Получи документы

Игры для развития грамматического строя речи

Алла Петрухина
Игры для развития грамматического строя речи

Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.

Публикация «Игры для развития грамматического строя речи» размещена в разделах

Нормально развивающиеся дети усваивают грамматический компонент речи самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. У детей с общим недоразвитием речи самостоятельное усвоение грамматического строя речи вызывает затруднения. В дошкольном возрасте очень важно уделять внимание совершенствованию грамматического строя речи, так как его нарушение в дальнейшем может привести к проблемам с письменной речью. Для развития грамматического строя речи можно использовать дидактические игры.

«Скажи наоборот»

Цель: усвоение образования слов во множественном числе.

шар. (шары, комар. (комары, гриб. (грибы, шкаф. (шкафы, стол. (столы,

мяч. (мячи) и т. д.

«Один-много»

Цель: образование множественного числа существительных.

Взрослый говорит: «У меня собака», а ребнок должен сказать: «А у меня собаки». Взрослый: «У меня чашка», ребнок: «У меня чашки» и т. д.

«1-2-5».

Цель: практическое освоение согласования существительных с числительными.

Детям демонстрируются картинки с изображением нескольких предметов,

и предлагается сосчитать их.

Образец ответа:один шар-два шара-пять шаров.

Примерный речевой материал:

гриб, стул, кукла, машина, тетрадь, перо, ведро, колесо.

«Кого увидели?»

Цель: учим использовать существительные в винительном падеже.

Взрослый: «Мы пришли в лес и увидели.». Взрослый поочердно выкладывает картинки с изображением диких животных и птиц, а ребнок называет: зайца, медведя, белку, лису. Можно играть в эту игру, используя любой речевой материал, одновременно пополняя словарный запас: «Мы пришли на огород и увидели. огурцы, лук, свклу и т. д.»

«Скажи правильно».

Цель: упражнение в подборе глаголов.

Взрослый произносит предложение и предлагает детям, выбрав нужное слово, сказать предложение правильно.

Лодка (подплыла, отплыла) от берега. Мальчик (подбежал, отбежал) от лодки.

Собака (залезла, вылезла) из конуры. Пассажир (вошел, вышел) в троллейбус.

Мяч (перескочил, отскочил) от пола. Девочка (запила, выпила) молока.

Машина (съехала, заехала) на мост и т. д.

• «Кого (чего) не стало?»

Цель: употребление существительных в родительном падеже.

Раскладываем любые картинки. Просим, чтобы ребнок закрыл глаза, и убираем одну картинку. Затем спрашиваем: «Кого (чего) не стало?». Одновременно развиваем зрительную память. «Гости» (учим употреблению существительных в дательном падеже) Можно использовать игрушки или картинки. Взрослый начинает говорить предложение, а ребнок заканчивает его: «Белка идт в гости. к зайцу. Жираф идт в гости. к зебре» и т. д.

«Большой зверь»

Цель: образование новых слов.

Взрослый говорит: «Это кот (слон и т. д., представь, что он очень большой. Как мы его назовм?» Ребнок: «Котище (слонище и т. д.).

«Жадина».

Цель: активизация словаря по теме, обучение правильному употреблению местоимений с существительными.

Взрослый просит ребенка представить, что это твои фрукты.

Ответь на вопросы: Чей это лимон? (Мой лимон.) Чья слива? (Моя слива.)

Чье яблоко? (Мое яблоко.) И т. д.

«Кто у кого?»

Цель: учим образовывать название детнышей с помощью суффиксов.

Взрослым называет животное и спрашивает: «У козы (утки, волка и т. д.) кто?» Малыш отвечает: «У козы козлнок» (утнок, волчонок, бельчонок и т. д.).

«Из чего сделано?»

Цель: образование относительных прилагательных.

Говорим: «Стол из дерева, какой стол?». Ребнок отвечает: «Деревянный». Задам много таких вопросов, например, шарф из шерсти – какой? Сумка из кожи – какая? Ключ из металла – какой? Шуба из меха – какая? Варенье из яблок – какое? Суп из грибов – какой? и т. д.

«Чь это?»

Цель: образование притяжательных прилагательных.

Задам следующие вопросы: «Клюв птицы – чей клюв?». Ребнок отвечает: «Птичий». Можно ещ спросить, например: чья лапа у собаки – собачья, чьи крылья у птицы – птичьи, чей хвост у волка – волчий и т. д. Поиграйте в эти несложные игры с ребнком. Поверьте, что как бы усердно не работал специалист, без участия родителей, без закрепления материала дома, работа над устранением речевых недостатков будет более длительной.

Публикации по теме:

Формирование грамматического строя речи дошкольника Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и психического развития,.

Формирование грамматического строя речи у дошкольников грамматический строй языка – система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса. синтаксис- изучает.

Игры для развития грамматического строя речи у дошкольников Младшая группа Содержание: 1. Чудесный мешочек 2. Досказалка 3. Какая бывает собака? 4. Угадай, чей голос Скрыть рекламу: Не интересуюсь.

Игры с мячом для обобщения и расширения словарного запаса, развития грамматического строя речи Власова Ирина Евгеньевна Учитель-логопед МКДОУ «Детский сад №10 общеразвивающего вида» г. Новосибирск Картотека игр с мячом, направленных.

Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр для развития грамматического строя у детей с ОНР» Хорошая речь - важнейшее условие полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли,.

Коррекция речи по формированию лексико-грамматического строя речи у детей 5–7 лет Тема: Приставочные глаголы. (На материале логосказки «Лесное ателье») Цель: Учить детей дифференцировать глаголы, имеющие.

Мастер-класс «Камушки Марблс для развития лексико-грамматического строя речи детей раннего возраста» Мастер-класс учителя-логопеда «Камушки Марблс для развития лексико- грамматического строя речи детей раннего возраста»Уровень развития речи.

НОД по развитию словарного запаса, грамматического строя речи и связной речи в старшей группе «Здравствуй, лето!» ЦЕЛЬ: Развитие словарного запаса, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности.

Проектная деятельность как эффективный метод развития лексико-грамматического строя речи у обучающихся по Аооп Данная презентация для специалистов, работающих по АООП вариант 5.1. Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают.

Нарушение грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития Статья на тему: Нарушение грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития Подготовила воспитатель группы ЗПР Титиёва.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры для развития грамматического строя речи
Опубликовано: 1 декабря 2019 в 12:41
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД