Папки-передвижки

Игровые технологии приобщения детей старшего дошкольного возраста к социокультурным ценностям русского народа

Елена Попугаева
Игровые технологии приобщения детей старшего дошкольного возраста к социокультурным ценностям русского народа

Аннотация. Статья посвящена проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к социокультурным ценностям русского народа с использованием игровых технологий, раскрываются подходы организации образовательной деятельности педагога с детьми.

Ключевые слова: культура, социокультурные ценности, игровые технологии.

Публикация «Игровые технологии приобщения детей старшего дошкольного возраста к социокультурным ценностям русского народа» размещена в разделах

Проблема приобщения детей старшего дошкольного возраста к основам культуры своего и других народов очень актуальна на современном этапе. Решение данного вопроса открывает возможности для формирования ценностных установок [1,С. 312-314].

Национальный состав Байкальского региона очень разнообразен. В настоящее время здесь проживают выходцы почти из всех союзных республик бывшего СССР, а также из автономных поволжских республик России (татары, мордва, чуваши, марийцы, удмурты). Но основную группу населения составляют русские (88,5 %, вторую по численности украинцы (3,4%, третью - буряты (2,7 %, четвертую -татары (1,4 %).

В стандарте дошкольного образования определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчёркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях.

Социокультурное развитие ребенка, как отмечается в стандарте дошкольного образования, должно осуществляться путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, необходимо формировать у дошкольников первичные представления о культурных традициях своего народа. Сохранение культурных ценностей является важным условием процветания общества. Оторванность от национальной культуры, от исторических корней приводит к появлению у подрастающего поколения негативных тенденций: безнравственности, цинизма, социальной апатии, преклонения перед иностранными, иногда не лучшими, традициями и стилем жизни, заимствования внешних ориентиров. Утрачивается чувство защищенности, ответственности за свою деятельность, происходит деформация общественной психологии и менталитета.

Следует отметить, что в стандарте дошкольного образования представлены такие принципы как: содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Таким образом, проблема приобщения детей старшего дошкольного возраста к социокультурным ценностям русского народа является значимой.

В нашем исследовании процесс приобщения дошкольников к социокультурным ценностям русского народа будет осуществляться с использованием игровых технологий.

Целью нашего исследования является определение и реализация педагогических условий, направленных на процесс приобщения детей старшего дошкольного возраста к социокультурным ценностям русского народа с использованием игровых технологий.

Главное понятие в нашей исследовательской работе - социокультурные ценности. Но для начала разберем, какие определения дают авторы термину культура.

Культура – явление чрезвычайно многообразное как по характеру, так и по формам своего выражения и функционирования. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни, отражает уровень интеллектуального развития человека и человечества, систему ценностей и норм, регулирующих общественную деятельность [2, С. 312-314].

Наиболее удачное определение в 1871 г. сформулировал английский этнограф Э. Тейлор: «культура -это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемыечеловеком как членом общества».

Если прибавить к этому материализованные знания и умения, представленные в виде зданий, произведений искусства, предметов повседневного обихода, то становится ясно, что культура – это то, что производится, социально усваивается, и разделяется людьми как членами общества.

Мы приблизились к понятию социокультурные ценности. Приобщение к социокультурным ценностям это – процесс, в ходе которого дети учатся проявлять и ценить социокультурные ценности своего народа.

По мнению О. Б. Широких, на протяжении дошкольного возраста процесс развития социокультурных ценностей включает ряд этапов.

На первом этапе у детей формируется умение видеть нравственные отношения между людьми, осознание значимости взаимопонимания, сопереживания, содействия. На втором этапе основное внимание уделяется достижению согласованности в проявлении мыслей, чувств, поведения в деятельности. Деятельность должна вызывать интерес, быть посильной, способствовать раскрытию индивидуальных особенностей воспитанников. На третьем этапе формируется готовность проявлять ценностное отношение в виде понимания, сопереживания, содействия. Четвертый этап включает в себя закрепление приобретенных умений и навыков. Пятый этап направлен на достижение устойчивости сформированного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, историческому прошлому.

По мнению Н. Я. Большуновой, в старшем дошкольном возрасте развитие социокультурных ценностей может осуществляться с помощью следующих форм и методов работы: викторины, тематические беседы, проблемные ситуации, игровые упражнения, игры, театрализованная деятельность, изучение традиций и обычаев народа, проектная деятельность и т. д. Особое внимание автор уделяет роли сказки в формировании представлений о социокультурных ценностях у дошкольников.

С. В. Кахнович, С. А. Козлова, М. Д. Маханева отмечают, что присоединение к группе социокультурных ценностей способствует формированию у ребенка первичного социокультурного опыта, восприятия традиций своего народа, обретению памяти рода. Социокультурные ценности выступают базисом для формирования характера ребенка, нравственных основ его личности. Усвоению социокультурных ценностей в старшем дошкольном возрасте способствует весь предшествующий ход развития ребенка, сформировавший предпосылки социокультурного развития. Остановимся на них.

Согласно нормативным основам организации дошкольного образования, сегодня нужны новые формы взаимодействия, которые позволяли бы педагогам проектировать ситуации и события, развивающие культуру переживаний и ценностные ориентиры ребенка [5,C.168-180].

Термин «педагогические технологии» в современной отечественной дошкольной педагогике рассматривается как: компонент педагогической системы, способ конструирования воспитателем педагогического процесса с помощью системы средств и методов воспитания и обучения дошкольников в специально созданных для этого дидактических условиях детского сада в целях решения задач дошкольного образования; инструмент профессиональной деятельности педагога, которая имеет выраженную этапность, а также конкретность и четкость цели и задач деятельности педагога; система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, то есть как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат.

Таким образом, вслед за Б. Т. Лихачевым, в нашем исследовании педагогическая технология рассматривается как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

В состав педагогических технологий входят игровые технологии. Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Л. В. Загрекова выделяет следующие компоненты игровых технологий :

мотивационный, ориентационно-целевой, содержательно-операционный, ценностно-волевой, оценочный.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

Идея включения игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания малышей. По мнению автора, занимательность не должна стирать границ между игрой и обучением. Речь идет о более широком использовании на занятиях дидактических игр и игровых приемов. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире (А. С. Макаренко, У. П. Усова, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая,

Е. И. Тихеева и др.).

Так, по мнению А. В. Запорожца, игра - это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребенка, его творческие возможности.

Овладение знаниями о природе в процессе игры способствует формированию у детей осознанно-правильного отношения к растительному и животному миру. Это подтверждают результаты исследования Л. А. Абрамян, которые показывают, что благодаря игре у детей вырабатывается позитивное отношение к окружающему, формируются положительные чувства и эмоции.

Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых ее задач - обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения, с целью выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.

В своей работе мы будем использовать подвижные игры русского народа для приобщения к социокультурным ценностям.

Для определения уровня представлений, умений и интереса ребенка дошкольного возраста о социокультурных ценностях мы использовали «Методику выбора», «Метод индивидуальной беседы», «Метод творческих заданий», разработанных И. Б. Рябцевой.

Критериями сформированности ценностных ориентаций выступают следующие компоненты:

- когнитивный, или смысловой, в которомсосредоточен социальный опыт личности. На его основе осуществляется научное познание действительности, способствующее становлению ценностного отношения;

- эмоциональный, который предполагает переживание индивидом своего отношения к данным ценностям и определяет личностный смысл этого отношения;

-поведенческий, базирующийся на результатах взаимодействия первых двух компонентов. Благодаря познанию действительности и ее ценностному переживанию субъектом формируется готовность действовать, осуществлять задуманное в соответствии с продуманным планом.

Таким образом, анализ авторских подходов по проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к социокультурным ценностям русского народа, позволил определить алгоритм деятельности педагога с детьми с использованием игровых технологий, что будет актуализировано на следующих этапах исследования.

Список литературы

1. Апполонова, Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре / Н. Апполонова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 4. – С. 33-37.

2. Виноградова, Н. Н. Проблема социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста/ Н. Н. Виноградова // Молодой ученый. — 2017. — №9. — С. 312-314.

3. Гасанова, Р. Х. Социокультурное развитие детей дошкольного возраста. Монография / Р. Х. Гасанова – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2011. – 144 с.

4. Катриченко, В. М., Бойчук, И. А. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 68-72.

5. Кананчук, Л. А., Смолева, Т. О. Рефлексия как механизм повышения эффективности межкультурной коммуникации /Л. А. Кананчук, Т. О. Смолева - Инновации в современной системе образования: подходы и решения: коллективная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2016. – 494 с.

Публикации по теме:

Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народаРусские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского.

Проект «Русская народная игра как средство приобщения ребенка к традициям русского народа» Актуальность : веселые подвижные игры –это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток,салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал.

Формирование базовых знаний об истории и культуре русского народа у детей старшего дошкольного возрастаФормирование базовых знаний об истории и культуре русского народа у детей старшего дошкольного возраста Формирование базовых знаний об истории и культуре русского народа у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с народной куклой.

Игровые технологии, как основа развития детей дошкольного возраста В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования.

Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Дошкольный возраст — это начальный этап формирования ценностной ориентации в окружающем мире, именно в этот период закладывается позитивное.

Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Игровые технологии, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста. В экологическом воспитании дошкольников, применяются.

Конспект родительского собрания «ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста. Современные игровые технологии» в старшей группе Конспект родительского собрания в старшей группе «ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста. Современные игровые технологии» Подготовила.

Консультация «Народная кукла, как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре народа» Народная кукла как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре народа. «Без памяти нет традиций, без.

Ознакомление детей дошкольного возраста с традициями русского народа Реализуя федеральный государственный образовательный стандарт в ДОУ, включая региональный компонент, а также работая над нравственно-патриотическим.

Формирование фонематического восприятия у детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста через игровые технологии ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» Кафедра.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Игровые технологии приобщения детей старшего дошкольного возраста к социокультурным ценностям русского народа (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Попугаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Игровые технологии приобщения детей старшего дошкольного возраста к социокультурным ценностям русского народа
Опубликовано: 28 октября 2019 в 17:21
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД