и подходы работы с родителями детей с ОВЗ“» размещена в разделах

Семья, где растёт и воспитывается ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, требует особой заботы и внимания со стороны общества и государства в целом, специалистов педагогического профиля в частности. Психолого-педагогическая помощь семье в условиях инклюзивного образовательного пространства дошкольного учреждения включает набор коррекционно-педагогических методов, направленных на всестороннее развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, поддержку его семьи и осуществляется педагогами (воспитателями) и специалистами дошкольного учреждения: логопедом, психологом.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о том, что:

• ДОУ создает условия для участия родителей в образовательной деятельности;

• осуществляет поддержку родителей в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, вовлечении семей в образовательную деятельность;

• поддерживает образовательную инициативу семей воспитанников.

С какими проблемами сталкиваются семьи, воспитывающие ребё нка с ограниченными возможностями здоровья:

• Умышленное ограничение в общении;

• гиперопека;

непринятие родителями своих детей;

• отсутствие у родителей знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка с ОВЗ;

• страх ответственности;

• отказ от понимания проблем в развитии ребёнка, их частичное или полное отрицание;

• нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.

Основные цели психолого-педагогической работы :

- оказание психологической поддержки семьям детей с ОВЗ;

-повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Задачи работы :

• Установление ответственных взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, воспитывающих детей с ОВЗ.

• Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки семей воспитанников.

• Активизация и обогащение педагогических умений родителей в сфере воспитания, обучения и развития детей с ОВЗ.

• Оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи семьям воспитанников в вопросах воспитания и развития.

На что же направлена психолого-педагогическая поддержка семей, воспитывающих детей с ОВЗ в нашем детском саду. В первую очередь на:

• Снижение эмоционального дискомфорта в связи с психофизическими и возрастными особенностями ребёнка;

• укрепление уверенности родителей в возможностях ребёнка с проблемами развития;

• формирование у родителей адекватного отношения к ребёнку с ОВЗ;

• установление адекватных детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания.

Принципы и подходы работы с родителями детей с ОВЗ :

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учёт личностных особенностей ребёнка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребёнку, к каждому члену семьи, вера в них.

3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем, родителями.

4. Принцип доступности.

Этапы работы или алгоритм психолого-педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ:

1. Исследование семьи: изучение особенностей функционирования семьи, выявление её скрытых ресурсов, сбор информации о её социальном окружении, изучении потребностей родителей и ребёнка и пр.

2. Установление контакта, работа на преодоление реакций психологических защит, мотивирование на сотрудничество.

3. Оценка путей оказание психолого-педагогической помощи. Разработка карт реабилитации и определение дальнейшего образовательного маршрута детей.

4. Выбор направлений работы в зависимости от результатов диагностики.

5. Работа специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей членам семьи опираться на свои собственные ресурсы.

6. Анализ эффективности достигнутых результатов в работе с семьями воспитанников с ОВЗ.

Методы:

1. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции, собрания, семинары.

2. Проблемные методы: проблемные лекции-диалоги, круглые столы, тренинги, дискуссии, ролевые игры, детско-родительские мероприятия, тематические недели семьи

3. Психотерапевтические методы: релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии.

4. Наглядно- информационный метод: выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.

Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.

В результате такой работы : родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

«Совместная деятельность педагогов, специалистов, родителей, детей» - это разнообразные:

• конкурсы;

• индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей

• праздники (в том числе семейные);

• проектная деятельность.

Таким образом в организации работе в оказании психолого-педагогической помощи родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в особом подходе к реализации их образовательных потребностей, важны последовательность, систематичность, учёт реальных возможностей как детей, так и родителей. Взаимопонимание педагогов и родителей, совместное участие и активность в проведении развивающей и коррекционной работы способствуют повышению уровня педагогической компетенции родителей, формированию у них положительных форм взаимодействия с ребёнком, активной позиции по отношению к его воспитанию в семье.

Эффективность системы комплексной психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии, находит подтверждение в том, что родители, взаимодействующие с педагогами и специалистами дошкольного учреждения, обретают в себе уверенность в своих силах, проявляют творческую активность и направляют её в продуктивное взаимодействие со своим ребёнком

Публикации по теме:

«Пока часы 12 бьют». Работы детей совместно с родителями«Пока часы 12 бьют». Работы детей совместно с родителями Каждый год в декабре городской краеведческий музей устраивает выставку новогодних поделок из любого бросового и природного материала. Выставку.

«Зимнее чудо-снежинки» (работы детей совместно с родителями)«Зимнее чудо-снежинки» (работы детей совместно с родителями) Снежинки танцуют: летают, кружатся, на солнце в морозный денёк серебрятся. Ажурные платья, резные косынки. Волшебное зимнее чудо - снежинки.

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Из опыта работы. Взаимодействие с родителями при ознакомлении детей с ПДД. Ко Дню ПДД на МAAMИз опыта работы. Взаимодействие с родителями при ознакомлении детей с ПДД. Ко Дню ПДД на МAAM Правила дорожные, Все без исключения, Знать должны детишки: Девчонки и мальчишки. Безопасность детей на улице на сегодняшний день является.

Консультация для родителей «Принципы воспитания детей» Каждый ребенок – это личность и нельзя его воспитывать и развивать “под общую гребенку”. Поэтому возникает вопрос – а бывает ли правильное.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работыМастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной.

План работы с родителями в области художественно-эстетического развития детей.План работы с родителями в области художественно-эстетического развития детей. Социальное партнёрство 1. Для изучения родительских представлений об эстетическом воспитании детей провести анкетирование во всех возрастных.

План сообщения «Инклюзивная практика в дошкольном образовании» Понятие инклюзии: термин «инклюзия» был введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере.

Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ " НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД "Нетрадиционные формы работы с родителями " (.

Принципы и подходы к формированию программы ДОО компенсирующего вида Программа ДОУ определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста от 3 лет до 7 лет в условиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инклюзивная практика «Принципы и подходы работы с родителями детей с ОВЗ»
Опубликовано: 28 июля 2023 в 23:09
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инклюзивная практика «Принципы и подходы работы с родителями детей с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Данилина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД