Лучший педагог года

Игровая форма речевого развития с использованием нетрадиционной техники рисования

Шикова Наталья
Игровая форма речевого развития с использованием нетрадиционной техники рисования

Нетрадиционные техники рисования – это использование не привычных изобразительных материалов, новых технических приёмов, которые требуют точности движений, но не ограничивают пальцы ребёнка фиксированным положением. Вместо традиционных кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, пальчики, гелиевые ручки, различные печатки, трафареты, крупу, нитки, а вместо бумаги – картон, ткань различной фактуры, стеклянную или деревянную поверхность.

Публикация «Игровая форма речевого развития с использованием нетрадиционной техники рисования» размещена в разделах

Таким образом, используя нетрадиционные техники рисования в работе с детьми, мы решаем целый комплекс задач речевого развития дошкольников :

активизация и расширение словарного запаса;

установление грамматических закономерностей в построении предложений при описании своих действий;

развитие сенсорной сферы не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами;

стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают ребенка в новом ракурсе);

развитие наглядно-образного мышления и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности (чем я могу еще рисовать? Что я этим материалом могу еще нарисовать);

создание условий для развития мелкой моторики рук, преодоления общей моторной неловкости;

интерес, положительные эмоции, проявление самостоятельности, развитие творчества и воображения.

Особое внимание в коррекционно-развивающей деятельности с применением техник нетрадиционного рисования я уделила развитию мелкой моторики и речевого дыхания.

Правильная речь – одно из важнейших условий полноценного и всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Следует отметить, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для закладывания основ грамотной, четкой и красивой речи.

В последние годы проблема повышения речевой активности у детей стала одной из наиболее актуальных в педагогике. Для детей раннего возраста характерна потребность в общении с взрослым и сверстниками, поэтому формирование словаря у детей раннего возраста является основой для дальнейшего, нормального речевого развития. Главное в развитии детского словаря – освоение значения слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в котором происходит общение.

В условиях ФГОС, где дошкольное образование рассматривается как первый уровень общего образования, коммуникативная деятельность направлена на решение следующих задач:

учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения;

развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру; называть их местоположение; имитировать действия людей и движения животных;

обогащать словарь детей существительными, глаголами, прилагательными, наречиями;способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей

Многие исследователи (В. М. Бехтерев, А. В. Запорожец, И. П. Павлов, И. М. Сеченов, М. М. Кольцова) сходятся во мнении, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Было отмечено, что речевые области мозга частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук, потому что между движениями рук и произнесением слова существует прямая и естественная связь. Образно говоря, руки – это манипуляторы мозга. Пальцы помогают говорить.

Следовательно, для повышения речевой активности нужно тренировать пальцы рук. Чем же заинтересовать малыша, чтобы ему было интересно, и приносило максимум пользы. Конечно, ни для кого не секрет, что все дети любят рисовать. Ну а рисовать руками – это высшее наслаждение. Нетрадиционная техника рисования (ладошками, пальчиками) вот то занятие, которое создает атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, и относятся к спонтанному рисованию. Это не просто интересное занятие, это прекрасный инструмент, способствующий обогащению внутреннего мира ребёнка, раскрытию его личностных особенностей, проявлению творческого потенциала и реализации возможностей. При этом неизвестно, какое изображение получится, но будет успешен результат и это усиливает интерес детей к самому процессу деятельности, стимулирует их познавательную активность и исследовательские навыки. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, как хочешь и чем хочешь, можно даже придумать свою необычную технику.

Первое ознакомление детей с материалом для рисования было направлено на свободное экспериментирование. При этом не было задания нарисовать что-то конкретное. Главная задача заинтересовать детей, создать приятную атмосферу, показать, как можно оставлять красочные следы на бумаге, как в процессе смешивания красок получаются другие цвета. Были показаны разные варианты отпечатков пальцами: кончиком пальца – точки, подушечкой пальца – следы, листочки, всем пальцем – палочки. Все действия сопровождались пояснениями.

Сначала дети были немного зажаты, неуверенно действовали своими пальчиками. После того как обмакнули пальчики в краску не спешили рисовать, а с удивлением рассматривали свои пальчики, пытались сжать кулачок, намазать другие пальчики. Замечено, что дети, которые говорят хорошо, были более активны и эмоциональны. И наоборот, дети, у которых речь развита плохо, были очень скованны, неуверенно действовали пальчиками, некоторые не хотели обмакивать в краску свои пальчики. Детям предлагалось поставить точки, сделать мазки, попробовать размазать краску по всему листу. Ребенку, который никак не решался совершить необходимые действия, предлагали помощь. Если ребенок соглашался, брали руку малыша в свою руку и управляли ею. В данной ситуации лучше помочь, подсказать ему, но ни в коем случае не настаивать.

Рисование с помощью отпечатков ладошки также вызывало большой интерес и восторг. Детям очень понравилось наблюдать за тем, как обычный отпечаток ладони превращается в разные немыслимые образы. Каждое действие сопровождалось разговором – вопросами, объяснениями, описаниями. Таким образом, у ребенка развивалась не только мелкая моторика, но и пополнялся словарный запас.

Не менее интересным и увлекательным занятием оказалось рисование штампами. В качестве штампа использовались поролоновая губка, ватная палочка, пробка от бутылки. Также такую забаву можно вырезать из картофеля или моркови, придав необходимую форму. В такой технике рисовали красивые бусы, звездное небо, новогоднее дерево. Сочетая разные штампики, создавали причудливые узоры. Вырезав из поролона геометрические фигурки, украшали шарфики, фартуки, подносы. После завершения работы спрашивали о форме, величине и цвете фигур из которых состоит узор. Это развивало представление о предмете, зрительное восприятие, память, воображение.

Особую радость дети получили от совместного творчества. Коллективное творчество позволило детям, которые испытывают трудности в общении с другими детьми, быстрее преодолеть свою замкнутость, неуверенность, нерешительность, стеснительность. Были созданы коллективные работы «Букет для мамочки», «Солнышко», «Звездное небо».

Рисование на подносе также понравилось всем детям без исключения. В качестве наполнителя использовался песок или манка, насыпанная ровным слоем толщиной 2 - 3 миллиметра. Сыпучие материалы скрывают в себе огромное количество возможностей для развития мелкой моторики. Чтобы заинтересовать ребенка, показывали, как можно оставлять пальчиками следы, рисовать узоры и простые сюжеты. Рисовали разными пальчиками, одним или двумя кулачками, ладошками, использовали палочки, рисовали двумя руками одновременно. Детям нравилось рисовать хаотичные линии, почти круги и другие фигурки, заборы, тучи, лес, волны, следы и т. п.

Как показывает практика, упражнения с сыпучими материалами помогают развитию пальчиковой моторики. Особенно такие упражнения важны для детей, чьи пальчики излишне напряжены или, напротив, излишне вялые. А при одновременном действии обеими руками оба полушария мозга начинают работать синхронно, в результате чего процесс обучаемости проходит намного легче и эффективнее. Применяя данную технологию, мы также учитывали индивидуальные особенности каждого ребенка, чтопозволило создать каждому малышу ситуацию успеха в творческой деятельности, несмотря на его небольшой практический опыт, и тем самым поддержать положительный эмоциональный настрой.

Чтобы занятия проходили интересно и приносили максимум пользы, они проводились в игровой форме не более 10-15 минут. Так как, дети любят слушать сказки и с сочувствием относятся к главным героям, это с успехом использовалось для мотивации. Рассказывая детям небольшую сказку или рассказ, предлагалось с помощью фигурок, изобразить ее на песке, а потом рассказать ее по картинке. Придумывались веселые и увлекательные истории до, и во время рисования с ребенком. Действия детей дополнялись ритмичными, весёлыми стишками, доставляя удовольствие, и вызывая массу положительных эмоций. Следует отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе рисования становились более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. И происходило это естественно, поскольку все действия в процессе рисования ребенок выполнял самостоятельно.

Для решения поставленной цели не достаточно усилий только одного образовательного учреждения. Нельзя добиться хороших результатов в решении задач, если они не решаются совместно с семьей. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками образовательного процесса. Поэтому на начальном этапе было проведено анкетирование родителей: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста», с цельюпривлечения внимания родителей к формированию активного словаря детей, и выявления необходимости получения дополнительной информации от специалистов детского сада по интересующим вопросам. После проведения консультаций «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста» родители поняли важность своевременного обогащения активного словаря детей. С целью повышения компетентности родителей в применении данной технологии провели мастер-класс для родителей «Рисуем пальчиками и развиваем речь» с участием детей. Вниманию родителей были представлены работы детей и предложена совместная с ребенком творческая деятельность.

Исследования доказывают, что если ребенок производит ритмичные движения пальцами правой руки, то в левом полушарии мозга у него происходит усиление электромагнитных колебаний в лобной и височной зонах, где находятся речевые центры. То же самое происходит в правом полушарии при выполнении ритмичных движений пальцами левой руки. Это позволяет говорить о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Биманипулярные движения рук развивают у ребенка мышечную умелость, являются средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Мелкая моторика — это совокупность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Она взаимосвязана с такими свойствами сознания, как оптико-пространственное восприятие, мышление, воображение, память, речь. У детей дошкольного возраста и у детей с речевой патологией особенно, как правило, отмечаются нарушения в развитии пальцев рук. Система упражнений для развития мелкой моторики обязана быть включена в комплекс коррекционных мероприятий для детей с речевыми нарушениями. Эти упражнения должны обязательно использовать родители в своих домашних занятиях с малышами.

Поэтому пальчиковая гимнастика, упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук – неотъемлемая часть коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-логопеда с дошкольниками.

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание необходимо для развития речи. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: речь «взахлёб», не проговаривание окончаний слов, «смазанность» окончания фразы. Развитие речевого дыхания — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на дошкольников с речевыми нарушениями.

Все это говорит о важности и значимости работы учителя-логопеда по формированию у дошкольников с речевыми нарушениями правильного речевого дыхания. Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.

Правильно сформированное речевое дыхание у дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает быстрое усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

Публикации по теме:

Детский мастер-класс с использованием нетрадиционной техники рисования штампамиДетский мастер-класс с использованием нетрадиционной техники рисования штампами Детский мастер-класс нетрадиционная техника рисования. Рисование штампамиЦель: формирование у детей навыков использования нетрадиционных.

Конспект НОД «Гжель» с использованием нетрадиционной техники рисования «граттаж»Конспект НОД «Гжель» с использованием нетрадиционной техники рисования «граттаж» нетрадиционной техники «граттаж». Цель: Формировать у детей интерес к народным промыслам, развивать творческие способности детей, используя.

Конспект НОД по с использованием нетрадиционной техники рисования способом примакивания «Шапочка для дерева»Конспект НОД по с использованием нетрадиционной техники рисования способом примакивания «Шапочка для дерева» Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию с детьми группы раннего возраста с 2-3 лет по теме: «Шапочка для дерева» (с использованием.

Конспект НОД с использованием нетрадиционной техники рисования «В подводном царстве, в морском государстве»Конспект НОД с использованием нетрадиционной техники рисования «В подводном царстве, в морском государстве» Конспект НОД с использованием нетрадиционной техники рисования «В подводном царстве, в морском государстве». во 2 группе раннего возраста.

Конспект НОД «Украсим тарелочки» с использованием нетрадиционной техники рисования в младшей группеКонспект НОД «Украсим тарелочки» с использованием нетрадиционной техники рисования в младшей группе Цель: содействовать формированию и умению составлять узор на плоскости. Задачи: 1. Развивать мелкую моторику рук; 2. Продолжать использовать.

Конспект ООД по рисованию «Подарок мамочке» с использованием нетрадиционной техники рисования «Витраж»Конспект ООД по рисованию «Подарок мамочке» с использованием нетрадиционной техники рисования «Витраж» Конспект ООД по рисованию «Подарок Мамочке» с использованием нетрадиционной техники рисования «Витраж». Подготовила Давидян Л. Г. Цель:.

«Храбрый лев». Конспект открытой ООД с использованием нетрадиционной техники рисования «мятая бумага»«Храбрый лев». Конспект открытой ООД с использованием нетрадиционной техники рисования «мятая бумага» Конспект ООД с использованием нетрадиционной техники рисования «Мятая бумага» по художественно-эстетическому развитию Образовательная область:.

Мастер-класс «Листопад» с использованием нетрадиционной техники рисования «фроттаж»Мастер-класс «Листопад» с использованием нетрадиционной техники рисования «фроттаж» Материалы: листы бумаги, разнообразные листья деревьев, восковые мелки, лист бумаги для фона А3, акварельные краски, баночка для воды,.

Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники рисования — пуантилизм «Новогодний карнавал»Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники рисования — пуантилизм «Новогодний карнавал» Занятие с использованием нетрадиционной техники рисования-пуантилизм Тема урока "Новогодний карнавал" Педагог Гусейнова Лейла Шахид кызы.

ООД для детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники рисования «До свидания, Осень!»ООД для детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники рисования «До свидания, Осень!» Тема: "До свидания, осень!" ООД рассчитано на детей 2 лет. Цель: обобщить знания детей об осени через изображение её как уходящего времени.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровая форма речевого развития с использованием нетрадиционной техники рисования
Опубликовано: 2 ноября 2022 в 16:33
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровая форма речевого развития с использованием нетрадиционной техники рисования» (включая файлы) размещена пользователем Шикова Наталья на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД