Папки-передвижки

Игры в логопедической работе. Что может игра

Светлана Калугина
Игры в логопедической работе. Что может игра

«ИГРЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ. ЧТО МОЖЕТ ИГРА»

(материал к семинару)

«У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять»

А. С. Макаренко

В настоящее время в литературе накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра является потребностью растущего организма и способствует его гармоничному развитию. Она осуществляется посредством комплексных действий, в которые включается речь Дети с нарушениями речи, в большинстве случаев, интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них

Публикация «Игры в логопедической работе, Что может игра» размещена в разделах

такие же, как и у их сверстников. Но при обследовании этих детей,

отмечается, что у большинства из них нарушены память, внимание и фонематический слух. Они неправильно понимают обращенную к ним речь, не делают выводов. В играх они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. У них нередко наблюдается немотивированное упрямство, вспыльчивость, отсутствие логики в действиях, не критичность. Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Никогда игра не предъявляет ребёнку требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него некоторого напряжения сил.

Игра - очень эффективное средство в логопедической работе.

Речевые игры используются как для формирования правильной речи, так и для коррекции различных её нарушений и решают следующие задачи:

• развивают слуховое внимание и восприятие, речевой слух, фонетический слух, артикуляторную моторику, дыхание и голос, пальцевую моторику

• формируют правильное звукопроизношение.

• помогают практически усвоить лексические и грамматические средства языка, формируют связную речь.

• помогают подготовке к грамоте, овладению элементами грамоты.

• развивают внимание, память, словесно - логическое мышление, моторную деятельность.

При организации речевых игр мы должны руководствоваться

определё нными требованиями:

1. Игры не должны быть длительными по времени (10-15 мин.)

2. Они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребёнок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку

3. Игра должна быть живой, заманчивой, интересной. В ней обязательны красочное оформление, элементы соревнования, награды.

4. Игра может быть частью логопедического занятия.

5. В игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей.

6. В игре следует развивать у детей навыки контроля за своей и чужой речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание.

7. В игре логопед принимает непосредственное участие, по ходу игры вносит необходимые коррективы и поправки в речь детей.

Подбирая игры для логопедической работы, мы должны помнить не только о требованиях к их проведению, но и строго соблюдать

принципы отбора:

• от простого к сложному (сначала в игре развиваем слуховое внимание и лишь после этого переходим к развитию фонематического слуха);

• принцип последовательности;

• принцип системности

Что даёт игра детям?

Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.

Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре.

Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству.

Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.

Игра дает развитие воображения.

Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, дает психологическую устойчивость.

Таким образом, можно сформулировать основные задачи,

стоящие перед логопедом :

необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

игра должна увеличивать потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков.

при проведении игры необходимо учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

каждое логопедическое занятие должно носить характер учебно-игровой деятельности для ребенка. Оно должно быть эмоционально окрашено, должно привлекать ребенка, вызывать у него живой интерес и порождать радостное ожидание новых занятий.

Активное участие самих детей в коррекционном процессе и всесторонняя поддержка и помощь взрослых - залог успеха в этой работе. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям

Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику. Это позволяет решить сразу несколько задач:

• пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

• расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

• повысить познавательную активность и работоспособность детей;

• активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

• плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;

• увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Для малышей логопедические занятия бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро устают. Использование же следующих игровых приемов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.

Некоторые игровые приемы:

«Кто больше?»

Используется любой счетный материал (собачки, грибочки, квадратики и т. д.). За каждое правильное произнесение звука или слога логопед и ребенок берут себе по одной фигурке. Игру можно проводить с двумя-тремя детьми с однотипным нарушением произношения. В этом случае логопед оценивает его правильность и награждает участников.

«Поедем на машине»

Игра используется для автоматизации изолированного звука [р]. В тетради для индивидуальных занятий ребенок и логопед рисуют машину, от которой тянется извилистая дорожка к домику (деревцу, гаражу, скамейке и т. д.). Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося [р], ведет пальцем по дорожке. В результате он должен «доехать» до интересующего объекта. В первый раз разрешается делать 2-3 остановки в пути. Для автоматизации звука [л] выбирается образ гудящего парохода или самолета; для [з] - комарика; для [ж] - жука и т. д.

«Пальчики здороваются»

Ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный звук или слог. Логопед следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук ребенка.

«Маленькие ножки бежали по дорожке…»

Ребенок представляет, что указательный и средний пальцы - это ножки, большой палец прижимает безымянный и мизинец к середине ладони. Указательным и средним пальцами ребенок «шагает» по столу, произнося на каждый «шажок» заданный звук или слог.

«Говорящие руки»

Иногда ребенку долго не удается ввести новый правильный звук в слоги. Как только к согласному звуку присоединяется гласный, автоматически включается произношение старого дефектного звука. Предположим, что речь идет об автоматизации звука [ш]. Логопед дает инструкцию : Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить [ш], а правую - [а].

Давай попробуем! Логопед берет своей рукой левую руку ребенка и показывает, как совместить произношение [ш] с легким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается» говорить [а]. Поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит: Ш - а, ш - а. Постепенно пауза между [ш] и [а] сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.

«Ступеньки»

В тетради ребенка логопед рисует ступеньки. Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук или слог. Другой вариант: ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек или спичек. Задание остается прежним.

При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей я практикую использование:

«Волшебной палочки», которая своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз.

Упражнения «Игра на пианино», когда, имитируя игру на пианино, ребё нок проговаривает заданный слог 5 раз: РА-РА-РА-РА-РА, РО, РУ и др. А затем все 5 «песенок» - слогов «играть» вместе: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.

Аналогично выполняется упражнение «Цветочек», когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

Игры «Проведи слог по звуковой дорожке» : одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко.

Игры «Гласные звуки пришли в гости к согласному», когда «звуковые человечки» встают рядом и получается слог (дети самостоятельно проводят синтез слога из звуков, а затем подружившиеся звуки – слоги могут пройти по «Звуковой дорожке», встретится с другим слогом.

Применять эти игровые приемы можно как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Многие из них используются на дальнейших этапах автоматизации, способствуют развитию фонематического восприятия и могут целенаправленно использоваться при дифференциации тех или иных звуков.

Все упражнения легко изменяются, с радостью принимаются детьми, помогают устранить речевой негативизм и могут быть предложены для домашней работы.

Размышляя над тем, как сделать индивидуальные занятия по формированию правильного звукопроизношения более интересными, развивающими и познавательными для детей, я начала придумывать игры. Все игры изготавливаются из цветного картона и предметных картинок. На каждую деталь приклеивается картинка с автоматизируемым звуком и несколько картинок с любым другим звуком.

«Сложи пирамидку»

Цель игры : автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: предметные картинки, наклеенные на колечки разной величины.

Ход игры : педагог предлагает ребенку сложить пирамидку из колечек на заданный звук.

«Собери цветочек»

Цель игры : закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.

Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.

Ход игры : собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках

«Украсим елочку»

Цель игры : автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие мелкой моторики.

Материал: силуэт елочки, на которой с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы – “елочные шары”, на которые приклеены предметные картинки.

Ход игры : педагог предлагает ребенку украсить елочку шарами, на которых нарисована картинка с заданным звуком, прикрепляя шары с помощью петельки к елочке. Когда задание выполнено, логопед просит ребенка составить предложения про самые красивые шары.

При автоматизации звука в словах детям очень нравятся игры :

«Рыбалка», в которой вместо удочки используется палочка с магнитом, а вместо рыбок – картинки с заданным звуком. Поймав «рыбки» – слова, дети учатся не только правильно произносить звук, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы «Кто это? Что это?», образовывать множественное число и ещё много чего можно сделать с этими “рыбками”.

Не менее интересна игра «Собери грибы», где на каждый грибок наклеены картинки с заданным звуком. Эта игра позволяет не только добиваться правильного произношения слов, вызывает чувство соревновательности.

Игра «Домик зверей», где на каждом этаже живут животные с определенным звуком.

На этом же принципе автоматизации и дифференциации звуков строятся и другие игры : «Улитка», «Найди и подбери», «Веселый паровоз», «Назови и прочти», «Собери бусы», различные виды лото и домино.

Все мы знаем, что одна из основных задач в нашей работе - автоматизация звуков и развитие фонематического восприятия. Поэтому я решила внести в игры элемент развития познавательной сферы. За основу были приняты давно известные развивающие игры, где дети должны сравнивать, анализировать, соотносить детали, цвет и форму.

«Вспомни парную картинку»

Цель игры : автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, опосредованного запоминания и умения устанавливать логические связи между предметами.

Материал: предметные картинки с изучаемым звуком (каждая пара картинок логически связана).

Ход игры : познакомив детей с картинками, педагог убирает по одной картинке из каждой пары, а потом предлагает детям вспомнить ту, которая по смыслу была связана с оставленной.

«Загаданная картинка»

Цель игры : автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, воображения и мышления.

Материал: предметные картинки с изучаемым звуком.

Ход игры : педагог предлагает внимательно посмотреть на картинки, назвать их. К названному педагогом слову выбрать одну из предложенных картинок («которую я загадала», связанную по смыслу с названным словом, правильно произнести слово.

«Найди похожие слова»

Цель игры : автоматизация изучаемого звука, развитие слухового внимания и детского словотворчества.

Материал: пары предметных картинок с изучаемым звуком в названии и с рифмующимися окончаниями. Картинки расположены вперемешку.

Ход игры : педагог предлагает внимательно посмотреть на картинки, правильно их назвать и выбрать две, которые по звучанию «похожи» друг на друга.

Обобщив опыт педагогов, я разработала игровое пособие «Волшебный куб».

Игра-конструктор «Волшебный куб» представляет собой многофункциональное развивающее пособие для детей 3-7 лет. Она предназначена как для совместной с взрослым, так и для самостоятельной игры. При работе с пособием у ребенка развиваются мелкая моторика пальцев рук, сенсорное и пространственное восприятие, внимание, память, мышление, воображение, связная речь, расширяется словарный запас, формируется культура общения.

Кроме того, «Волшебный куб» позволяет детям получить заряд положительных эмоций и удовольствие от процесса игры.

Пособие представляет собой серию кубов различной величины, на сторонах которых даны символы дидактических игр или упражнений. Каждый может быть использован как самостоятельно, так и в сочетаниях, по усмотрению педагога.

Куб может использоваться на протяжении всего занятия или в качестве сюрпризного момента. На отдельном занятии дети узнают название куба, выполняют задания на его сторонах. Картинки могут заменяться по усмотрению педагога в соответствии с развивающими целями игры, а значит, в игрушке заложены большие возможности для вариативного ее использования (приложение 1).

Использование данного дидактического пособия поможет педагогу поддерживать интерес детей, развивать память, мыслительные процессы.

Работая над автоматизацией звука в предложениях, я использую в своей работе методику В. К. Воробьевой - составление предложений и рассказов цепной структуры с опорой на графический план, где последнее слово в предложении является началом последующего предложения. Так ребенок учится правильно произносить необходимый звук, закрепляет его не только в словах, но и в предложениях, связной речи и учится пересказывать тексты.

И вот, наконец, дети довольно неплохо произносят звук в словах и в предложениях, и наступает последний этап автоматизации – в связной и самостоятельной речи. На этом этапе работы используются различные пересказы, составление рассказов по картине и по серии картин. Эти виды работы утомительны для детей и поэтому для того, чтобы вызвать интерес я использую пересказы и рассказы с использованием фигурок на фланелеграфе (дети любят манипулировать этими персонажами и с большим интересом вспоминают содержание рассказа, пересказы-драматизации, стихи-драматизации (т. е. по ролям, диалоги с пальчиковыми куклами, пальчиковый театр).

Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным. Ребенок с удовольствием будет ходить на индивидуальные занятия с учителем-логопедом, а, следовательно, повысится эффективность работы.

Данные игры можно использовать на фронтальных или подгрупповых занятиях. Дети с удовольствием играют, соревнуясь в командах, что дополнительно повышает мотивацию к занятию.

Это довольно неполный перечень игр и игровых приёмов, используемых мною на логопедических занятиях по автоматизации звуков. Их количество и разнообразие на каждом занятии зависит от целей занятия и устойчивости внимания детей. А польза их использования несомненна.

мм

Публикации по теме:

Современные технологии в логопедической работе с детьмиСовременные технологии в логопедической работе с детьми В современных условиях использование современных технологий в работе с детьми стало необходимостью, так как в настоящее время дети с раннего.

Целительные мудры в логопедической работе В логопедии для лучшего и более быстрого преодоления дефектов речи часто используют нетрадиционные средства. В своей логопедической работе.

Фотоотчет о совместном с родителями досуге во второй группе раннего возраста «Папа может, папа может»Фотоотчет о совместном с родителями досуге во второй группе раннего возраста «Папа может, папа может» В нашей группе состоялся досуг, посвященный Дню Защитника Отечества "Папа может, папа может! Цели:1) Способствовать развитию и сплочению.

Использование элементов кинезиологии в логопедической работе с детьми с ОВЗ «Едва ли 10% людей на земле сбалансировано используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и.

Консультация для воспитателей «Использование игр-драматизаций в логопедической работе» «Использование игр-драматизаций в логопедической работе, как метода коррекции речевых нарушений». Многие практикующие учителя –логопеды.

Лэпбук в логопедической работеЛэпбук в логопедической работе Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают,.

Отчет о проделанной логопедической работе за 1 четверть Нарушения устной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью очень распространенное явление, имеющее стойкий характер и затрагивающее.

Приемы автоматизации звуков в коррекционной работе учителя-логопеда. Игры с песком, логопедическая игра «Ходилки» ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ с песком Известно, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную.

Роль сказки в логопедической работе с детьми Дошкольные образовательные учреждения и группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в.

Сценарий развлечения в средней группе «Папа может, папа может все, что угодно!» Цель: Наладить дружеское отношение между семьями. Задачи: Формировать чувство патриотизма, Воспитывать у детей уважение к Российской армии.

Библиотека изображений:

Публикация Игры в логопедической работе. Что может игра (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Калугина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Игры в логопедической работе. Что может игра
Опубликовано: 27 июня 2019 в 21:10
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД