Лучший педагог года

Игры для развития фонематического восприятия детей. Консультация для педагогов

Чухнина Галина
Игры для развития фонематического восприятия детей. Консультация для педагогов

Что такое фонематическое восприятие?

Фонематическое восприятие - это способность различать звуки и определять звуковой состав слова, а также понимать смысл различного сочетания звуков слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

Фонематическое восприятие –один из важнейших навыков, предшествующих умению прочитывать написанные буквы. Вот почему при обучении фонематическому восприятию не используются печатные буквы. Если вы начали работать с буквами или печатными словами, это значит, что вы пропустили этот этап обучения и перешли к фонетическому методу обучения чтению. Это важный момент, так как мы должны убедиться, что у детей присутствует твердое понимание звуков речи, прежде чем приступим к фонетическому обучению.

Публикация «Игры для развития фонематического восприятия детей, Консультация для педагогов» размещена в разделах

Сформированное фонематическое восприятие позволяет определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, подбирать слова на определенные звуки, определять место звука в слове, а также выстраивать правильную слоговую структуру слова.

Развитие фонематического восприятия влияет на формирование всех сторон речи ребенка: четкое звукопроизношение, овладение грамматическим строем речи, освоение навыками письма и чтения.

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, нередко смешивают их.

Упражнения и игры для развития фонематического восприятия выстроены от простого к сложному.

1. Игры на восприятие (узнавание) и различение неречевых звуков.

Различение на слух неречевых звуков является основой развития фонематического слуха.

Данные упражнения подходят для детей с 2,5 – 3 лет.

«Кто что слышит?» Ребенку предлагается закрыть глаза и прислушаться к звукам и шумам, доносящимся с улицы или из коридора. Внимательно послушайте вместе с ребенком шум воды, шелест газеты/бумаги, звон столовых приборов между собой и об тарелку/чашку, скрип двери и другие бытовые звуки.

«Шумящие мешочки» Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри. Мешочки можно заменить капсулами от яиц «Киндер-сюрприз», на сыпав в них сахар, гречу, горох, мелкие макаронные изделия и т. п.

«Волшебная палочка» Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка помогает зазвучать вазу, стол, стенку, миску и т. д. Потом усложните задание –ребенок с закрытыми глазами отгадывает, какой предмет звучал.

«Жмурки» Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

«Угадай, на чем играют?» Ребенка знакомят с музыкальными инструментами, их звучанием, затем он отворачивается, слушает звук и угадывает (называет или показывает, какой инструмент звучит.

«Угадай, кто кричит». Взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто кричал. Здесь можно узнать, кто из животных как говорит.

«Где звенит» Определить на слух направление звука, источник которого расположен справа- слева - сзади – вверху-внизу.

«Лягушка». Дети стоят в кругу. Водящий с завязанными глазами говорит, а дети в это время начинают движение по кругу:

Вот лягушка по дорожке скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара, закричала.

Тот, на кого указал водящий, говорит: «Ква-ква-ква».

Ведущий угадывает, кто же так артистично квакал.

«Похлопаем» Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, два хлопка. Расстояние между значками соответствует длительности паузы. Ритмические рисунки даются в порядке усложнения:

1 + +

2 + ++

3 ++ +

4 + ++ +

5 ++ + ++

Ритмические рисунки можно отстукивать ладонями, кулаками, карандашами, протопывать ногами, проигрывать на любом детском музыкальном инструменте. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

2. Игры на различение звуков речи по тембру, силе, высоте.

«Кто тебя позвал?» Ребенка просят закрыть глаза и определить по голосу, кто назвал его имя.

«Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

«Зайчики» - определение детьми принадлежности громких и тихих звуков большому и маленькому зайчику.

«Тихо - громко». Ведущий стучит в бубен тихо, потом громко, потом очень громко. Соответственно звучанию ребенок выполняет разные движения. Например, под тихий звук идет на носочках, под громкий - полным шагом, под более громкий - бежит. А теперь самое время поменяться ролями, верно?

3. Игры на различение сходных между собой звуков.

«Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, дом, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку либо накрыть ее фишкой

«Верно – неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота; баман, паман, банан, банам, баван). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши (можно использовать кружки красного и зеленого цветов – показать зеленый, если слово звучит верно, когда он услышит правильный вариант произношения.

«Повторюшка» Ребенку предлагается повторить за взрослым в названном порядке:

1) Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога (Выделенный слог произносится сильно, громко)

ТА — ТА —ТА

ТА — ТА — ТА

ТА — ТА — ТА

ПА — ПА — ПА

ПА — ПА — ПА

ПА — ПА — ПА

КА — КА — КА

КА — КА — КА

КА — КА — КА

Аналогичная работа проводится с другими слоговыми рядами, содержащими простые для произношения ребенка согласные звуки: К, Г, Х, Б, М, Н, В,Ф.

2) Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками

ТА — ТО — ТУ

ТЫ — ТА — ТО

МУ — МЫ — МА

МО — МА — МЫ

ВА — ВУ — ВО

ВО — ВЫ — ВУ

НУ — НЫ — НА

НО — НА — НУ

Д А — Д Ы — Д О

Д У — Д Ы — Д А

БО — БА — БЫ

БУ — БО — БА

ПА — ПУ — ПО

ПЫ — ПО — ПУ

КУ — КО — КА

3) Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками

ТА — КА — ПА

КА — НА — ПА

ФА — ХА — КА

БА — ДА — ГА

МА — НА — ВА ПА — КА — ТА

ГА — БА — ДА

КА — ФА — ХА

ВА — МА — НА

НА — ВА — БА

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.

4) Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости

ПА — БА

ТА — ДА

ПА — БА — ПА

БА — ПА — БА

ТА — ДА — ТА

ДА — ТА — ДА ФА — ВА

КА — ГА

КА — ГА — КА

ГА — КА — ГА

ВА — ФА — ВА

ФА — ВА — ФА

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.

5) Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по твердости-мягкости

ПА — ПЯ

МА — МЯ

ВА — ВЯ

ТА — ТЯ

БА — БЯ

ДА — ДЯ

ФА — ФЯ

ПО — ПЁ

МО — МЁ

ВО — ВЁ

ТО — ТЁ

ВО — БЁ

ДО — ДЁ

ФО — ФЁ

ПУ — ПЮ

МУ — МЮ

ВУ — ВЮ

ТУ — ТЮ

БУ — БЮ

ДУ — ДЮ

ФУ — ФЮ

ПЫ — ПИ

МЫ — МИ

ВЫ — ВИ

ты — ТИ

БЫ — БИ

ДЫ — ДИ

ФЫ — ФИ

6) Воспроизведение односложных слов, отличающихся одним звуком.

БАК — ТАК

МАК — БАК — ТАК

ТОК — ТУК — ТАК

БЫК — БАК — БОК

ДАМ — ДОМ — ДЫМ

КОМ — ДОМ — ТОМ

7) Воспроизведение слов, похожих по звучанию

МОТОК — КАТОК — ПОТОК БАТОН — БУТОН — БЕТОН

БУДКА — ДУДКА — УТКА НИТКА — ВАТКА — ВЕТКА

ТЫКВА — БУКВА — БУДКА КЛЕТКА — ПЛЁТКА — ПЛЁНК

8) «Сколько детей позовем Взрослый четко произносит пары слов и просит ребенка определить - одинаковые он слышит имена или разные.

ЛЮБА – ЛЮДА

ТОЛЯ - ТОЛЯ

КОЛЯ – ТОЛЯ

ДИМА - ДИНА

САША – САША

МИША - МАША

СОНЯ - САНЯ

ДИНА - ИННА

ВИТЯ – ВИТЯ

ВИТЯ - ВИТА

ВИТЯ – МИТЯ

4. Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза:

«Поймай звук».

Цель: развивать навыки фонематического слуха, умение выделять [а] из ряда гласных, слогов, слов (начальной ударной позиции).

Речевой материал: о, а, у, и, о, а, и, о, ы, э;

ал, ум, ин, ап, ут, он;

арка, уши, аист, ангел, Аля.

Описание. Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услышит [а]. Хлопок можно заменить прыжком, поднятием вверх рук, флажка, фишки.

Ловить можно любой звук, слог, короткое слово. Сначала ловим гласные звуки: А, О, У, Ы, И, Э. Затем можно перейти на согласные, начиная с твердых, постепенно усложняя и включая в цепочку слоги на мягкие и твердые пары звуков.

Назови первый звук в слове.

Взрослый предлагает определить, с какого звука начинаются имена любимых игрушек, затем можно определить первый звук в названии животных и т. д. Обратите внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить звук. как название буквы).

Назови последний звук в слове.

Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.). Можно взять карточки из лото или других настольных игр, важно выбрать слова, заканчивающиеся на согласный звук.

Взрослый показывает картинку и просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращаем внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук рь, а не р).

Усложнение. Когда все картинки будут рассмотрены, можно разложить все карточки на две группы: в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий.

«Разноцветные ведерки».

Цель: развивать навыки фонематических представлений, дифференциация звуков [а], [у] в словах.

Материал: картинки с изображением картинки, в составе которых есть звуки А и У, например, аист, астра, арка, утка, улей, уши, щука, облако и т. д. ; два ведерка.

Описание. На ведерки можно прикрепить изображения букв А и У. Нужно в ведерко с буквой А поместить те картинки, в составе которых есть звук А, в другое ведерко У – картинки со звуком У.

Усложнение: добавить третье ведерко для картинок со звуками А и У.

Упражнение «Утенок гуляет».

Цель: развивать навык позиционного анализа в словах.

Речевой материал: слова, в составе которых есть определенный звук, например, Х: хвост, мох, халат, бухта, тахта, засох, хлеб, хворост, пихта, хворь. Место звука Х в словах различно: в начале слова, в середине, в конце.

Описание. Перед ребенком лежит полоска, разделенная на три части и маленькая фигурка утенка. Взрослый объясняет, что он будет произносить слова, а ребенку нужно ставить утенка на начало, середину или в конец полоски в зависимости от того, где находится звук [х] в произнесенном слове (в начале, в середине, в конце).

Важно для игры выбирать те звуки, которые ребенок произносит чисто.

«Кто в каком домике живет».

Цель:. развивать навыки деления слов на слоги.

Материал: Рисунок с изображением трех домов, в домиках разное количество окон (1,2,3); картинки-слова, состоящие из 1,2,3-х слогов. Сзади к домику можно приклеить конвертик, куда дети будут складывать картинки. Либо картинки могут складываться на окошко.

Описание. Перед нами три домика, в первом доме с одним окном живут слова, состоящие из одного слога, в доме с двумя окнами – слова из двух слогов, в доме с тремя окнами – слова из трех слогов. Нужно помочь словам найти свой домик.

"Поймай и сосчитай».

Цель: развивать навыки деления слов на слоги.

Описание. Взрослый бросает мяч, произнося слово. Ребенок ловит мяч и, бросая его педагогу, называет количество слогов в слове.

«Какой звук есть во всех словах?»

Взрослый произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из

отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. Звук ш.

Варианты наборов слов:

жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч;

щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с;

селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з;

зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц;

лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль;

рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.

«Подумай, не торопись»

Взрослый предлагает ребенку несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как он научились слышать и выделять определенные звуки в словах:

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач)

- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – ш. (Карандаш, камыш)

- Какое получится слово, если к но - прибавить один звук? (Нож, нос)

- Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука м. (Мама моет маленькую Машу мочалкой.)

- Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук у. (Бумага, дудочка, ручка)

«Цепочки слов»

Ведущий называет цепочки слов, начиная с четырех простых (двусложных). Ребенок должен повторить все названные слова. Далее первое слово заменяется новым.

Игру можно постепенно усложнять.

«Незнайка запутался»

Цель. Учить подбирать слова схожие по звучанию.

Оборудование. Картинки: лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка и т. д.

Описание игры. Логопед произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:

• мак, бак, так, банан;

• сом, ком, индюк, дом;

• лимон, вагон, кот, бутон;

• мак, бак, веник, рак;

• совок, гном, венок, каток;

• пятка, ватка, лимон, кадка;

• ветка, диван, клетка, сетка;

• каток, моток, дом, поток и т. д.

«Поэт»

Цель. Учить подбирать нужное по смыслу и звучанию слово.

Описание игры. Логопед читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает выбрать для рифмы одно слово из предложенных:

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные.

(перина, подушка, рубашка)

От грязнули даже стол

Поздним вечером.

(сбежал, ушел, ускакал)

Тебе кукла, а мне - мячик.

Говорила мышка мышке:

Ты девочка, а я.

(игрушка, медведь, мальчик)

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую.

(лису, белку)

Без ключа, мне поверь,

Не откроешь эту.

(тумбочку, дверь, книгу)

Две сестрички, две лисички

Отыскали где-то.

(спички, щетку, ложку)

Говорила мышка мышке:

До чего люблю я.

(сыр, мясо, книжки)

Опустела мостовая,

И уехали.

(автобусы, трамваи, такси)

Публикации по теме:

Дидактические игры для развития фонематического восприятияДидактические игры для развития фонематического восприятия Дидактические игры для развития фонематического восприятия Для детей старшей логопедической группы «КТО Я ТАКОЙ?» Цель: развитие фонематического.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Игры для развития фонематического слуха Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Информационно-игровой проект «Звуковой ручеёк» по развитию фонематического восприятия у детей средней группыИнформационно-игровой проект «Звуковой ручеёк» по развитию фонематического восприятия у детей средней группы Название проекта: «Звуковой ручеёк». Тема проекта: развитие фонематического восприятия у детей средней группы. Тип проекта: информационно-игровой,.

Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ»Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ» 1. Некукольный театр. Соберите коробку разнородных предметов домашнего обихода – дуршлаг, коробку из-под обуви, бумажные стаканчики, фонарик,.

Консультация для родителей «Лепка из снега как средство развития мелкой моторики и тактильного восприятия» Лепка из любого материала (пластилина, глины, теста и т. д.)является прекрасным средством развития мелкой моторики, которое оказывает положительное.

Консультация «Работа над развитием звукопроизношения и фонематического восприятия в младшей группе» В этой группе занятия проводятся фронтально. Подготовительные упражнения для развития пластичности и подвижности языка даются в профилактических.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Развитие фонематического восприятия у детей 6–7 летРазвитие фонематического восприятия у детей 6–7 лет Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры для развития фонематического восприятия детей. Консультация для педагогов
Опубликовано: 9 ноября 2022 в 15:09
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД