Лучший педагог года

Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста

Студеникина Дарья
Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста

Слайд №1 В детской психологии хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Если чувство ритма несовершенно, замедляется развитие слитной речи. Слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Публикация «Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения.

Изучив опыт ведущих педагогов – музыкантов, проанализировав результаты диагностического обследования, возникли предпосылки к проблеме: слаборазвитое чувство метроритма воспитанников, недостаточно хорошо развитая речь и координация движений, позволили спланировать дальнейшую работу по данной теме.

Слайд № 2 Цель работы: Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Задачи:

- развивать музыкально-сенсорное восприятие ритмических отношений музыкальных звуков;

- развивать дифференцированное восприятие музыки и движений;

- формировать умение воспроизводить ритмические отношения музыкальных звуков;

- способствовать развитию умения соотносить ритм движений с ритмом музыки;

- формировать умение исполнять простые ритмические рисунки на детских шумовых и музыкальных инструментах;

- побуждать детей в процессе слушания музыки к вокальным, пластическим и инструментальным музыкально-ритмическим импровизациям;

- воспитывать интерес к музыкально – ритмической деятельности.

В поиске средств решения задач, был сделан вывод, что процесс усвоения ритмической структуры можно улучшить и ускорить при обучении детей игре на музыкальных инструментах в игровой форме. Так как игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, то данный подход способствует реализации следующих педагогических функций: познавательной, креативной, эстетической, коммуникативной. Основными принципами, которые легли в основу исследования стали: Слайд №3• Принцип преемственности и взаимосвязи, который ведёт детей от простейших заданий к достаточно сложным и творческим. • Принцип психологической комфортности, т. е. создания особой предметно – развивающей среды, обеспечивающей условия для эффективного образовательного процесса. • Принцип интегрированного подхода. Работа велась в течение трёх лет с детьми разного дошкольного возраста, с разным уровнем музыкальных способностей и возможностей.

Слайд №4 Развитие чувства ритма - основа музыкального воспитания.

Основная задача музыкального воспитания – это развитие музыкальности, музыкальной культуры. Ядро музыкальности образуют три музыкальные способности : ладовое чувство, музыкально – слуховые представления и чувство ритма.

Среди определений ритма можно наметить три основные группы: которые представлены на слайде.

1. В самом широком понимании ритм — временная структура любых воспринимаемых процессов, образуемая акцентами, паузами, членением на отрезки, их группировкой, соотношениями по длительности и т. п.

2. Ритм речи в этом случае — произносимые и слышимые акцентуация и членение, не всегда совпадающее со смысловым членением, графически выражаемым знаками препинания и пробелами между словами.

3. В музыке ритм — это её распределение во времени — последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты (ритмический рисунок в отличие от мелодического). Идеал ритма — точно повторяющиеся колебания маятника или удары метронома. Чаще речь признаётся ритмичной лишь в стихах (где имеется определённый порядок чередования слогов, ударных и неударных или долгих и кратких,

До овладения игрой на музыкальных инструментах, элементарное музицирование начинается с использования природных «инструментов» - рук и ног. К. Орф вводит в урок так называемые «звучащие жесты» - хлопки, притопы, шлепки, щелчки. С их помощью дети, разделившись на группы, импровизируют сопровождение к звучащим песням и стихам. Для развития чувства ритма К. Орф использовал игру «эхо», где ритм, заданный педагогом, точно воспроизводится ребенком. При этом допускаются любые сложности, даже еще не пройденные теоретически. Для развития творческого начала и чувства формы, применялась игра «эхо-ответ» или «эхо с продолжением», когда ребенок заканчивает фразу взрослого или прохлопывает вариацию на нее. Исходным материалом «эха» может служить и импровизация ребенка.

Ритм, пульсация, движение, действие – по сути своей характеристики одного и того же. Воспринять и воспроизвести музыкальный ритм можно только на основе чувства ритма, т. е. на основе эмоционального критерия, опирающегося на моторику. Развитие чувства ритма является самым сложным компонентом в системе развития музыкальных способностей детей.

Таким образом, для целостного восприятия музыки необходим ритм. Если у человека с детства не развито чувство ритма, он будет неполноценно воспринимать музыку, т. е. у него будет страдать «музыкальная культура».

Слайд №5 Обучение игре на музыкальных инструментах.

Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности.

Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте.

Раннее музыкальное обучение играет существенную роль в музыкальном развитии ребенка, но оно должно быть облечено в формы, доступные и интересные для детей раннего возраста. Первые музыкальные впечатления стараюсь дать ребятам в занимательной игровой форме. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда (погремушки, ложки, кубики). Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки.

Во второй младшей группедети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, барабане, колокольчике. В этом возрасте знакомим детей с металлофоном. Важно привлекать их внимание к выразительности тембра каждого инструмента. Можно использовать образные сравнения, характеристики: нежный (колокольчик, звонкий (металлофон, четкий, стучащий (барабан, а также дидактические игры на различение детьми тембров музыкальных инструментов. (см. Приложение 1).

В средней группе впервые начинаем обучать детей игре на металлофоне. Он достаточно прост в обращении, не требует постоянной настройки, как струнные инструменты. Дети уже знакомы с тембром этого инструмента, приемами игры. Для исполнения на металлофоне вначале берём несложные и хорошо знакомые детям мелодии. В таком случае они ударяют по пластинкам не механически, а все время регулируют слухом свое исполнение. Ударив не ту пластинку, ребенок слышит ошибку, старается ее исправить. При разучивании мелодии использую приём чередования игры воспитателя с детским исполнением : запев играет педагог, а ребенок на другом металлофоне – припев, или наоборот. Желательно, чтобы ребенок, усвоив часть или все музыкальное произведение, исполнил его с педагогом (на двух металлофонах).

Занятия по обучению игре на металлофоне проводятся с детьми индивидуально.

(Если во 2 мл и 1 мл мы просто с детьми выполняем элементарные действия с инструментом или просто знакомим. То начиная со средней группы детей начинаем обучать игре на музыкальных инструментах по методике.

Слайд №6 Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху построена на постепенном расширении диапазона исполняемых попевок. Вначале ребенок играет мелодию, построенную на одном звуке. Прежде чем воспроизвести мелодию, он слушает ее в исполнении музыкального руководителя, который сначала поет ее, привлекая внимание к тому, что звуки мелодии не отличаются по высоте, потом играет на металлофоне и одновременно поет. Пропевание попевок позволяет детям лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления.

Для начала необходимо ребенка научить правильно пользоватся инструментом. какие существуют приёмы звукоизвлечения. Как правильно держать молоточек (он должен свободно лежать на указательном пальце, его лишь слегка придерживают большим, направлять удар на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик). Когда играются длинные ноты, молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты – пониже.

Слайд №7 Когда ребенок играет мелодию на одном звуке, он должен точно воспроизвести ритмический рисунок. Для этого, пропевая мелодию со словами, можно ориентироваться на ритм стихов.

Для осознания соотношений длительностей звуков мелодии применяем моделирование их с помощью больших и маленьких кружочков или обозначений, принятых в нотной записи (четверть, восьмые). Чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок мелодии, выкладываем его на фланелеграфе. При этом эффективен прием подтекстовки длительностей: четверти обозначаются слогом «та», а более короткие восьмые – слогом «ти». Широко применяю прием прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведение его на музыкальных инструментах.

Слайд №8 После того как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, освоили приемы игры на металлофоне, можно переходить к игре попевок на двух соседних звуках. Чтобы облегчить детям понимание расположения звуков по высоте, применяются названные приемы: выкладывание звуков-кружочков на разной высоте на фланелеграфе, пропевание, показ рукой движения мелодии, дидактические пособия и игры.

Слайд №9 В старшей и подготовительной к школе группах диапазон попевок расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно. Усложнение заданий в процессе работы над освоением ритмического рисунка простейших попевок может, осуществляется в следующей последовательности:

1. восприятие детьми попевки в исполнении педагога;

2. выразительное произнесение текста попевки ребёнком;

3. ритмизация текста с акцентами на сильные доли;

4. пропевание попевки с одновременным прохлопыванием её ритма;

5. выбор музыкального инструмента ребёнком и воспроизведение попевки на инструменте;

6. ансамблевое музицирование с педагогом (педагог исполняет всю фактуру музыкального произведения, ребёнок с помощью ударных инструментов выделяет сильные и слабые доли или весь ритмический рисунок попевки и т. д.).

В качестве репертуара для первоначальных упражнений на освоение ритмических рисунков могут использоваться русские народные попевки («Зайка», «Эхо», «Колыбельная» и др. см. Приложение 2). Первоначальный этап развития чувства метроритма в игре на музыкальных инструментах основывается на репертуаре с простым ритмическим рисунком, включающим четверти и восьмые.

По мере обогащения музыкального опыта ребёнка, включаем в упражнения и более сложные ритмические рисунки (группы шестнадцатых, простейший пунктирный ритм). Подбираем произведения с чётко выраженными музыкальными фразами.

Обучая игре на музыкальных инструментах, учитываем индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети достаточно легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.

К концу учебного года дети подготовительной группы овладевают практическими навыками игры на нескольких музыкальных инструментах – металлофонах, треугольниках, барабанах, бубнах, трещотках, ложках, колокольчиках, на шумовых инструментах и т. д. Они знают названия духовых, ударных, струнных и клавишных инструментов, характер их звучания, правила пользования, узнают по звучанию инструмент, и мелодии знакомых песен.

Слайд №9 Формы организации музыкальной деятельности по развитию чувства ритма у дошкольников.

Решению поставленных задач в немалой степени способствуют формы организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями. В своей работе использую сдедующие направления:

С детьми:

1. Музыкальные занятия – основная форма учебного процесса, где в полной мере развиваются музыкальные способности ребёнка. Занятия строятся с учётом поставленных задач, при этом принимается во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных методов и приёмов, помогающим детям понять основы музыкальной грамоты. В целях наиболее полной реализации задач использую следующие методы:

• Наглядно – зрительный

• Наглядно – слуховой

• Практический метод

• Метод интегрированного подхода

Основной закон детской природы заключается в том, что ребенок нуждается в непрестанной деятельности и утомляется не длительностью, а ее однообразием и односторонностью, поэтому занятия вариативны в зависимости от структуры, содержания, участия всех детей. Это - музыкально-тематические, доминантные, сюжетно-игровые занятия. Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений позволяет поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять её более успешно. Технология объяснения музыкальной игры :

- Ясность и чёткость изложения

- Эмоциональная выразительность

- Использование разнообразных методов воздействия.

Свою работу по данной теме начала со средней группы. Использовала, в основном, игры с картинками и игры с игрушками. Начинала объяснение игры с беседы, которую обязательно связывала с игровой ситуацией. По ходу игры продолжала объяснять дальнейшие условия, учила прохлопывать ритмический рисунок попевки, используя различные ударные инструменты. Дети передавали ритм на бубне, кубиках, палочках, барабане. При этом учила согласовывать свои движения с движениями товарищей, чтобы не обгоняли, не опережали, и не отставали.

Например, дидактическое упражнение «Уточки». Наши уточки с утра: кря – кря – кря (дети либо проговаривают и хлопают в ладоши, либо передают ритмический рисунок на инструментах.) Наши гуси у пруда: га –га – га. (проговаривание слов с ритмической передачей) Наши курочки в окно: ко – ко – ко. (Повторение предыдущей комбинации) Продолжала работать с этой игровой попевкой на следующих занятиях, но задачи усложняла. Дети вначале прохлопывали ритм, а затем выкладывали их на мольберте кружочками. Детям очень нравятся игры с именами (если ребёнок говорил, что мама зовёт его котиком, то следовало проговорить и прохлопать это слово, не забывая о ласковой интонации).

В старшей группе музыкально – дидактические игры играют особо важную роль, помогая развить в детях определённые умения и навыки, музыкально – сенсорные способности. В процессе обучения активно использую информационно-коммуникативные технологии. Видео презентации позволяют наглядно и полно преподнести тот материал, который невозможно реализовать в стенах детского сада. Например, не только услышать, но и увидеть музыкантов симфонического оркестра, как выглядят и звучать разные музыкальные инструменты и многое другое.

2. Индивидуальная работа с детьми. Для лучшего усвоения знаний и отработки навыков игры на инструментах необходим индивидуальный подход.

3. Проведение праздников и развлечений. Практически на каждом утреннике наши дети играют на музыкальных инструментах. Это может быть оркестр, а может быть и музыкальная игра с инструментами, очень нравится детям озвучивать сказки.

Слайд №10 Смотреть оркестр подготовительная группа

Слайд №11 Заключение.

Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение и чувство ритма. Игра на музыкальных инструментах является важным средством для активизации музыкальной памяти и фантазии, для развития творческого воображения и творческой деятельности детей дошкольников.

Публикации по теме:

«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Игра на детских музыкальных инструментах в детском саду Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию музыкальных способностей.

Консультация «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника»Консультация «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника» Из опыта работы «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника» Ростом мал и пузат, а заговорит – Сто крикливых ребят.

Картотека стихов для озвучивания на детских музыкальных инструментахКартотека стихов для озвучивания на детских музыкальных инструментах «С добрым утром» Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись.

Консультация для родителей и педагогов «Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов "Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста ". Здравствуйте, уважаемые.

Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях»Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях» Здравствуйте, Уважаемы родители. В данной консультации я предлагаю музыкальные игры, в которые легко играть в домашних условиях. Для игр.

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом»Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом» «…не забывайте никогда, что Библия музыканта начинается словами: «В начале был ритм» Г. Нейгауз Ритм – чередование долгих и коротких длительностей.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии Презентация "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии" (для конкурса по обмену.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 8 января 2023 в 16:37
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Студеникина Дарья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.

9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД