Папки-передвижки

Игры для развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста

Усова Татьяна
Игры для развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребёнка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – быть средством общения. Именно формирование данной функции побуждает ребёнка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи.

В раннем возрасте ребёнка в диалог вовлекает взрослый, обращаясь к малышу с вопросами, побуждениями, суждениями. Опыт речевого общения со взрослым ребёнок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками.

Публикация «Игры для развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Огромную роль в развитии диалогической речи играют игры, которые можно включать не только в занятия и в совместную деятельность педагога с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей.

Существует множество потешек, песенок, игр, построенных в форме диалогов.

Игры с готовыми диалогическими текстами, а также игры, в ходе которых эти тексты создаются, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу.

К игровым упражнениям в диалоге можно отнести любую игру (дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую, драматизацию,правилами и сюжетом которой предусмотрено речевое взаимодействие, обмен высказываниями.

Чтение по ролям позволяет детям освоить не только форму различных высказываний диалога, но и правила очерёдности, усвоить вопросительную, повествовательную, побудительную интонацию.

«Игра «Киска и собачка»

Педагог показывает игрушечную кошку и собачку и уточняет, как они «говорят». При затруднении взрослый даёт пример звукоподражаний.

Далее взрослый предлагает поиграть: читает стишок, побуждая ребё нка в нужный момент произносить звукоподражания:

Весёлая киска у (имя ребёнка) живёт,

Весёлая киска песни поё т:

-Мяу-мяу-мяу-мяу!

Вместе с киской собачка живёт,

Весёлые песни собачка поё т:

-Ав-ав-ав-ав!

Игра «На птичьем дворе»

Перед игрой педагог с детьми рассматривает картинки с изображением домашних птиц и уточняет, как эти птицы «говорят». При затруднении взрослый даёт пример звукоподражаний.

Далее педагог предлагает поиграть. Дети делятся на группы: «уточки», «гуси», «индюки», «курочки», «гуленьки» и «петушки». На голову малышам можно надеть маски-шапочки птиц.

Взрослый читает потешку, побуждая детей проговаривать звукоподражания птиц.

Педагог : Дети :

Наши уточки с утра…. Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда…. Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора …. Бал-бал-бал! Бал-бал-бал!

Наши гуленьки вверху…. Гру-гру-гру! Гру-гру-гру!

Наши курочки в окно…. Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споёт…. Ку-ка-ре-ку!

Игра «Курочка-рябушечка»

Педагог показывает картинку с изображением рябенькой курочки (или можно использовать игрушку) и объясняет, почему её называют «рябушечкой».

Взрослый читает потешку и проводит краткую беседу, побуждая детей отвечать на вопросы, проговаривая слова и фразы из потешки.

Затем предлагает детям поиграть. Выбирают курочку, педагог надевает ей маску-шапочку, остальным детям – маски-шапочки цыплят. Разыгрывается потешка, ребёнок отвечает на вопросы по подсказке взрослого.

Педагог: Ребёнок (курочка) :

- Курочка-рябушечка,куда пошла? - На речку.

- Курочка-рябушечка, зачем ты пошла? - За водичкой.

- Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка? - Цыпляток поить.

- Курочка-рябушечка, как цыпляпки просят пить? Дети:

- Пи-пи-пи-пи!

Игра «Кисонька – мурысонька»

Педагог показывает картинку с изображением кошки (или можно использовать игрушку) и уточняет, почему её называют «мурысонька».

Взрослый читает потешку и проводит краткую беседу, побуждая детей отвечать на вопросы, проговаривая слова и фразы из потешки.

Затем предлагает детям поиграть. Выбирают «кисоньку-мурысоньку», педагог надевает ей маску-шапочку кошки. Разыгрывается потешка, дети и взрослым задают вопросы, а ребёнок в роли «кисоньки-мурысоньки» отвечает на вопросы по подсказке взрослого.

Педагог и дети: Ребёнок («кисонька-мурысонька») :

- Кисонька – мурысонька,

Ты где была? - На мельнице.

- Кисонька -мурысонька,

Что там делала? - Муку молола.

- Кисонька -мурысонька,

Что из муки пекла? - Прянички.

- Кисонька -мурысонька,

С кем прянички ела? - Одна.

- Не ешь одна! Не ешь одна!

Подвижные игры с текстом нередко содержат диалоги. Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очерёдности реплик, к внимательному выслушиванию реплик партнёров по игре.

Игра «Гуси»

Педагог читает детям текст, проводит беседу, побуждая проговаривать слова и фразы из текста. Далее предлагает поиграть, объясняя ход игры.

Роль хозяйки гусей в первый раз берёт на себя взрослый. При помощи считалочки выбирается волк, остальные дети – гуси.

Гуси находятся в одном конце комнаты, хозяйка – в другом, волк – в стороне.

Хозяйка гусей : Гуси:

- Гуси! Гуси! -Га-га-га!

- Есть хотите? - Да-да-да!

- Ну, летите! - Нам нельзя!

- Почему? - Серый волк под горой

Не пускает нас домой!

- Ну, летите как хотите,

Только крылья берегите!

На слова: «Ну, летите как хотите только крылья берегите!» гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе. Когда волк поймает несколько гусей, хозяйка «выручает» их, забирает у волка.

Игра проводится несколько раз и хозяйку гусей выбирают из числа играющих.

Игра «Коршун»

Педагог показывает картинку с изображением коршуна и объясняет, что это хищная птица, иногда нападает и уносит цыплят.

Взрослый читает детям текст, проводит беседу,побуждая проговаривать слова и фразы из текста. Затем предлагает поиграть, объясняя ход игры.

Роль наседки в первый раз берёт на себя педагог. При помощи считалочки выбирается коршун, остальные дети – цыплята.

Коршун находятся в одном конце комнаты, наседка – в другом, по середине комнаты гуляют цыплята, «щиплют травку».

Наседка: Коршун:

- Коршун, коршун, что ты делаешь? - Ямочку копаю.

- Что в ней ищешь? - Камешек.

- Зачем тебе камешек? - Чтобы носик точить.

- Зачем тебе носик точить? - Чтоб твоих детушек клевать!

На слова: «Чтоб твоих детушек клевать!», цыплята бегут к наседке, прячутся за неё, а коршун старается их поймать.

Наседка защищает цыплят, прогоняет коршуна: «Кыш!Кыш! Кыш!»

При повторном проведении игры и коршуна, и наседку выбирают из числа играющих.

Игра «Зайки»

Педагог знакомит детей с текстом, проводит беседу, побуждая проговаривать слова и фразы из текста. Затем предлагает поиграть, объясняя ход игры.

Роль ведущего в первый раз берёт на себя взрослый, дети -зайки.

Дети стоят по кругу, ведущий - в центре круга.

Педагог: Зайки:

- Зайки, вы куда пропали? -Мы в капусте отдыхали.

- А листочки не поели? - Только носиком задели.

- Вас бы надо наказать. – Так попробуй нас догнать.

На слова: «Так попробуй нас догнать», зайки убегают, а ведущий старается их поймать. Пойманного зайчика выводят из игры.

При повторном проведении игры ведущего выбирают из числа играющих.

Дидактические игры могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогической речи в том случае, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на речевое взаимодействие в ходе игры.

Игра «Кукла Катя обедает»

Кукла Катя сидит за столом. На другом столе разложена посуда: чайная, столовая, кухонная.

Педагог предлагает накормить куклу Катю. Для этого нужно поставить на стол лишь то, что нужно для обеда.

По приглашению взрослого дети находят нужный предмет. Если предмет правильно отобран, все хлопают в ладоши.

- Вова, что ты поставишь Кате на стол?

- Тарелку.

- Что Катя будет есть из этой тарелки?

- Суп.

В знак одобрения дети хлопают в ладоши, а Вова ставит тарелку перед куклой.

Так дети находят все предметы, которые требуются для кормления куклы: тарелки (глубокая и мелкая, вилка и ложка (большая и маленькая,хлебница, чашка.

По такому плану проводят и другие игры с куклой : «Оденем куклу на прогулку», «Купание куклы», «У Куклы новоселье», «День рождения куклы».

Игра «Корзина с овощами»

На столе стоит корзина с овощами. Педагог достаёт овощи по одному, предлагает детям рассмотреть и называть их.

Далее предлагает поиграть. Роль ведущего в первый раз берёт на себя педагог, при повторном проведении ведущий выбирается из числа играющих детей.

Каждый ребёнок берёт из корзины овощ, показывает ведущему, давая возможность запомнить предмет, и прячет его за спиной. Ведущий, задавая вопрос, пытается угадать, какой овощ спрятал каждый из играющих. Если овощ угадан, он возвращается в корзину.

- Вова, у тебя огурец?

- Нет, у меня не огурец. У меня лук.

Ребёнок показывает лук для подтверждения ответа и снова прячет его за спину.

Ведущий обращается к другому играющему.

- Лена, у тебя помидор?

- Да, у меня помидор.

Ребёнок показывает помидор для подтверждения ответа и кладёт его в корзину.

Игра продолжается до тех пор, пока все овощи будут угаданы и окажутся в корзине.

По такому плану проводят и другие игры : «Корзина с фруктами», «Коробка с игрушками», «Кто в домике живёт», «На лесной опушке».

Игра «Лото для малышей»

Каждый ребёнок получает карточку с изображением 3-6 предметов. Взрослый уточняет,все ли изображённые предметы знакомы детям.

Второй комплект картинок с изображением этих же предметов находится у взрослого, он выполняет роль ведущего. Педагог объясняет детям ход игры.

- У кого машина?-спрашивает педагог, показывая картинку.

- У меня,-отвечает ребёнок, получает картинку и закрывает машину на своём игровом поле.

Игра продолжается до тех пор, пока у ведущего не закончатся картинки.

Игра «Цветное лото»

Каждый ребёнок получает карточку с изображением 3-6 предметов одного цвета (красного, жёлтого, зелёного или синего).Взрослый уточняет, все ли изображённые предметы знакомы детям,обращает внимание на то, что все предметы на карточке одного цвета.

Второй комплект картинок с изображением этих же предметов разных цветов находится у взрослого, он выполняет роль ведущего. Педагог объясняет детям ход игры.

- У кого красная машина?-спрашивает педагог, показывая картинку.

-У меня красная машина,-отвечает ребёнок, получает картинку и закрывает машину на своём игровом поле.

-У кого жёлтая машина? -спрашивает педагог, показывая картинку.

-У меня жёлтая машина,-отвечает ребёнок, получает картинку и закрывает машину на своём игровом поле.

Игра продолжается до тех пор, пока у ведущего не закончатся картинки.

Особое место в развитии диалогического общения занимают сюжетно- ролевые игры : «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» и пр. Они помогают налаживать взаимодействие детей в совместной игре, строить ролевые диалоги.

Таким образом, игры, подобранные для развития диалогической речи, рассчитаны на то, чтобы формировать у детей умения пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге (правила очерёдности и тематического единства реплик)

Публикации по теме:

Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки.

Игры для развития речи детей дошкольного возрастаИгры для развития речи детей дошкольного возраста Постоянно ищутся способы изготовления игр и пособий, которые были бы максимально наглядными, а для детей "волшебными". Огромную пользу в.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Методические указания для развития речи к картине для детей младшего дошкольного возраста «Спасаем мяч»Методические указания для развития речи к картине для детей младшего дошкольного возраста «Спасаем мяч» Содержание картины: Поляна, на ней кусты, елочки и цветы. На поляне трое детей. Они играли в мяч и уронили его в лужу. Мальчик нагнулся.

Методическое указание к картине «Строим дом» для развития речи детей младшего дошкольного возраста Содержание картины. Дети играют на полу со строительным материалом. Мальчики строят дом. Один из них устанавливает флажок на верху постройки,.

Обобщенный инновационный педагогический опыт «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста» Диалогическая речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. 1. Актуальность.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Театрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возрастаТеатрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра- является на мой взгляд самым лучшим способом для развития речи детей. Здесь дети не только развивают речь, мышление,.

Библиотека изображений:

Публикация Игры для развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Усова Татьяна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Игры для развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 27 июля 2023 в 07:18
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД