Получи документы

Игра как метод коррекционной деятельности в работе воспитателя с детьми с ОВЗ

Екатерина Цветкова
Игра как метод коррекционной деятельности в работе воспитателя с детьми с ОВЗ

Игра как метод коррекционной деятельности в работе воспитателя

с детьми с ОВЗ

В последнее время мы наблюдаем, как стремительно меняется отношение общества к теме «дети с ОВЗ». Стали развиваться службы ранней помощи, специальные центры, классы, группы в детских садах.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» сегодня любой ребенок имеет право посещать учебное заведение по выбору родителей, поэтому каждый педагог в школе или детском саду должен уметь работать с детьми с ОВЗ.

Публикация «Игра как метод коррекционной деятельности в работе воспитателя с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

Мне бы хотелось предложить вашему вниманию некоторые подходы к обучению дошкольников с ОВЗ игре, как ведущему виду деятельности в этом возрасте.

Влияние игры на ребенка с ОВЗ бесценно. Игровая деятельность способствует формированию произвольности психических процессов. У детей с ОВЗ психические процессы частично или полностью нарушены. В условиях игры дети лучше запоминают игровую ситуацию. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. В игре ребенок учится действовать с предметами-заместителями. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игре он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения.

Исходя из этого мы должны, создавать условия для пробуждения у ребенка с ОВЗ интереса к игре, проявления игрового отношения к предметам, принятия воображаемой ситуации:

• стремиться к созданию положительной эмоциональной атмосферы во взаимодействии с ребенком;

• осторожно вовлекать ребенка в воображаемую ситуацию с помощью разнообразных игрушек;

• осуществлять показ игровых действий;

• побуждать ребенка к повторению игровых действий взрослого;

• поддерживать инициативные игровые действия ребенка;

• наделять игровым смыслом простые манипуляции с игрушками;

• преобразовывать не игровые действия ребенка в действия «понарошку».

Мне бы хотелось остановиться на некоторых играх, которые мы используем в работе с особенными детьми.

Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС). Это достаточно распространенная на сегодняшний день проблема. Встретить такого ребенка может каждый человек, который постоянно имеет дело с детьми. Общими для этих детей являются эффективные проблемы и трудности активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства и стереотипность поведения.

Игра – наиболее эффективное средство специальной помощи ребенку раннего и дошкольного возраста с аутизмом.

Перечисляя развивающие возможности, необходимо обратить особое внимание на то, что внутри неё прогрессирует способность ребенка к эмоциональному взаимодействию с другими людьми, к сопереживанию. Общепризнанно, что при детском аутизме эта способность нарушена.

Начиная работу, нужно отдавать себе отчет в том, что аутичный ребенок, скорее всего, не примет игру, предложенную взрослым. Его собственная активность, при этом, чаще всего является аутостимуляцией. Однако, аутостимуляция - «образ жизни» ребенка с аутизмом, поэтому мы не можем ее игнорировать или запрещать. Лучшее решение - подключиться к аутостимуляции с тем, чтобы постепенно преобразовать ее, сделать частью совместной игры. Преимущества этой «тактики» очевидны, так как легче всего наладить контакт с аутичным ребенком, усиливая приятные ему впечатления и не навязывая чего-то нового. Например, когда малыш качается на лошадке- качалке, взрослый может читать стихи в ритме раскачиваний и т. д.

В игровой комнате должны быть наборы разноцветных кубиков, конструкторы, маленькие игрушки (например, из «киндер- сюрпризов», или персонажи, которые есть в конструкторах «Лего», карандаши, другие предметы, которые можно группировать по цвету и форме, мозаика или маленькие геометрические фигурки для выкладывания орнаментов. Взрослый может присоединиться к ребенку, внимание которого поглощено этими мелочами, помогая ему группировать, пересыпать, выкладывать ряды по цвету или форме предметов.

Любое присоединение взрослого к аутостимуляции ребенка должно сопровождаться эмоционально-смысловым комментарием. Более того, взрослый не всегда может (и не всегда должен) включаться в игру аутичного ребенка на уровне конкретных действий; его задача, прежде всего, - постоянно комментировать ситуацию, придавая ей положительную эмоциональную окраску и определенный игровой смысл.

Например, если ребенок «застыл» у окна, мы комментируем то, что он видит: как идет снег, какие там машины, как деревья качаются под ветром, как спешат прохожие, потому что холодно и т. п. Если начинает выстраивать ряды из игрушечных машин или кубиков, мы помогаем ему, приговаривая: «Вот, держи, еще один кубик. Какой длинный поезд получается! Много-много вагонов!»

Спектр игровой деятельности с такими детьми разнообразный. Мы применяем игры с природным материалом, мягкое модульное игровое оборудование. Специалисты присоединяются к такой игровой деятельности параллельно, используя «метод активного слушания» и технологию «процессуальной игры». У детей с РАС очень обострены тактильные ощущения, они иначе воспринимают звуки окружающего мира, задача состоит в том, чтобы дать ребенку как можно больше информации с помощью подручных материалов. Если это книга, то отдайте предпочтение той, которая имеет текстильные или меховые вставки. Тогда ребенок будет не просто слушать рассказ, а ощущать его всем своим существом, проникаясь содержанием полностью. Если это кубики, то они должны быть тканевыми, музыкальными, с шуршащим или звенящим наполнением внутри.

Мы не заставляем ребенка играть, если ему этого не хочется. Дети с РАС очень чувствительны к малейшему давлению, и настойчивость может вызвать истерику и взрыв вовсе не положительных эмоций. И еще, прежде чем предложить ребенку игру, внимательно оцените его настроение, ведь, возможно, именно сейчас ему хочется побегать и попрыгать, а не сидеть за настольными играми. Так как дети воспринимают все через ощущения, то самое время превращать обычную игру в полезную. Вот примеры некоторых игр :

- Игры с крупами;

Расположитесь в удобном месте, подготовьте разные виды круп (рис, горох, фасоль, гречку) и начинайте игру. Пусть ребенок сначала просто посмотрит, потрогает, запустит в миску пальцы и руки целиком. Будьте готовы к тому, что вся крупа может полететь на пол, и вот когда это начнет происходить, комментируйте: «Упали рис и гречка — пошел дождик». Повторите это несколько раз, пусть ребенок насладится звуком, пропустит его через себя и ощутит; «Посыпалась фасоль с горохом — надо же, а вот и град. Какой он сильный, не правда ли?» .

- Игры с водой;

Позвольте ребенку плескаться водой, разбрызгивать ее, топать по образовавшимся лужам и прислушиваться к звукам.

- Игры с камнями;

Разрешите ребенку трогать камни, перекладывать их в различные емкости. Ощущать прикосновение камней: камни холодные, большие, гладкие и т. д.

К сожалению, не все родители верят в коррекционно-обучающую форму игровой деятельности. Родители, воспитывающие ребенка с особыми потребностями, должны научиться воспринимать игру, как жизненную необходимость для своего ребенка, сколько биологических лет ему бы не было. Ведь это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения. Специалисты обучают родителей обыгрывать любую текущую ситуацию. А действия взрослых при этом должны быть выразительными, мягкими и естественными возможностями ребенка.

Список Литературы

Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. : Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. -М. : Книголюб, 2004.

Ерина О. Н. Консультация по коррекционной педагогике на тему :

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

«Игры для детей с СДВГ». Авторы статьи Г. В. Болотовский, Л. С. Чутко, Ю. Д. Кропотов

Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми ; Санкт-Петербург, «Речь», 2003

Лютова, Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -М. : Генезис, 2000г.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Мастер-класс «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми. Создание Сказочной Страны» Мастер-класс: «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми: Создание Сказочной Страны». воспитатель Хавшабо Е. И.

Метод «Мандала» в работе с детьми ДОУМетод «Мандала» в работе с детьми ДОУ Мандала (Mandala) –в переводе с санскрита означает «круг, круглый, круговой, диск, колесо, кольцо, сфера, шар, орбита, страна, территория,.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Нейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольникамиНейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольниками Мы уделяем большое внимание физическому здоровью детей, но при этом без внимания остается его психологическое здоровье (психика, эмоции).

Эссе «Метод проектов в практике работы воспитателя»Эссе «Метод проектов в практике работы воспитателя» Метод проектов в детском саду имеет глубокие и прочные корни. Ещё первые советские педагоги уделяли ему большое внимание. Можно с уверенностью.

Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностямиЗначение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими задержку речевого развития, - одна из главных задач, стоящих перед логопедами,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как метод коррекционной деятельности в работе воспитателя с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 24 августа 2020 в 18:53
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД