Получи документы

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы по парциальной программы «Лесенка роста» для детей от 5–7 лет

Топоркова Юлия Вячеславовна
Игры на развитие эмоционально-волевой сферы по парциальной программы «Лесенка роста» для детей от 5–7 лет

Развитие эмоционально- волевой сферы ребёнка – не дань моде, а одно из условий успешного развития.

Исследования отечественных специалистов показали, что

возрастной период от 5 до 7 лет является сенситивным для развития эмоциональной сферы. Поскольку ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра именно в игре целесообразно развивать эмоциональную сферу ребенка-дошкольника. Игры могут быть направлены на развитие :

Публикация «Игры на развитие эмоционально-волевой сферы по парциальной программы „Лесенка роста“ для детей от 5–7 лет» размещена в разделах

- умение понимать эмоции;

-умение регулировать свое эмоциональное состояние;

- конструктивных способов снижения эмоционального напряжения.

Умение регулировать собственное эмоциональное состояние – одно из важнейших в жизни каждого человека. Специалисты рекомендуют для снижения эмоционального напряжения стремиться к снижению мышечных зажимов. Это обусловлено тем что мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой и мышечное напряжение- это проявление неприятных эмоций (страха гнева и др.) поэтому расслабление мышц — это внешний показатель положительных эмоций спокойного состояния ребенка уравновешенности удовлетворенности.

Расслабление мышц релаксация является как фактором снижения эмоциональной напряженности так и фактором подготовки условий для перехода от бодрствования ко сну.

Игры и упражнения на релаксацию помогают тренировать подвижность основных нервных процессов и особенно полезны для нерешительных тревожно-мнительных склонных к длительным переживаниям детей.

Регулярное выполнение подобных упражнений как правило не требующих длительной подготовки и не отнимающих много времени поможет детям научиться регулировать свое состояние обрести состояние душевного покоя и равновесия.

1. Игра «Молчание»

Задачи: развитие эмоционально – волевой регуляции.

Содержание: играющие садятся в кружок и молчат, они не должны ни двигаться, ни разговаривать. Водящий ходит по кругу, задаёт вопросы, выполняет нелепые движения. Сидящие должны повторять всё, что он делает, но без смеха и слов. Кто нарушит правила – водит.

2. «Ловим комаров»

Задачи: снятие мышечного напряжения с кистей рук, создание возможности гиперактивным детям немного подвигаться в свободном ритме и темпе.

Содержание: взрослый говорит: «Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку, и к нам в группу налетело много комaров. По команде «Начали!» вы будете ловить комаров. Вот так!»

Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно.

Каждый ребёнок будет «ловить комаров» в своём темпе и в своем ритме, но делать это надо, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде «Стой!» дети садятся- педагог показывает; как надо сесть.

Взрослый: «Хорошо потрудились! Устали? Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь —снова за работу».

3. Упражнение «Настроение дождя»

Задача: формирование умения понимать свои эмоции и выражать их в приемлемой форме.

Содержание: взрослый: «Давайте представим, что настроение — это

дождик. Прикоснитесь ладошками к ладоням соседа, и, слушая инструкцию, постукиваем ладонями, изображая дождь,

Дождик начался и медленно постукивает по асфальту. Он учащается, и звуки его усиливаются, сейчас он набирает силу и еще сильнее бьёт по асфальту.

Теперь, он приостанавливается и медленно заканчивается.

Положите правую руку на колено соседа, сидящего справа, а левую — на колено соседа слева. Будем так же изображать дождь.

4. Игра «Как чихает великан»

Задачи: снижение эмоционального напряжения, создание позитивного настроя, умения работать» в команде.

Содержание: взрослый спрашивает детей, знают ли они, как чихает великан, Затем все приступают к обучению: делятся на три группы, каждая из которых самостоятельно учится громко озвучивать один из элементов чиха. По сигналу взрослого все три команды громко и четко произносят свой элемент.

1-я группа: «Ачи».

2-я группа; «Очи».

3-я группа: «Хрящ!»

Взрослый просит детей повторить общий чих несколько раз, в зависимости от цели игры.

5. Teaтp марионеток

Задача: научить детей расслаблять мышцы рук, ног и лица.

Содержание: перед началом игры взрослый объясняет, что в кукольных театрах бывают куклы-марионетки, которыми управляют с помощью специальных веревочек. «Сейчас мы с вами станем такими куклами. Для этого надо представить, что все ваше тело полностью расслаблено и шлю за веревочку, руки, одна из ног будет подниматься, а рот — закрываться. Как только артист отпустит веревочки, руки сразу же упадут вниз, ноги согнутся в коленях, а рот откроется. Давайте потренируемся. Сейчас зазвучит спокойная музыка, и вы будете передвигаться как куклы, а я буду ведущим и стану наблюдать за вами. Когда музыка остановится, артисты перестанут нами управлять, и мы не сможем стоять прямо, нам надо будет облокотиться на что-либо или присесть на корточки. В этот момент я выберу лучшую куклу, и она станет ведущей».

Затем игра повторяется сначала

6. Игра «3лые мыльные пузыри»

Задачи: формирование умения контролировать гнев с помощью одной из дыхательных техник.

Содержание: дети сидят в кругу на стульях. Взрослый просит их назвать такие ситуации, когда они злятся на кого-то. После того как каждый ребенок выскажется, взрослый продолжает: «Сейчас я научу вас, как справляться со своим гневом и злостью. Закройте глаза и представьте, что у вас в руках трубочка для мыльных пузырей. (Дети подносят ладони к губам, имитируя соломинку.) Медленно выдыхайте, чтобы образовался мыльный пузырь, который наполнен злостью. Сделайте большой злой пузырь. Вот он образовался и полетел вверх, выше и выше. Он становится меньше и меньше, вот он совсем исчез.

Теперь сделайте другой злой пузырь и подождите, пока он исчезнет в воздухе или лопнет. Пускайте пузыри до тех пор, пока вся злость не выйдет из вашего тела. Затем можно открыть глаза». Когда все дети откроют глаза, взрослый продолжает: «А сейчас подул прохладный ветерок и унес остатки всех злых пузырей, которые были у нас в группе»

7. Игра «Шумный оркестр»

Задача: предоставление детям возможности выплеснуть гнев или накопившиеся отрицательные эмоции в приемлемой форме.

Содержание: каждый ребенок, участвующий в игре, получает какой-либо детский музыкальный инструмент (барабан, тамбурин, трещотку, погремушку, тарелки, ложки и т. д.). Взрослый играет роль дирижера. Он включает энергичную музыку и размахивает руками в любых направлениях, а дети «играют на своих инструментах», при этом разрешается издавать звуки любой громкости. Как только «дирижер» перестанет дирижировать (опустит руки вниз, а затем сразу же

выключит музыку, «оркестр» должен замолчать. Затем «дирижер» снова включает музыку, начинает дирижировать, и «оркестранты» продолжают играть. На роль дирижера можно пригласить ребенка. Как только ребенок- «дирижер» опустит руки вниз, взрослый выключает музыку, и «оркестр» замолкает. В конце игры взрослый предлагает детям в течение одной минуты послушать тишину.

8. Игра «3лой, печальный, недовольный»

Задачи: формирование умения различать эмоциональные состояния друг друга.

Содержание: дети сидят на стульях в кругу, водящий (ребенок) стоит за кругом спиной к участникам игры (или выходит за дверь). Взрослый выбирает из числа детей несколько человек, которые будут изображать названную им отрицательную эмоцию, и помогает детям войти в образ. Когда приходит водящий, взрослый говорит ему: «У нас в кругу все дети в хорошем настроении. Только три (или любое другое количество) ребенка злых (печальных, недовольных, обиженных т. д). Кто они?» Водящий подходит по очереди ко всем детям и дотрагивается рукой до детей, изображающих отрицательную эмоцию. Если он сделал это правильно, все кричат: «Ура!» или хлопают в ладоши, а ребенок, изображающий отрицательную эмоцию, меняет ее на положительную (начинает улыбаться, радоваться и т. д.). Если водящий ошибся, все кричат: «Ой, ой, ой!»

Если водящий отгадал всех правильно или допустил только одну ошибку, он выбирает другого водящего, а сам садится в круг, если водящий допустил много ошибок, ему предоставляется следующая попытка распознать детей с отрицательными эмоциями.

9. Игра «Рисование ладонями»

Задачи: снижение мышечного напряжения

Содержание: перед началом игры взрослый говорит детям, что сейчас они будут ладошками рисовать картины на спине друг друга. Для этого необходимо разбиться на пары. Все пары садятся на пол так, чтобы один ребенок — «художник» мог рисовать на спине другого и при этом видеть взрослого, который будет показывать, как рисовать. Ребенок, на спине которого «рисуют», закрывает глаза.

Когда дети готовы, взрослый медленно читает текст и одновременно демонстрирует детям движения (как «рисовать» на спине).

«Море, море, море». (Дети медленно поглаживают верхнюю часть спины партнера по направлению от позвоночника в стороны, делают это одновременно обеими руками.)

«Рыбы, рыбы, рыбы». (Быстрые и легкие прикосновения пальцев втом же направлении.)

«Горы, горы, горы». (Медленные прикосновения всей ладонью.)

«Небо, небо, небо». (Повторяются поглаживания. Затем участники пар меняются ролями.

10. Игра «Цветок»

Задача релаксация.

Содержание: дети сидят на корточках, обхватив руками колени,- все они семечки из которых скоро вырастут красивые цветы.

Ведущий обращается к участникам игры : «Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Он растет растет выпрямляется. у него появляется первый маленький листочек он расправляется, тянется к солнышку. мы растем и вот уже появился прекрасный цветок. Он греется на солнышке подставляя весенним солнечным лучам каждый свой лепесток поворачивает свою голову вслед за солнышком».

Дети слушая ведущего выполняют выразительные движения сидят на корточках поднимают голову руку выпрямляются руки разводят в стороны — цветок расцвел голова слегка откинута назад медленно поворачиваются вслед за солнышком. глаза полузакрыты дети улыбаются радуясь весеннему солнышку.

Рекомендация: можно проводить игру под спокойную музыку.

11. Игра «Смена ритмов»

Задачи помощь тревожным детям на включение в общий ритм работы снятие излишнего мышечного напряжения.

Содержание: воспитатель чтобы привлечь внимание детей начинает хлопать в ладоши и громко в такт хлопкам считать «раз два три четыре.»

Дети присоединяются и все вместе хлопая в ладоши хором считают «раз два три четыре.» постепенно воспитатель а вслед за ним и дети хлопает все реже считает все тише и медленнее.

12. Игра «Маленькая птичка»

Задачи развитие мышечного контроля умения регулировать эмоциональное состояние.

Содержание: ребенку в ладошки дают хрупкую игрушечную птичку (или другого зверька). взрослый говорит «прилетела к тебе птичка она такая маленькая нежная беззащитная. она так боится коршуна, подержи ее, поговори с ней, успокой ее».

Ребенок берет в ладошки птичку держит ее гладит говорит добрые слова успокаивая ее и вместе с тем успокаивается сам.

в дальнейшем птичку можно уже не класть в ладошки ребенку а просто напомнить ему «помнишь как надо успокаивать птичку? успокой ее снова».

Тогда ребенок сам садится на стульчик складывает ладошки и успокаивается.

13. Игра «Морские волны»

Задачи развитие волевой регуляции внимания группового взаимодействия.

Содержание. дети двигаются под музыку по комнате. если взрослый произносит «Штиль» - все замирают и присаживаются на корточки. когда раздается команда «Волны» дети по очереди поднимаются как волны хлопая при этом в ладоши. затем дети вставшие первыми садятся.

14. Игра «Цапля воробей ворона»

Задачи эмоциональная разрядка развитие волевой регуляции.

Содержание: дети ходят по комнате в свободных направлениях. по сигналу взрослого звук любого детского музыкального инструмента дети останавливаются и замирают в ожидании команды взрослого. взрослый подает одну из трех команд

«цапля» - детям нужно согнуть одну ногу в колене и приподнять ее расставить руки в стороны имитируя крылья и замереть

«воробей» - дети легко и бесшумно прыгают на одном месте

«ворона» — дети делают несколько шагов вперед, переваливаясь с ноги.

Затем взрослый подает любой другой сигнал и дети продолжают передвигаться по комнате в свободных направлениях. Игра повторяется несколько раз.

15. Игра «Волшебный стул»

Задачи содействие повышению самооценки ребенка улучшению взаимоотношений между детьми.

Подготовка к игре: предварительно взрослый должен узнать историю имени каждого ребенка его происхождение что оно означает; узнать о носителе этого имени о котором можно рассказать детям. кроме этого надо изготовить корону и «волшебный стул» он должен быть обязательно высоким). взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен а затем говорит что будет рассказывать об именах всех детей группы.

Содержание игры : взрослый по очереди рассказывает об именах детей

группы. тот ребенок про чье имя рассказывают становится королем. На протяжении всего рассказа о его имени он сидит на троне в короне.

Рекомендации: в эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Имена тревожных детей лучше называть в середине игры.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени нежные ласкательные можно также по очереди рассказать что-то хоpoшeе о короле.

16. Игра «маленькое привидение»

Задача помочь выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев в приемлемой форме.

Содержание игры. взрослый говорит что сейчас они будут играть роль маленьких добрых привидений которым захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. предлагает по хлопку делать руками движение (приподнимает согнутые в локтях руки пальцы растопырены) и произносить страшным голосом «у-у-у». на тихие хлопки нужно произносить «у-у-у» тихо на громкие хлопки — завывать громко. Взрослый напоминает что привидения добрые и хотят только слегка пошутить. Затем он хлопает в ладоши и игра начинается.

В конце игры взрослый хвалит детей и говорит что они достаточно пошутили и пора снова становиться детьми.

17. Игра «У оленя дом большой»

Задачи снижение эмоционального напряжения развитие навыков сотрудничества умения слушать инструкцию волевой регуляции.

Содержание: взрослый рассказывает стихотворение показывая различные движения которые сопровождают слова. участники игры повторяют движения по возможности стараясь повторять и слова.

У оленя дом большой

Он глядит в его окошко.

Зайка по лесу бежит

В дом к нему стучит

-Тук-тук дверь открой

Там в лесу охотник злой

- Зайка зайка забегай

Лапку мне давай

Рекомендации: играя с детьми желательно разучивать слова постепенно показывая движения на каждую строку отдельно и объясняя их значение.

Необходимо чтобы дети обратили внимание на эмоции которые испытывают олень зайка охотник.

Публикации по теме:

Дидактические игры к альбому «Разноцветный монстрик» для развития эмоционально-волевой сферыДидактические игры к альбому «Разноцветный монстрик» для развития эмоционально-волевой сферы Сегодня я хотела поделиться дидактическими материалами по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста. Совсем недавно.

Дидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферыДидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферы Развитие эмоционально-волевой в настоящее время приобретает особое значения. Дети плохо дифференцируют эмоции, с трудом рефлексируют собственные.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы у детей раннего возраста через пальчиковые и тактильные игры Первоначальный жизненный опыт общения ребенок получает в раннем возрасте, и от того, каким он будет, зависит его будущее отношение и взаимодействие.

Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольниковКоррекционно-развивающая программа педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников К целям работы психологов дошкольного образования, относится основополагающее направление деятельности как «Сохранять и укреплять здоровье.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения»Мастер-класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения» Предлагаю Вашему вниманию мастер – класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения».

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возрастаОсновные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры на развитие эмоционально-волевой сферы по парциальной программы «Лесенка роста» для детей от 5–7 лет
Опубликовано: 3 ноября 2023 в 07:24
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры на развитие эмоционально-волевой сферы по парциальной программы «Лесенка роста» для детей от 5–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Топоркова Юлия Вячеславовна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД