Получи документы

Художественная литература как средство экологического воспитания

Зульфия Алукаева
Художественная литература как средство экологического воспитания

«Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни». Это высказывание В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражает огромное значение единения человека, в частности ребёнка с природой.

Публикация «Художественная литература как средство экологического воспитания» размещена в разделах

Удивительный мир природы встречает детей морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет останавливаться, прислушиваться, присматриваться, задумываться…Знакомство и общение с природой будит любознательность ребёнка, помогает понять многие явления.

Наблюдательность – это драгоценное свойство человека, благодаря которому он способен ориентироваться в окружающем мире, воспринимать богатые краски мира природы, правильно строить свои отношения с людьми. Она как бы впитывает в себя пытливость, внимание. Наблюдательный человек больше увидит, а значит, больше познает.

На прогулках дети под нашим руководством наблюдают за сезонными изменениями в жизни растений и животных. В процессе наблюдений мы закрепляем представления детей. Дети должны хорошо усвоить зависимость сезонных изменений от солнечного света и тепла.

Мы развиваем у детей умение обобщать накопленные представления о природе и помогаем сформировать понятия о различных явлениях природы, воспитываем любовь к природе, способность воспринимать красивое вокруг себя, знакомим детей с охраной природы.

Основным способом ознакомления детей с природой является непосредственное наблюдение за изменениями в неживой и живой природе. Для активации мышления я предлагаю самим детям ответить на поставленные мною вопросы, сравнить, сопоставить, сделать выводы.

Чтобы закрепить впечатления во время наблюдений в природе, я использую художественное слово, народные пословицы, приметы, загадки, сказки. Например, началась весна, мы с детьми заучиваем наизусть стихотворение: У Весны три сына тоже:

МАРТ, АПРЕЛЬ и МАЙ.

С ними в тёплый день погожий

Солнышко встречай.

В марте заучиваем стихотворение о марте месяце:

МАРТ.

Солнечной улыбкой март

Объявил весенний старт,

Тает вокруг, темнеет,

Дни становятся длиннее,

И под музыку капели

Птицы радостно запели.

Начинается апрель, заучиваем стихотворение об апреле месяце, например:

АПРЕЛЬ.

Солнцем согретый АПРЕЛЬ к нам приходит,

Птицы домой возвратиться спешат,

Сонный медведь из берлоги выходит,

Луг примеряет цветной наряд.

Звонкие песни запели ручьи,

А по тропинкам бегут муравьи.

МАЙ.

После марта и апреля

Наступает месяц МАЙ.

Птицы радостно запели,

Возвратившись в милый край.

Зацвели, зазеленели

Все деревья и кусты.

Снова пчёлы полетели

За нектаром на цветы.

Заучиваем пословицы и поговорки о весне:

Матушка весна – всем красна.

День с ночью равняется – весна приближается.

Птицы весну принесли.

Затем дети рассказывают о том, как понимают эти пословицы и поговорки.

Также знакомлю детей с пословицами и поговорками о каждом месяце весны.

Обсуждаем вместе с детьми старинные названия месяцев.

Читаем и обсуждаем сказки о весне «Медведь и солнце», «Весенняя песня».

Детям очень нравится, когда я им читаю сказки о временах года. Эти сказки в увлекательной форме, помогают понять ребёнку законы природы, осознать значение природы как многогранной универсальной ценности, понять красоту, индивидуальную самоценность и неповторимость живых организмов, понять взаимосвязь между живым и неживым в природе.

Ведь события сказок основаны на реальных фактах, на реальной жизни природы. Эта жизнь не таинственна, она повторяется, её может увидеть каждый, если захочет. Герои – растения, животные взяты нарочно самые обыкновенные.

Эти истории – сказки можно рассматривать как сказки – игры. В самом деле, как просто выйдя с ребятами на прогулку, найти героя только что прочитанной истории! Да и зачем искать? Он тут как тут, словно ждёт – у забора, у дороги, на лужайке, на цветке. И вот он уже не просто лопух, а Лопух, не просто цветок василёк, а Василёк, он разговаривает, совершает какие – то поступки, вступает в различные взаимодействия с другими обитателями природы.

Весна заканчивается, мы с детьми повторяем признаки весны, пословицы, поговорки, читаем наизусть все заученные стихи, обсуждаем прочитанные сказки и делаем вывод: весна – это время года, когда всё просыпается, пробуждается, начинает расти и цвести. У весны тоже три месяца – март, апрель, май. То же самое делаем при изучении других времён года.

Целенаправленное и систематическое использование произведений в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Художественная литература таит в себе неисчерпаемые возможности для побуждения познавательной активности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать её и в экологическом воспитании детей.

Публикации по теме:

Сценарий собрания-игры с родителями «Войди в природу другом» Тематическое родительское собрание - игра «Войди в природу другом». Цель: создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального.

Викторина для воспитателей «В природе все взаимосвязано»Викторина для воспитателей «В природе все взаимосвязано» «В природе все взаимосвязано» Ведущий: Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев и песнь кузнечика, журчание весеннего ручейка.

Библиотека изображений:

Публикация Художественная литература как средство экологического воспитания (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Зульфия Алукаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Художественная литература как средство экологического воспитания
Опубликовано: 29 апреля 2014 в 20:29
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД