Получи документы

Характеристика детей раннего возраста

Другова Анастасия Владмировна
Характеристика детей раннего возраста

Ранний возраст (1-3 лет)

Предметная деятельность.

Ребенок начинает ходить, появляются первые слова, развиваются действия с предметами, расширяется круг доступных предметов, появляется ориентировка в пространстве. Это приводит к возникновению новой потребности – познать окружающий мир через действия с предметами.

Манипулируя с предметом, ребенок самостоятельно не может открыть способ употребления предметов, способ использования их не является очевидным, не лежит на поверхности. Общение теперь выступает как деловое сотрудничество по поводу действий с предметами. В ходе такого сотрудничества ребенок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в своих действиях, и, главное, – новые способы действия с предметами. Новой социальной ситуации развития и возникшим потребностям в познании предметов окружающего мира соответствует и новый ведущий вид деятельности – предметно-манипулятивная, в которой ребенок удовлетворяет свои потребности и осваивает общественно-выработанные способы действия с предметами.

Публикация «Характеристика детей раннего возраста» размещена в разделах

Особенно значимыми для психического развития считаются соотносящиеся и орудийные действия:

• соотносящиеся действия – это действие с двумя или несколькими предметами, в которых необходимо соотносить свойства разных объектов: их форму, размер, местоположение и пр. ;

• орудийные действия – это действия с предметами в соответствии с общественной функцией и общественно выработанным способом использования.

Начинает выделять взрослого как носителя образцов действия.

На основе предметной деятельности складываются другие виды деятельности – игровая и продуктивная (рисование, конструирование, лепка, достигающие развернутых форм в дошкольном детстве.

Особенности игры и ее отличие от более поздних видов игровой деятельности заключаются в следующем:

• однообразие и разрозненность игровых действий;

• содержание игровых действий – подражание (ребенок воспроизводит с помощью различных игрушек то, что уже делал вместе со взрослым);

• материалом для игры служат только реалистичные игрушки, отображающие реальные предметы;

• слабая эмоциональная включенность – ребенок часто отвлекается, бросает начатое дело.

На третьем году жизни игра претерпевает значительные изменения, которые заключаются в следующем:

усиливается эмоциональная вовлеченность ребенка в игру: увеличивается длительность игры. Ребенок ярче и чаще проявляет различные эмоции, значительно нарастает самостоятельность игровых действий;

• увеличивается число игровых действий и их вариативность.

Рисование в раннем возрасте проходит несколько стадий. Первая – стадия каракулей – это графические следы, которые оставляет палец, карандаши, фломастер на поверхности листа бумаги. Первые хаотические каракули ребенок начинает делать в возрасте около года. Его интересует сам процесс рисования, а не изображение.

Вторая стадия наступает примерно через полгода. В это время у ребенка появляется способность устанавливать зрительный контроль за совершением своих движений, он зрительно познает то, что делает его рука.

Третья стадия характеризуется следующим интеллектуальным открытием – оказывается, что у листа бумаги, на котором он «малюет», есть края.

Познавательная сфера:

- восприятие. Ребенок не способен последовательно и систематически рассматривать предмет. Чаще всего он выхватывает какой-либо один признак и опознает предмет по нему. От внешних ориентировочных действий ребенок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов, когда свойство одного предмета превращается в образец, мерку для измерения свойств других предметов.

В 2–2,5 года для ребенка становится возможным целенаправленный выбор предмета по образцу – сначала по форме, величине, потом по цвету.

Развитие речи:

• продолжает совершенствоваться понимание речи взрослых. Сначала ребенок понимает слова-указания, затем слова-названия, позднее понимает инструкцию и, наконец, понимает текст, рассказы. Речь начинает выступать в роли основного средства познания;

• активный словарь ребенка 11–12 месяцев включает обычно от 4–5 до 30–40 слов; после года он увеличивается примерно до 100 слов, большинство из которых употребляются изредка. После полутора лет ребенок делает первое речевое открытие – каждый предмет имеет свое название.

в конце первого года жизни характерна автономная речь, состоящая из аморфных слов-корней. Позднее дети ограничиваются предложениями, состоящими из одного слова, не изменяющегося по родам и падежам.

Примерно после полутора лет приходит двухсловная «телеграфная речь», состоящая из необходимых ключевых слов. Предложения из 2–3 слов ребенок конструирует без изменения формы слов.

• третий год жизни ребенка характеризуется возрастанием речевой активности : возрастает интерес к речи взрослого (прислушивается не только к речи, обращенной к нему, расширяется круг речевого общения ребенка.

• развитие речи в данном возрасте неразрывно связано с развитием мышления ребенка.

- мышление: ребенок раннего возраста познает окружающий мир в основном руками (в процессе «делания», т. е. наглядно-действенным способом.

При усвоении предметных действий в предметах выделяются наиболее существенные и общие признаки, что приводит к формированию обобщений. Можно выделить три ступени в развитии обобщения у детей в возрасте от 1 года до 2,5 лет. Для первой ступени характерны ранние наглядные обобщения, при которых предметы группируются по наиболее ярким, выделяющимся признакам (чаще всего цвет и размер). На второй ступени предметы группируются по существенным и несущественным признакам. На третьей ступени начинают формироваться общие понятия. Овладение практической деятельностью и приобщение к речи приводит к формирова-нию элементов наглядно-образного мышления. В раннем возрасте этот вид мышления только зарождается и распространяется на весьма ограниченный круг задач.

Овладение практической деятельностью и приобщение к речи приводит к формированию элементов наглядно-образного мышления. В раннем возрасте этот вид мышления только зарождается и распространяется на весьма ограниченный круг задач.

- память и внимание ребенка в основном носят непроизвольный характер, вплетены в другую деятельность. Сознательный контроль за выполнением отсутствует. Многое зависит от привлекательности предмета и действия с ним. Поэтому ребенок плохо переключает свое внимание, легко отвлекается.

Развитие личности

На протяжении всего раннего возраста поведение ребенка является ситуативным, зависящим от того, что происходит «здесь и теперь». При этом каждая вещь заряжена для ребенка притягивающей силой и провоцирует его на действие. Он не задумывается о том, какие последствия будет иметь совершенное им действие. Эмоции в этом возрасте имеют бурный, но нестойкий характер, что проявляется в ярких, хотя кратковременных аффектах. Ребенка легко испугать, рассердить, но с той же легкостью можно и заинтересовать, вызвать у него удовольствие, радость.

Возникает потребность в самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых и без них. Происходит становление особой формы детского самосознания, внешне проявляющееся в знаменитой формуле «Я сам».

Отделение себя от взрослого приводит к тому, что ребенок начинает по-другому видеть себя и воспринимать взрослого.

Для ребенка становятся значимыми как сами достижения, так и признания со стороны взрослого. Одобрение и похвала взрослого рождают у ребенка чувство гордости за собственные достижения. Гордость за достижения проявляется следующим образом:

• дети не просто манипулируют предметами, а настойчиво ищут нужный способ решения задачи, не отступают от задуманного в случае неудачи;

• достигнув желаемого, дети стремятся продемонстрировать свой результат взрослому – иначе он теряет свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение вызывает переживания;

• наблюдается обостренное чувство собственного достоинства, выражающееся в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию их достижений, эмоциональных вспышках по пустякам, бахвальстве и преувеличении собственных успехов.

В результате появляется способность к элементарной самооценке и связанное с ней стремление «быть хорошим». Появление этого стремления приводит к существенному усложнению внутренней жизни ребенка: с одной стороны, он хочет действовать самостоятельно, согласно собственным желаниям, а с другой – соответствовать требованиям значимых взрослых.

Краткая характеристика кризиса 3-х лет :

• негативизм – ребенок отказывается выполнять определенные требования взрослых. При негативизме ребенок не делает что-то только потому, что его об этом попросили.

• строптивость – протест против порядков в доме. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична;

• своеволие – стремится к самостоятельности в намерениях, замыслах, отказывается от помощи взрослых;

• обесценивание взрослых – проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.

Обследование детей раннего возраста.

Обследование уровня развития детей осуществляется по следующим сферам:

1. Познавательная деятельность (включает когнитивное развитие и развитие речи).

2. Крупная моторика

3. Мелкая моторика (под этим термином подразумевается ручная моторика).

4. Социально-эмоциональная сфера.

5. Самообслуживание (еда, одевание, туалет).

В ходе обследования отмечаются:

1. Уровень развития по следующим сферам:

a) речевое развитие; б) когнитивное развитие; в) мелкая моторика;

r) крупная моторика, д) самообслуживание, e) социализация.

2. Особенности психических процессов, таких как

a) контакт (вхождение ребенка в контакт со взрослым сразу или по истечении определенного времени). Как правило, это не должно занимать более 15-20 минут для детей с 1 года до 1 года 10 месяцев; 5-10 минут для детей с 1 года 10 месяцев до 3 лет, 5 минут для детей после 3 лет,

б) интерес (проявление интереса к играм (игрушкам, исследование окружающих предметов).

в) аффективный компонент продуктивности (отсутствие либо проявление ребенком каких-либо эмоций в процессе игры и по ее окончании, какие эмоции у ребенка преобладают, положительные, отрицательные, адекватность проявления эмоций и степень их выраженности: низкая, средняя, высокая)

с) активность (интенсивность психической и двигательной деятельности, которая проявляется в процессе игры, и уровень активности: низкий, средний, высокий) :

д) внимание:

- устойчивость - способность ребенка сосредоточиваться на чем-либо (в данном случае, на игрушке или игровой деятельности). В возрасте с 1 года до 1 года 10 месяцев дети могут сосредоточивать внимание на одном виде деятельности (игрушке) от 2 до 5 минут, с 1 года 10 месяцев до 3 лет до 10-15 минут, с 3 лет до 15-20 минут.

- переключаемость - способность ребенка переходить от од деятельности к другой по требованию;

- объем и поле внимания - способность действовать двумя и более предметами в игре, выполнять одно- и двухступенчатые инструкции, для детей старше 3 лет.

e) характер игровой деятельности:

• манипулирование с предметами (адекватность использования предметов) :

• конструктивные игры;

• игры с воображаемыми предметами;

• сюжетные игры;

сюжетно-ролевые игры.

Публикации по теме:

Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста)Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста) С самого рождения дети начинают познавать мир – сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, а затем начинается.

Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возрастаХарактеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия,.

Характеристика организации здоровьесберегающей деятельности в ДОХарактеристика организации здоровьесберегающей деятельности в ДО Работа в ДО по сохранению и укреплению здоровья детей связана не только с деятельностью воспитателей, но и всех специалистов: педагога-психолога,.

Характеристика на воспитанника ДОУ (младший возраст) Число, месяц, год рождения: Адрес регистрации ребенка: Адрес проживания ребенка: Забелинский Артем поступил в МДОУ на основании путевки.

Конспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» во второй группе раннего возрастаКонспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» во второй группе раннего возраста Конспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» Вторая группа раннего возраста Интеграция образовательных областей. Цель: Создание.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Характеристика детей раннего возраста
Опубликовано: 7 февраля 2024 в 20:56
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Характеристика детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Другова Анастасия Владмировна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД