Папки-передвижки

Логопедическая консультация для детей с отклонениями в речевом «Играем, читаем, пишем»

Татьяна Архипова
Логопедическая консультация для детей с отклонениями в речевом «Играем, читаем, пишем»

Играем, читаем, пишем

Многие родители часто задают себе и специалистам вопрос: «Когда начинать учить ребенка?». Одни говорят – еще в утробе матери; другие – не учить вообще, школа научит; третьи посоветуют отдать вашего любимца в руки грамотных специалистов, как только он начнет ходить и говорить. Сделать выбор непросто.

В настоящее время наиболее распространенной формой оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии является функционирование речевых групп на базе дошкольного образовательного учреждения общего типа. В условиях специализированной логопедической группы весь режим, вся система занятий и подхода к ребенку пронизаны стремлением не только выработать навыки правильной речи и поведения ребенка – логопата, но и прочно закрепить их.

Публикация «Логопедическая консультация для детей с отклонениями в речевом „Играем, читаем, пишем“» размещена в разделах

Мы задумались, чем же можно помочь малышу, как подготовить его к школе, зная, что важное место в этой подготовке занимает обучение грамоте и формированию графомоторных функций. Чтобы этот процесс сделать доступным и интересным для малыша, мы используем пособие Е. О. Астафьевой «Играем, читаем, пишем». Материал данного пособия подобран и систематизирован в соответствии с задачами подготовительного к школе периода и рассчитан на возможности шестилетнего ребенка. Основными направлениями пропедевтического периода формирования письменной речи являются:

• развитие зрительного и слухового восприятия;

• развитие фонематического восприятия;

• развитие двигательной функции руки;

• формирование ориентировки в пространстве.

Если у нашего ребенка есть трудности со стороны звукопроизношения, грамматической и лексической стороны речи, двигательной функции руки, это может впоследствии дать нежелательные результаты: в письменной речи - дисграфию, в чтении - дислексию. Ряд игр и заданий, предлагаемых в этом пособии, рассчитан на предупреждение различных видов дислексии и дисграфии у будущих школьников. Это пособие представляет две тетради, где предусмотрены виды работ с использованием цветных карандашей: раскрашивание, рисование картинок, печатание «букв, слогов, слов, предложений», рисование схем, выполнение других графических упражнений. Занимаясь с малышом по этим заданиям, постепенно переходим от простого к сложному, развиваем зрительно-пространственное воображение, силу нажима, ориентировку и т. д. В заданиях «Радуга» знакомим ребенка с цветами радуги и последовательностью их разложения. Закрепляем и уточняем знания о цветах. Учим ориентироваться на листе бумаги, понимать сочетания: вверху листа и внизу листа; снизу вверх и сверх вниз; справа от и слева от, за ним, перед ним и между ними. Развиваем зрительное и слуховое внимание, учим обводить карандашом петляющую линию.

Знакомясь с пальчиками, дети с большим увлечением выполняют задание «Разноцветные колпачки» : обводят пальцы своей руки, называют их, «наряжают» пальчики в колпачки разного цвета, рассказывают, какой колпачок на каждом пальце. Задание может варьироваться следующим образом:.

• тренируя координацию движений, выполняем наклоны пальчиков так, чтобы не уронить колпачок;

• ребенок сам или по заданию взрослого называет колпачки с определенной ориентировкой, употребляя сочетание: внизу, под, над между и т. д.

Цель заданий «Веселые человечки» - развивать зрительное и слуховое внимание, закреплять правильное название частей лица человека (ухо - уши, глаз - глаза, щека – щеки) и знание их предназначения. Ребенок, рассматривая первый рисунок, называет его детали: рассказывает, что у человека есть глаза, брови, уши, на голове – волосы. Рассматривая остальные рисунки, ребенок называет, что не дорисовано, объясняет, зачем человеку нужны глаза, уши. Дорисовывает рисунок, а последний рисунок ребенок выполняет самостоятельно. Задания можно усложнять: раскрашивание человечков по инструкции взрослого : «В левом верхнем углу — человечек с черными волосами и голубыми глазами, а в нижнем левом… – и т. д.» Игру закончить объяснением ребенка, где какой человечек находится (в верхнем правом углу, в середине, и т. д.).

Для большей наглядности и занимательности занятий в группе изготовлены плоскостные домики для гласных и согласных букв и касса с разноцветными буквами. Панно «Посели букву» действует стационарно на протяжении всего периода обучения грамоте.

Знакомясь с очередной буквой, ребенок находит её в кассе и заселяет в соответствующую «квартиру». Логопед всегда ориентирует детей при «вселении» буквы, давая ей характеристику. Дети хорошо запоминают, что согласные бывают звонкими и глухими, а живут они в разных подъездах. Гласные второго ряда (я, е, ё, ю, я) - это буквы - волшебницы, они служат для смягчения согласных.

Игры и задания с использованием условных обозначений применяются при анализе слов и предложений. Целесообразно при дошкольном обучении применять те же символы и знаки, которые используются в начальной школе, тогда малышу не придется в первом классе заново осмысливать и переучивать символы, обозначающие звук, слово, предложение.

Используем следующие символы:

_ _ _ - предложения и слова, входящие в его состав;

- - - - слово;

+ + - граница слова, количество слогов;

- гласный звук;

- согласный звук;

- мягкий согласный.

Знакомясь с символами, мы облегчаем ребенку способность в дальнейшем не «терять» и не переставлять согласные и гласные буквы при чтении и письме. Игры и задания с анализом предложения и составление схем помогают предупредить возникновение таких ошибок, как слитное написание слов в предложении, пропуск или слитное написание предлогов и союзов, которые обозначаются маленькой черточкой. Развивая навыки подготовки к письму, используем игры с заданиями: «Продолжи орнамент», которые тренируют в различении границ клетки, умение отсчитывать клетки в любом направлении, проводить различные линии, ориентируясь на образец. Такие задания подготавливают ребенка к написанию различных элементов букв и схем, развивают внимание, аккуратность, чувство ритма и симметрии.

Задание «Закончи рисунок» дети выполняют с большим интересом. Здесь ребенок может:

• дорисовать картинку по точкам;

• найти на картинке «спрятавшуюся» букву (в изображении дается изучаемая буква);

• раскрасить картинку;

• найти на картинке предметы, в названиях которых есть изучаемый звук (эта буква).

Игра «Слово, предложение, рассказ». Знакомим ребенка с тем, что речь состоит из предложений, а предложения из слов. Знакомя с предложением, учим по схеме определять начало и конец предложения, количество слов в предложении, учим

составлять предложения по заданной схеме:

Дети |___ ;

Дети играют ___ ___ .;

Дети весело играют ___ ___ ___ .;

Дети весело играют в мяч ___ ___ ___ __ ___ .

В заключении ребенку предлагается составить рассказ по этой картине.

Предложенная система занятий обеспечивает будущему школьнику

необходимую базу знаний, умений и навыков, предотвратит возникновение распространенных дефектов – дислексии и дисграфии.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Играем с детьми дома. Развивающие игры для развития логического мышления для детей 6–7 лет» Консультация для родителей. «Играем с детьми дома. Развивающие игры на логическое мышление для детей 6 – 7 лет»Интересно и эффективно можно.

Консультация для родителей «Читаем детям. Ранний возраст»Консультация для родителей «Читаем детям. Ранний возраст» «Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» — В. А. Сухомлинский Авторы: Карачарова Надежда Павлиновна, Иванова.

Консультация для родителей «Читаем вместе»Консультация для родителей «Читаем вместе» Уважаемые родители! В период самоизоляции в связи с пандемией коронавирусной инфекции мы продолжаем оставаться дома. У взрослых появилась.

Консультация для родителей «Ложками играем, чувство ритма развиваем» для детей 3–5 летКонсультация для родителей «Ложками играем, чувство ритма развиваем» для детей 3–5 лет Ложками играем, чувство ритма развиваем. Консультация для родителей. Ритм – это чередование звуков и пауз разной продолжительности. Надо.

Консультация для родителей «Роль потешек в речевом развитии младших дошкольников» Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания.

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Консультация «Играем со звуками и музицируем» для детей младшего дошкольного возрастаКонсультация «Играем со звуками и музицируем» для детей младшего дошкольного возраста Известно, что все дети рождаются с абсолютным слухом. Постепенно, если ребенок не слушает музыку, никак не тренирует свой слух, эта способность.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Лэпбук «Читаем-играем»Лэпбук «Читаем-играем» Лэпбук – это превосходный способ для закрепления учебного материала. Мы собрали лэпбук «Читаем – играем» За счет наглядной привлекательности.

Библиотека изображений:

Публикация Логопедическая консультация для детей с отклонениями в речевом «Играем, читаем, пишем» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Архипова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Логопедическая консультация для детей с отклонениями в речевом «Играем, читаем, пишем»
Опубликовано: 24 марта 2023 в 06:40
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД