Получи документы

ГМО. Использование малых фольклорных жанров в период адаптации детей раннего возраста

Рахмеева Лиана
ГМО. Использование малых фольклорных жанров в период адаптации детей раннего возраста

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. В период раннего детства фольклор приобретает особую значимость, помогает найти контакт с малышами.

Целый ряд исследователей в области педагогики Н. В. Асафьев, А. В. Запорожец, М. М. Бахтина, В. Е. Гусева, А. С. Каргина и т. д. отмечают, что приобщение к народным произведениям обогащает чувства детей, формирует отношение к окружающему миру.

Слайд 1

Публикация «ГМО, Использование малых фольклорных жанров в период адаптации детей раннего возраста» размещена в разделах

В своей работе с детьми раннего возраста большое внимание уделяю ознакомлению детей с малыми формами фольклора - потешкам, пестушкам, закличкам, приговоркам, колыбельным-песенкам. Они дают детям уроки на всю жизнь: уроки физической и нравственной чистоплотности (потешка «Водичка, водичка…»).

Малые формы фольклора формируют у ребёнка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувству родного языка. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.

Слайд 2

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение, а использование малых фольклорных форм в период адаптации, помогает воспитателю и родителям создавать радостное восприятие нового образа жизни в ДОУ для малыша. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит: развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе.

Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми.

Слайд 3

Свою работу я начала с того, что собрала и систематизировала русские народные потёкши, песенки, пастушки по использованию в разных режимных моментах. Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь малышей становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно - координацию и ловкость.

Слайд 4

Поскольку самым интересным и важным моментом для ребенка является

встреча с воспитателем, стараюсь приветливо встретить его, тепло улыбнуться, приобнять, здороваюсь с ним, используя фольклор :

Доброе утро, зайка мой.

Доброе утро, Тимошенька дорогой.

Я Тимошеньку люблю,

Ему песенку спою

Такие добрые слова говорю всем детям, приходящим в детский сад. Начиная свой день с потешки, ребенок узнаёт знакомые ему слова, это сопровождается положительными эмоциями: - он охотно вступает в диалог, постепенно, день за днём все больше начинает доверять воспитателю, что делает адаптацию безболезненной. Малыш чувствует защищённость и уверенность в том, что в детском саду его любят и ждут.

Слайд 5

Во время расставания с мамой я переключаю внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка, сопровождая её движениями, чтением потешки:

Петушок, петушок

Золотой гребешок….

Или

Киска, киска, киска брысь

На дорожку не садись….

Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его

имя, такие произведения малых форм дети быстро запоминают:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Салават хороший,

Салават пригожий.

Слайд 6

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: причесыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

При умывании:

Водичка, водичка умой моё личико….

При расчесывании:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти косонька до пят,

Все волосоньки в ряд…

Для укладывания спать:

Маленькие заиньки

Захотели баиньки,

Захотели баиньки,

Потому что заиньки

Так в игровой форме малыш приучится к обязательным элементам режима и гигиены.

Слайд 7

Во время адаптации есть дети, которые отказываются от участия в общих играх, уединяются. Я решаю этот вопрос с помощью игровых занятий, в которые ввожу хорошо известные детям потешки. Они вызывают у ребенка желание двигаться, включиться в совместное игровое упражнение:

Скачет зайка маленький,

Около заваленки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай- ка

Слайд 8

На этапе адаптации использую пальчиковые игры, в основу которых положено содержание потешек, пестушек. Они способствуют снятию напряжения, стабилизации эмоционального состояния. Потешки, сопровождающие игру пальчиков, забавляют детей, вызывают у них радость. С помощью пальчиковых игр у ребенка не только развивается мелкая моторика, но и речь.

Слайд 9

Процесс одевания на прогулку будет интересным и забавным, если приговаривать:

«Раз, два, три, четыре, пять,

Собираемся гулять!

Будем быстро одеваться,

Не зевать и не толкаться,

Будем дружно мы играть

И друг другу уступать!»

Слайд 10

Еда покажется вкуснее и аппетитней, если будете сопровождать её потешкой с «вкусным» содержанием.

Час обеда подошёл,

Сели деточки за стол.

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

Слайд 11

В адаптационный период особую роль играет создание предметно- развивающей среды, которая представляет собой центры развития в свободной, самостоятельной деятельности. Во всех образовательных центрах подобраны игрушки, отражающие сюжеты русского народного фольклора. Так, в центре познавательно – речевого развития дети могут рассмотреть картинки, иллюстрации, поиграть игрушками, отражающими персонажей этих произведений. В центре физического развития находятся игрушки – движители, лошадки – качалки, расписанные в стиле дымковской и городецкой игрушки, мячи с изображениями героев русских народных сказок и др. Все это помогает повысить интерес детей и закрепить представления об определенных правилах и нормах поведения детей.

Слайд 12

В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому, я веду работу с родителями по этой теме; в беседах, в папках - передвижках объясняю им ценность русского фольклора для воспитания детей. Так как ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. И это прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность.

Слайд 13

Таким образом, использование воспитателем малых форм русского фольклора в повседневной жизни детей, положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, поступившего в ДОУ. Это тонкая ниточка, соединяющая ребенка и его семью на эмоциональном уровне, не должна

порваться с поступлением малыша в ДОУ, а наоборот стать крепче. Детские песенки, пестушки, потешки повышают эмоциональный настрой ребенка, побуждая к совместным действиям со взрослым, установлению доверительных отношений, а постепенное вовлечение ребенка в новую среду, правильно организованные систематические и планомерные воздействия предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивают непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности. Большое количество фольклорных жанров позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. Не пренебрегайте простыми стишками, сказками, загадками, песенками – в скрытой и игровой форме они учат маленького человека жизни.

Слайд 14

Спасибо за внимание

Публикации по теме:

Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде. «Вода в решете» Пословицы, поговоркиСборник малых фольклорных жанров Карелии о воде. «Вода в решете» Пословицы, поговорки Пословицы, поговорки- это краткие устойчивые образные народные изречения, в которых выражается многовековой опыт народа. Каждая из них.

Игры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возрастаИгры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию, как можно организовать игры с водой в летний период в детском саду во время адаптации малышей.

Использование малых фольклорных жанров при проведении НОД по ФЭМП с дошкольниками. Загадки, скороговорки, считалкиИспользование малых фольклорных жанров при проведении НОД по ФЭМП с дошкольниками. Загадки, скороговорки, считалки Малые фольклорные жанры можно широко использовать в работе с дошкольниками разных возрастных групп,как приём,который побуждает их к приобретению.

Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста. Сценарий развлечения «Веснянка» в первой младшей группе МКДОУ д/с.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Онлайн методическое обьединение «Использование развивающего и дидактического пособия в период адаптации детей»Онлайн методическое обьединение «Использование развивающего и дидактического пособия в период адаптации детей» Онлайн методическое обьединение " Использование развивающего и дидактического пособия в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ".

Рекомендации для родителей в период адаптации детей раннего возраста. - Помните, от того, как родители разбудят своего ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. - Собирая ребёнка в детский.

Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете. Загадки»Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете. Загадки» ЗАГАДКИЭтот вид устной поэзии любят и дети, и взрослые. Существовали различные способы наказания для тех, кто не мог отгадать несколько.

Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете». Заклички и заговорыСборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете». Заклички и заговоры Люди верили в волшебную силу слова, верили, что произнесённые слова-заклинания может повлиять на силу природы. Как вы думаете, что значит.

Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУИспользование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №10 "КРОХА" Статья на тему: «Использование фольклора в период адаптации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ГМО. Использование малых фольклорных жанров в период адаптации детей раннего возраста
Опубликовано: 19 октября 2020 в 12:43
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД