Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр для развития грамматического строя у детей с ОНР»

Елена Ивановна Гуцул
Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр для развития грамматического строя у детей с ОНР»

Хорошая речь - важнейшее условие полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей. Воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.

Публикация «Консультация для воспитателей „Использование дидактических игр для развития грамматического строя у детей с ОНР“» размещена в разделах

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, эмоций.

Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении с взрослым и детьми.

Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. В период дошкольного возраста ребенка очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи.

В системе обучения навыкам грамматически правильной речи предусматривается работа, направленная на уточнение и расширение активного и пассивного словаря детей с ОНР, на овладение способами словообразования и словоизменения, умение видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их.

Умения и навыки, полученные в процессе специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности учителя-логопеда с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с воспитателями и родителями воспитанников.

Дидактическая игра для детей наиболее доступный вид деятельности и способ переработки полученных знаний. Игры стимулируют мыслительные процессы, следовательно, развивают речь ребенка. Дидактические игры можно применять в течение дня во всех видах деятельности. Для формирования грамматического строя речи дошкольников предлагаю использовать следующие дидактические игры :

«Один-много»

Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.

Оборудование: картинка с разными фруктами.

Ход игры: логопед называет фрукт в единственном числе и просит назвать назвать его во множественном числе. Например: яблоко – яблоки, апельсин – апельсины и т. д.

«А что у вас?»

Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.

Оборудование: у каждого ребёнка картинки с изображением предметов во множественном числе. У воспитателя те же картинки, но с изображением предметов в единственном числе.

Ход игры: воспитатель говорит : “ У меня заяц. А у вас?”. Ответы детей :

- У меня зайцы (кубики, машины, мячи) и т. д.

«Магазин»

Цель: практическое усвоение множественного числа, составление предложений с союзом а.

Ход игры: на игровом поле расположены 3 куклы, 3 мишки и т. д. У воспитателя на столе те же игрушки в единственном числе. Дети берут со стола игрушки и по образцу воспитателя говорят :

- У меня мяч, а в магазине мячи. У меня машина, а в магазине машины.

«Угадай дерево по листу»

Оборудование: карточки с листьями знакомых деревьев.

Ход игры: воспитатель показывает карточку одну за другой и спрашивает, какому дереву принадлежит этот лист. Даё т образец ответа:

- Этот лист берёзы.

- Этот лист липы и т. д.

«Кого кормит Маша»

Оборудование: предметные картинки или магнитный театр: девочка с лукошком, куры, гуси, утки.

Ход игры: воспитатель задаё т вопросы в соответствии с ситуацией: “Кого кормит Маша?”.

Дети отвечают:

- Девочка кормит кур и т. д.

«Чего не стало?»

Оборудование: игрушки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям посмотреть 3 – 4 игрушки, запомнить их. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает 1 -2 игрушки и спрашивает: «Чего не стало?». Дети отвечают:

- Не стало машинки, куклы, мяча и т. д.

«Жадина»

Оборудование: игрушки или предметные картинки.

Ход игры: воспитатель задаёт вопросы, показывая на картинку или игрушку: «Чья машина?».

Дети отвечают: Моя машина.

Воспитатель : Чей мяч?

Дети: Мой мяч. И т. д.

«Кто с кем живёт»

Оборудование: картинки – животные и их детёныши.

Ход игры: по мере выставления картинок воспитатель предлагает детям ответить на вопрос: “ Кто с кем живёт в теремке?

- Лиса с лисёнком.

- Волк с волчонком и т. д.

«Скажи ласково»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Ход игры: Педагог приглашает детей встать на ковер.

Педагог: Встаньте в круг. Поиграем в мяч. Я буду бросать вам мяч и называть фрукт, а вы будете ловить мяч и называть этот же фрукт ласково. Яблоко.

Дети: Яблочко и т. д.

«Назови ласково своих друзей»

Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Ход игры:

Воспитатель. Сядет тот, кто сможет назвать ласково своих соседей. Например, Машу можно назвать Машенькой или Машулей, а Катю — Катенькой или Катюшей.

Дети произносят ласкательные имена друзей и садятся.

1-й ребёнок. Настенька и Ванечка.

2-й ребенок. Сашенька и Дашенька.

3-й ребенок. Ванюша и Настюша.

4-й ребенок. Сашуля и Дашуля.

«Гном и великан»

Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Ход игры: воспитатель помещает на наборное полотно пару предметных картинок с изображениями гнома и великана.

Воспитатель. Кого вы видите на картинках?

Дети. Гнома и великана.

Воспитатель. Сравните их по размеру.

Дети. Великан большой, а гном маленький.

Воспитатель. Обратите внимание на обувь девочки и куклы.

1-й ребенок. У великана обувь большая.

2-й ребенок. У гнома обувь маленькая.

Воспитатель. Послушайте, как я назову обувь гнома, чтобы было понятно, что она маленькая: у великана сапоги, а у гнома сапожки. А теперь я буду выставлять пары картинок, а вы будете называть обувь ннома и великана. Называйте обувь гнома так, чтобы было понятно, что она маленькая.

Воспитатель выставляет предметные картинки с изображениями одинаковой обуви (но разной величины) снизу под картинками с великана и гнома.

1-й ребенок. У великана туфли. У гнома туфельки.

2-й ребенок. У великана тапки. У гнома тапочки.

3-й ребенок. У великана кроссовки. У гнома кроссовочки.

4-й ребенок. У великана ботинки. У гнома ботиночки.

Аналогично проводится такая игра с использованием предметных картинок по теме «Одежда».

«Повар»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: Повар готовит обед. Какой суп из картофеля (картофельный, грибов, овощей. Какой компот из яблок (яблочный, груши, персика, ананаса. Какое пюре из картофеля… (картофельное, гороха, овощей.

«Досчитай до пяти»

Цель: учить считать до пяти и согласовывать числительные с существительными

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям посчитать картинки.

«Закончи предложение».

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игры: воспитатель начинает предложение, дети заканчивают его существительным в винительном падеже без предлога:

- Папа читает … (газету).

- Петя ловит … (рыбу) и т. д.

«На чём дети катаются».

Оборудование: сюжетные картинки: ролики, лыжи, санки, коньки, самокат, велосипед, машина.

Ход игры: дети по картинкам составляют предложения с союзом на.

- Мальчик катается на роликах.

- Девочка едет на велосипеде. И т. д.

Желаю вам и вашим детям поиграть с пользой и интересом!

Публикации по теме:

Использование дидактических игр для развития речи у детей Основных направлений работы нашего детского сада является - социализация личности ребёнка через игру. Игра на занятиях и в режимных моментах.

Использование игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста Выступление на педсовете. Речь — одна из линий развития ребенка. Правильная и богатая речь позволяет ребенку легко высказывать свои мысли.

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его.

Игры для развития грамматического строя речи у дошкольников Младшая группа Содержание: 1. Чудесный мешочек 2. Досказалка 3. Какая бывает собака? 4. Угадай, чей голос Скрыть рекламу: Не интересуюсь.

Игры с мячом для обобщения и расширения словарного запаса, развития грамматического строя речи Власова Ирина Евгеньевна Учитель-логопед МКДОУ «Детский сад №10 общеразвивающего вида» г. Новосибирск Картотека игр с мячом, направленных.

Использование игр и игровых технологий в работе учителя-логопеда по формированию лексико-грамматического строя речи Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 г. Курганинска муниципального образования.

Картотека игр для развития лексико-грамматического строя речи Речь детей седьмого года жизни, как правило, достаточно развита: высказывания точны, логически последовательны и завершены. В этом возрасте.

Мастер-класс «Камушки Марблс для развития лексико-грамматического строя речи детей раннего возраста» Мастер-класс учителя-логопеда «Камушки Марблс для развития лексико- грамматического строя речи детей раннего возраста»Уровень развития речи.

Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе,.

Нарушение грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития Статья на тему: Нарушение грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития Подготовила воспитатель группы ЗПР Титиёва.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр для развития грамматического строя у детей с ОНР»
Опубликовано: 20 сентября 2019 в 10:55
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД