Лучший педагог года

Группа кратковременного пребывания детей раннего возраста в дошкольном учреждении

Гайворонская Виктория
Группа кратковременного пребывания детей раннего возраста в дошкольном учреждении

С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования, в современном обществе отмечается повышение требований к физическому и личностному развитию детей, в связи с этим, по всей стране РФ активно развивается сеть групп кратковременного пребывания (ГКП, в которых дети получают соответствующее своему возрасту развитие и параллельно этому нормативно регулируются различные модели консультативной помощи родителей в воспитании их детей[5].

Публикация «Группа кратковременного пребывания детей раннего возраста в дошкольном учреждении» размещена в разделах

Ранний возраст выступает одним из главных значимых этапов жизни человека, когда формируются фундаментальные задатки, обусловливающие дальнейшее его развитие. В этот период воспитываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, жизненная активность и многое другое [1].

Одной из мер, обеспечивающих более успешное развитие ребенка, является доступность в воспитании детей раннего возраста. Этот возраст признан особо важным периодом в развитии ребенка и исключительно зависим от социальных условий его жизни.

На базе нашего детского сада «Колокольчик» работает группа кратковременного пребывания для детей раннего возраста, еще не посещающих дошкольное учреждение.

Эти группы предназначены для :

детей, родители которых бы хотели начать адаптацию ребенка к саду и коллективу;

детей, чьи родители не хотели бы отдавать ребенка в сад на полный день;

родителей, которые хотят научиться общаться и играть со своими детьми и развивать их способности.

Адаптация (от лат. «приспособляю») – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом.

В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (Н. Д. Ватутина, Н. И. Добрейцер, А. И. Жукова, Р. В. Тонкова-Ямпольская и др.).

Для того чтобы адаптация прошла более успешно, необходимо создать условия для согласованности действий родителей и воспитателей по сближению подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду, т. е. осуществить комплексный подход к решению проблемы адаптации детей в группе раннего возраста [3].

Основной целью работы группы кратковременного пребывания является :

Содействие всестороннему развитию детей, их ранней социализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения.

Плавный переход от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в дошкольном учреждении.

Всестороннее развитие детей, их ранняя социализация, позволяющая обеспечить успешную адаптацию к условиям детского сада.

Содействие семье в физическом, психическом и личностном развитии ребенка раннего возраста.

Педагогическое просвещение родителей (опекунов). Взаимодействие с родителями с целью развития у них педагогической компетентности по отношению к собственным детям, по созданию необходимых условий для воспитания и полноценного развития ребенка, реализации заложенного в нем индивидуального потенциала, активного вхождения в окружающий мир взрослых и сверстников.

Подготовка детей к поступлению в детский сад на полный день

Основными задачами в содержании образовательной работы с детьми раннего возраста в ГКП являются :

Социализация раннего возраста в обществе сверстников;

Формирование средств общения со взрослыми и детьми;

Ориентировка на личностное развитие детей;

Развитие навыков в ведущих видах деятельности с учетом возможностей и интересов детей, интересов их родителей.

В соответствии с этими задачами определяется основное содержание педагогического процесса в группе кратковременного пребывания, которое заключается в обеспечении социальной адаптации ребенка, расширении его адаптационных возможностей, приобщении к миру человеческих ценностей, развитии основных сфер – эмоциональной, действенной и интеллектуальной в процессе занятий по образовательной программе[2].

Основой работы ГКП, в детском саду «Колокольчик», является разработанная программа, комплексно - тематическое планирование игровых сеансов. Образовательный процесс строится на соответствующих возрасту формах работы с детьми, основной и ведущей является игра.

Игра – более эффективного метода в педагогике пока не придумано, особенно это касается самых маленьких. Поэтому все мероприятия, которые проводятся в ГКП проходят в игровой форме. Основная задача игр– формирование эмоционального контакта с ребенком, доверия детей к воспитателю[6].

Было отмечено, что если ребенок много двигается, он быстро и легче привыкает к новой обстановке. Малыши охотнее идут в группу, мгновенно перестают плакать, если суметь переключить их внимание на активную двигательную деятельность, поэтому в образовательном маршруте, помимо образовательных занятий, запланированы: физкультурные и музыкальные занятия, развлечения, игровая деятельность[4].

Содержание образовательного процесса в группах кратковременного пребывания детей раннего возраста, определяется образовательной программой «От рождения до школы», которая полностью соответствует ФГОС РФ и включает в себя педагогические технологии обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка.

Образовательный маршрут, включает такие направления развития, как сенсорное, физическое, речевое, психоэмоциональное, развитие мелкой моторики; организуется развитие посредством художественно-эстетической, музыкально-театрализованной и экологической деятельности.

Организуя образовательный процесс, педагог учитывает и то, что в группу кратковременного пребывания, в течение всего учебного года, поступают новые дети. Поэтому занятия планируются таким образом, чтобы вновь пришедший ребенок мог безболезненно в них включиться[5].

Предметно-развивающая среда ГКП строится в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования утверждённые приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. Организуя предметно-развивающую среду, конечно же, нельзя забывать о том, что деятельный, инициативный ребенок может быть только там, где он чувствует себя в теплом уютном доме, открытом для него, его друзей, воспитателей и родителей.

При организации среды учитываются:

возрастные особенности развития детей;

уровень сформированности ведущей и типичных видов деятельности;

индивидуальные особенности, склонности и предпочтения ребенка;

динамичность среды, предполагающей смену деятельности детьми в соответствии с их запросами;

использование вариативных методов и приемов обучения в динамичной среде.

Созданная таким образом предметно-развивающая среда в ДОУ - целесообразна, создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей. Основой комфортного пребывания ребенка в ДОУ является созданный в нем психологический климат. Взаимоотношения воспитанников и педагогов строятся на основе общечеловеческих ценностей равноправного партнерства, уважения к достоинству маленького человека. Позиция взрослых – исходить из интересов ребенка, политика общения – сотрудничество[4].

Работа группы кратковременного пребывания в детском саду «Колокольчик» всегда начинается с утреннего круга, в котором воспитатель и дети приветствуют друг друга доброжелательной улыбкой. Сразу за утренним кругом проводится утренняя зарядка под веселую ритмичную музыку для детей. Зарядка помогает малышам взбодриться.

Поднять настроение детям, заставить их улыбнуться, можно при помощи нехитрых игр, таких как, например: «Дай руку», «Хлопаем в ладоши», «Ку-ку»,

«Лови мячик», «Иди ко мне», «Солнечный зайчик», «Прячем Мишку» и множества других, они просты, но помогают малышам легче адаптироваться к условиям детского сада, а также создают положительный эмоциональный климат в группе, снимают напряжение, развивают чувство ритма и координацию движений у детей. Ежедневно можно использовать по одной игре - мыльные пузыри, солнечные зайчики или воздушные шары - веселят и радуют малышей. Такие игры, как правило, проводят перед занятиями. Перед проведением занятий у малышей, очень важно хорошее настроение и доброжелательный настрой.

Образовательные занятия в группе кратковременного пребывания проводятся строго по расписанию, установленному согласно образовательной программе. Они включают в себя: развитие речи, ознакомление с окружающим, музыка, физическая культура, а также лепка и рисование.

Множество дидактических материалов, игр и пособий помогают делать занятия с малышами интересными и познавательными. Среди них - развивающий альбом «Первые звуки для малышей», он изготовлен из фото бумаги, что позволяет картинкам быть яркими и насыщенными, каждая страница альбома, а также вспомогательные карточки, которые крепятся в альбоме при помощи надежных липучек, ламинированы - это делает его долговечным. Этот дидактический материал помогает детям раннего возраста увеличить и закрепить пассивный словарь, учит произносить различные звуки, тренирует память, позволяет увеличить количество слов в активном словаре ребенка.

При помощи воспитателя дети рассматривают карточки с картинками в альбоме и повторяют звук, который соответствует изображению (например, изображена кошка, звук - мяу-мяу; собачка - звук гав-гав и т. д.). Чтобы было интереснее занятие - воспитатель показывает какие у кошки коготки, лапки, ушки, как кошка умеет выгибать спинку. Показывая малышам картинку и произнося соотносящие звуки, которые соответствуют данному изображению, у ребенка происходит «сцепка» картинки и звука, что в дальнейшем помогает развивать и увеличивать ассоциацию и произношение.

Кроме развивающих занятий, в группе кратковременного пребывания, предусмотрено время для самостоятельных игр. Самое любимое занятие у малышей - игра в конструктор «Лего», крупные разноцветные детали которого всегда привлекают детей и они с удовольствием строят самые разные «постройки» по своему усмотрению. Лего-конструктор развивает детское мышление, конструктивные способности, фантазию.

Пирамидки, матрешки, кубики, логические кубы, сортеры, лабиринты, мозаики - все эти игрушки выполняют роль не только завлечения игрой детей на длительное время, но и его развития. Сенсорное развитие ребенка особенно актуально в раннем возрасте, оно в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове.

Мозаика с крупными разноцветными фишками, притягивает к себе внимание малышей. Вначале им только интересно вставлять, а затем вытаскивать яркие детали из ячеек, но, вскоре, ребенок учится работать по картинке. Мозаика - это оптимальная игра для развития мелкой моторики пальчиков рук малышей, параллельно дети учат и запоминают цвета.

Часто, для разнообразия досуга малышей, используются игры с прищепками, которые можно сделать самостоятельно как воспитателем, так и родителями ребенка, достаточно вырезать из картона силуэт животного или любой другой и купить разноцветные прищепки, не особенно тугие, чтобы ребенок мог их разжать и прикрепить к запланированному месту. Такие, казалось бы, обычные бытовые предметы, как прищепки, можно превратить в очень полезную игру, развивающую силу пальчиков. Нам-то кажется, ничего особенного прицепить прищепку, а для ребенка - целая наука и одолеть ее у него получится далеко не сразу.

Ценность всех этих игр, которые активно используются в нашей группе в том, что с их помощью дети раннего возраста знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой качеством. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребенку.

Кроме работы с малышами, для группы кратковременного пребывания, работа с родителями — одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в МБДОУ «Колокольчик». Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества, потому что круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями[7].

Имея сравнительно небольшой опыт организации группы кратковременного пребывания детей раннего возраста в детском саду «Колокольчик», с уверенностью можно сказать, что совместная подготовка к посещению детского сада – залог успешной адаптации. Кроме того, появляется возможность оказать раннюю психолого-педагогическую помощь детям, находящимся в зоне риска по неблагополучию в нервно-психическом развитии, повысить психолого-педагогическую культуру современных родителей.

Те дети, которые посещают кратковременную группу, при поступлении в детский сад на полный день, не только не боятся педагогов и специалистов МБДОУ «Колокольчик», но испытывают к ним теплые доверительные чувства, поскольку эти взрослые были в их жизни на протяжении всего времени пребывания в адаптационной группе.

Исходя из вышесказанного, преимущества пребывания ребенка в ГКП очевидны:

- развитие у ребенка самостоятельности, навыков самообслуживания;

- система занятий с детьми, направленных на физическое развитие, развитие речи, интеллекта, общего кругозора, художественных и музыкальных способностей;

- разнообразие игровой деятельности, наглядного материала, примеров для подражания в процессе игровых действий, отношений; постоянное руководство со стороны взрослого;

- формирование умения общаться со сверстниками, жить в коллективе (уступать, помогать, делиться, взаимодействовать с позиции сотрудничества);

- получение навыка самостоятельности в налаживании различного рода контактов, получение опыта взаимодействия с другими людьми, детьми без непосредственного участия мамы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверина И. Е. Группы кратковременного пребывания : Организация и содержание работы. – М. : Айрис, 2004 – 176с.

2. Бахаровская М. Н. Руководителю ДОУ: Адаптационная группа кратковременного пребывания Организация и содержание работы. - Изд-во: Учитель, 2012 – 80с.

3. Бабунова Т. М. (редакция) Группа кратковременного пребывания : Для детей раннего возраста. – М. : Сфера, 2010 – 112с.

4. Белая К. Ю. Методические рекомендации к организации работы по группам кратковременного пребывания детей в ДОУ Приглашает детский сад — М. : Линка-Пресс, 2002. — С. 76.

5. Данилина Г. А., Зедгенидзе В. Я. Нормативно- правовое обеспечение и порядок организации групп кратковременного пребывания в ДОУ. - Изд-во:АРКТИ – 248с.

6. Микляева Н. В. Группы кратковременного пребывания Педагогическое сопровождение. – М. : ТЦ – Сфера, 2009 – 96с.

7. Морозова Е. А. Группа кратковременного пребывания : мой первый опыт сотрудничества с родителями//Дошкольное образование – 2002 №11 – с. 10

Публикации по теме:

Центр пожарной безопасности в дошкольном учреждении (средняя группа)Центр пожарной безопасности в дошкольном учреждении (средняя группа) Говорить о пожаре и его последствиях с маленькими детьми — это нормально. Малышам и дошкольникам, у которых появляется все больше свободы,.

Фотоотчёт «Наши занятия в группе кратковременного пребывания»Фотоотчёт «Наши занятия в группе кратковременного пребывания» На базе нашего дошкольного учреждения уже несколько лет работает группа кратковременного пребывания "Малышок"для детей с полутора до двух.

Группа кратковременного пребывания «Малышок».Группа кратковременного пребывания «Малышок». Добрый вечер,уважаемые коллеги и друзья! Хочу рассказать о группе кратковременного пребывания которая функционирует в нашем ДОО. Группа.

Опыт работы «Группа кратковременного пребывания»Опыт работы «Группа кратковременного пребывания» . На базе нашего дошкольного учреждения уже несколько лет работает группа кратковременного пребывания «Малышок» для детей с года до полутора.

Интегрированное занятие на тему «Осень» для группы кратковременного пребывания для детей 1,5–2 летИнтегрированное занятие на тему «Осень» для группы кратковременного пребывания для детей 1,5–2 лет Развивающие интегрированные занятия для группы раннего развития детей 1,5-2 года Тема «Осень» Цели и задачи: 1. Адаптация и социализация.

Из опыта работы группы кратковременного пребыванияИз опыта работы группы кратковременного пребывания Проблема с которой сталкиваются и родители и педагоги при поступлении ребёнка в детский сад, является адаптации малыша к новой среде.

Опыт работы «Группа кратковременного пребывания»Опыт работы «Группа кратковременного пребывания» Одна из проблем, с которой сталкиваются и родители, и педагоги при поступлении ребёнка раннего младшего возраста в детский садик, является.

Опыт работы «Группа кратковременного пребывания»: структура занятия, тематическое планированиеОпыт работы «Группа кратковременного пребывания»: структура занятия, тематическое планирование Структура занятия в группе кратковременного пребывания «Солнышко» 1. Приветствие. Игры – приветствия: «Колокольчик», «Местечко», «С колокольчиком.

Программа адаптационной группы кратковременного пребывания «Кроха» Пояснительная записка 3 1. Целевой раздел 3 Новизна Программы 4 Актуальность программы 4 Практическая значимость 4 Особенность программы.

Стенгазета ЗОЖ «Расти малыш здоровым» (группа кратковременного пребывания)Стенгазета ЗОЖ «Расти малыш здоровым» (группа кратковременного пребывания) Здоровый образ жизни это активная деятельность людей, направленная на улучшение и сохранение здоровья. Формирование здорового образа.

Библиотека изображений:

Публикация Группа кратковременного пребывания детей раннего возраста в дошкольном учреждении (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Гайворонская Виктория на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Группа кратковременного пребывания детей раннего возраста в дошкольном учреждении
Опубликовано: 29 января 2023 в 15:34
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД