Папки-передвижки

Графические упражнения как средство развития мелкой моторики у обучающихся с ОВЗ

Иванова Алина Алексеевна
Графические упражнения как средство развития мелкой моторики у обучающихся с ОВЗ

Графические упражнения, графомоторные навыки - один из способов развития мелкой моторики и умственного развития в целом. Зачем ребенка с умеренной умственной отсталостью учить писать? Ответов на этот вопрос несколько.

Рассмотрим основные, которые отвечают на поставленный вопрос на нескольких уровнях:

• биологическом

• психологическом

• социальном.

Публикация «Графические упражнения как средство развития мелкой моторики у обучающихся с ОВЗ» размещена в разделах

Биологический уровень подразумевает коррекцию недостатков биологической основы интеллектуального развития. Письмо будет активизировать работу биологической основы интеллектуального развития ребенка – коры больших полушарий.

Психологический уровень подразумевает активизацию и коррекцию общего развития ребенка. При письме в работу включаются различные стороны развития ребенка, при этом происходит развитие двигательных и познавательных способностей, а именно:

1. Двигательной области коры головного.

2. Речевой области коры головного мозга

3. Мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.

4. Координации крупных движений и умение владеть своим телом, совершенствование двигательных умений и навыков.

5. Ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве.

6. Формирование навыков учебной деятельности

Социальный уровень подразумевает социальную реабилитацию детей с умеренной умственной отсталостью. Владение письмом (на любом уровне) – это чисто человеческое умение, которое востребовано и реализуется только в социуме. Для ребенка с выраженным нарушением интеллекта очень важно быть «похожим на всех» (все ребята умеют писать, родители умеют писать, братья-сестры умеют писать). Поэтому обучение такого ребенка письму – это часть его социальной реабилитации, один из способов продемонстрировать свою социальную позицию. Поэтому обучать ребенка с умеренной умственной отсталостью письму и формировать у него графомоторный навык нужно обязательно!

Графические навыки включают : умение красиво и ненапряженно (т. е. легко) рисовать вращательными и колебательными, отрывными и плавными, а также ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (изображения предметов, нитевидные, ломаные, спиралевидные, широкие, узкие линии); умение легко удерживать карандаш или ручку, соблюдая необходимый угол наклона; сохранение устойчивой правильной позы при письме или рисовании.

Формирование графических навыков у учеников с нарушением интеллекта осуществляется со специфическими трудностями, обусловленными интеллектуальными нарушениями и отклонениями психического и физического развития. Низкий уровень познавательной активности, замедленность процесса переработки сенсорной информации, несовершенство межанализаторной интеграции и ориентировочной деятельности, а также слабость самоконтроля затрудняют овладение графическими навыками детей с интеллектуальными нарушениями У таких детей отмечаются значительные нарушения моторики пальцев рук Поэтому родители, включаясь в работу по обучению ребенка письму, должны быть готовы к тому, что графомоторный навык будет формироваться медленно и с большими трудностями, не все дети с умеренной умственной отсталостью овладеют графомоторным навыком написания всех букв

Работа по формированию графомоторных навыков у детей с умеренной степенью умственной отсталости проводится по следующим этапам:

I. Диагностический этап. Цель: выявление начального уровня сформированности графомоторных навыков. Для достижения данной цели используются следующие задания:

• Проведение линий по прямым дорожкам.

• Проведение линий по волнистым дорожкам.

• Обведение по контуру.

• Обведение по точкам.

• Раскрашивание.

• Штриховка.

• Письмо элементов букв.

II. Коррекционная работа по формированию графомоторных навыков.

Цель: формирование графомоторных навыков. Для достижения данной цели широко используются задания и упражнения по развитию мелкой моторики, пространственного восприятия.

1. Специальные упражнения для развития мелких мышц кисти рук (пальчиковая гимнастика). Здесь проводится массаж и самомассаж кистей, ладоней, пальцев рук с использованием вспомогательных предметов (массажные шарики с шипами, прищепки, грецкие орехи и др., работа с песком, манной крупой (рисование, письмо на манной крупе, перебирание гречки, пальчиковый бассейн и т. д., игры (лото, пазлы, мозаика и др., лепка (работа с пластилином – прищипывание, размазывание, скатывание колбасок). В качестве пальчиковой гимнастики могут быть использованы как классические упражнения («ребро – ладонь – кулак», «коза», «пальчики здороваются», «моем руки» и др., так и упражнения в стихотворной форме, импровизации взрослого.

2. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость. С этой целью для рисования выбираются такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб. Здесь можно взять задание и на дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов, обводка лекал, заштриховка и раскрашивание контурных изображений, картинок в альбомах для раскрашивания. Предусматривается постепенный переход к работе по заданной схеме действия, например: «Нарисуй волны, большие и маленькие, три большие волны и три маленькие». Затем усложняется работа по дорисовыванию орнаментов и лабиринтов. Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям, рисуя орнаменты по клеточкам. При этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур. Задания со штриховкой выполняются на нелинованной бумаге. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Обведение любых вкладышей из серии «рамки и вкладыши Монтессори» полезно для развития руки, не менее полезно их заштриховывать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штрихование получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного, до темного. Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребенку нужны образцы. Предлагая детям различные упражнения, важно помнить, что необходимо соблюдать гигиенические правила письма, чтобы дети не были перегружены, выполняли задания с удовольствием. Наиболее сложными для детей являются задания в прописях и штриховки. После такой работы обязательно проводится пальчиковая гимнастика и самомассаж пальцев рук. Соблюдая такие правила письма, дети легче преодолевают трудности, которые возникают с технической стороны. Обведение по трафарету, контуру, соединение по точкам различных геометрических фигур относительно крупных форм. Данные упражнения не только развивают мелкую моторику, но и пространственную ориентацию. Необходимое условие – использование крупных форм. Это подготовит учеников к работе с более мелкими деталями.

3. Рисование в пределах строки бордюров, состоящих из прямых, наклонных, ломаных линий. Научить ребенка «видеть» строку в тетради – важный этап формирования графомоторных навыков. Рисование различных бордюров послужит в этом хорошим решением.

4. Рисование предметов, по форме напоминающих буквы. Различные «капельки», «петельки», «жики» и т. д. не только подготовят руку к письму, но и покажутся детям увлекательным самостоятельным упражнением.

5. Письмо элементов букв. Если у ребенка имеются значительные нарушения в функционировании какого-либо анализатора, то нужно оказывать ему особую помощь. Так, в случае сложного нарушения зрительно-пространственной ориентировки рекомендуется ставить на строчке ориентиры в виде особых значков, обводить в тетрадях детей линии цветным карандашом, упражнять их в вычерчивании бордюров по контурам

В результате систематической и целенаправленной работы у детей повысится уровень речевого развития, кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность

Литература:

1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текст] : учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А. К. Аксенова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 316 с.

2. Безруких,М. М. Как писать буквы [Текст] / М. М. Безруких, Т. Е. Хохлова. – М., 1993. – 48 с. 8. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии [Текст] / Н. А. Берштейн. –М. : Физкультура и спорт, 1991. – 288 с.

3. Мельникова, С. С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки [Текст] / С. С. Мельникова // Начальная школа. – 1994. – № 8. 21. Метиева, Л. А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений [Текст] / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. – М. : Книголюб, 2008.

Публикации по теме:

Салфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики рукСалфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики рук «Салфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики рук». «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках.

Бисероплетение как средство развития мелкой моторикиБисероплетение как средство развития мелкой моторики Сроки реализации, продолжительность проекта Продолжительность с сентября 2019 по март 2020 года. Долгосрочный. Тип проекта Творческий Участники.

Консультация для педагогов «Изонить как средство развития мелкой моторики»Консультация для педагогов «Изонить как средство развития мелкой моторики» Каждый ребенок любит и по - своему умеет рисовать. Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу, мелом, углем и многими другими.

Консультация для родителей «Пластилинография как средство развития мелкой моторики» Проблема развития мелкой моторики рук дошкольников является одной из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Развитие тонкой моторики.

Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста» Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста. Игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует.

Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 летТестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 лет Лепка – один из видов продуктивной деятельности, значение которой очень высоко, так как она влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие.

Упражнения для развития мелкой моторики рук с помощью карандашаУпражнения для развития мелкой моторики рук с помощью карандаша Можно с детьми проводить несложные упражнения для развития мелкой моторики рук, а также для развития кисти, координации движений руки, ловкости.

Упражнения и игры для развития мелкой моторики детей Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных.

Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения.Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Автор - Серова Ольга Дмитриевна, соавтор - Дьяконова Елена Сергеевна. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения.

Занимательные игровые упражнения с предметами для развития мелкой моторики у детейЗанимательные игровые упражнения с предметами для развития мелкой моторики у детей Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем.

Библиотека изображений:

Публикация Графические упражнения как средство развития мелкой моторики у обучающихся с ОВЗ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Иванова Алина Алексеевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Графические упражнения как средство развития мелкой моторики у обучающихся с ОВЗ
Опубликовано: 17 января 2023 в 09:55
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД