Папки-передвижки

Функции музыкального руководителя в детском саду (7 фото)

людмила жукова
Функции музыкального руководителя в детском саду

ФУНКЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ДЕТСКОМ САДУ.

Функции музыкального руководителя в детском саду
Работа музыкального руководителя МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ДЕТСКОМ САДУ Функции музыкального руководителя и воспитателя могут быть рассмотрены в опоре на общепедагогические функции Педагог ученый А Щербаков называет восемь функций информационную развивающую мобилизационную ориентационную конструктивную организаторскую коммуникативную исследовательскую разделяя их на две группы Первые четыре функции педагогические остальные общетрудовые относятся к любым видам квалифицированного труда Выполняя педагогические функции учитель передает ученикам знания развивает их способности мобилизует внимание формирует систему ценностных ориентации

Функции музыкального руководителя и воспитателя могут быть рассмотрены в опоре на общепедагогические функции. Педагог, ученый А. И. Щербаков называет восемь функций : информационную, развивающую, мобилизационную, ориентационную, конструктивную, организаторскую, коммуникативную, исследовательскую, разделяя их на две группы. Первые четыре функции педагогические, остальные общетрудовые (относятся к любым видам квалифицированного труда). Выполняя педагогические функции, учитель передает ученикам знания, развивает их способности, мобилизует внимание, формирует систему ценностных ориентации.

Публикация «Функции музыкального руководителя в детском саду» размещена в разделах

Общетрудовые функции направлены на создание материальных и дидактических условий для творческого решения педагогических задач.

Успех учебно-воспитательной деятельности педагога зависит, как подчеркивает А. И Щербаков, от его готовности выполнять свои функции и от умения устанавливать внутренние связи между ними, определять содержание своих действий и метода их реализации.

Чтобы успешно выполнять информационную функцию, педагог должен иметь глубокие знания своего предмета, уметь преподнести их детям, обладать культурой речи.

В деятельности музыкального руководителя содержание этой функции специфично. Музыкальную информацию педагог передает, прежде всего, исполняя музыкальные произведения. Слушатель воспринимает музыку, созданную композитором, только через исполнителя. Поэтому исполнение музыкальных произведений для детей — основное умение педагога — должно быть профессиональным, ярким. Грамзапись не всегда способна полностью заменить живое звучание инструмента.

Восприятие музыки углубляется при осознании ее эмоционально-образного содержания. Поэтому доступное детям пояснение содержания музыкального произведения также важнейшее умение, необходимое музыкальному руководителю.

Эти творческие умения предполагают высокий уровень исполнительской и общей музыкальной культуры.

Для накопления дошкольниками полноценных музыкальных впечатлений большое значение имеет качество репертуара, умение педагога отобрать высокохудожественные произведения народной и классической музыки.

Музыкальный руководитель должен также знать методические приемы, эффективные для определенной возрастной группы детей, уметь творчески их применять.

Информационные функции музыкального руководителя и воспитателя, не имеющего специального музыкального образования, неодинаковы, хотя некоторое сходство имеется.

Музыкальный руководитель (при участии воспитателя) проводит музыкальные занятия, праздники, развлечения. Воспитатель общается с детьми в быту — руководит самостоятельной деятельностью, организует игры, слушание музыки, готовит инсценировки и т. д. Большую часть своей работы по музыкальному воспитанию детей он осуществляет под руководством музыкального руководителя или при его непосредственном участии.

Для того чтобы руководить самостоятельной деятельностью детей — обучать их игре на детских музыкальных инструментах, свободному музицированию в пении, музыкально-ритмическим движениям, воспитатель должен сам владеть исполнительскими навыками и умениями (играть на музыкальных детских инструментах, петь, красиво двигаться, знать методику музыкального воспитания, уметь применять разнообразные методические приемы для развития у детей исполнительских умений.

Таким образом, для успешного выполнения информационной функции музыкальный руководитель и воспитатель должны обладать определенными качествами личности, знаниями и умениями (см. табл. 4). Как видно из приведенной таблицы, в деятельности музыкального руководителя и воспитателя они во многом совпадают.

Конечно, знания и умения музыкального руководителя, имеющего специальное музыкальное образование, и воспитателя отличаются по качественному уровню. Многие знания и умения воспитатель приобретает с помощью музыкального руководителя.

Развивающая функция. Педагог любого профиля, обучая детей, должен развивать их способности, учить, самостоятельно мыслить, стимулировать творческие проявления.

В деятельности музыкального руководителя эта функция предполагает обогащение детей музыкальными впечатлениями, развитие их музыкальных способностей, творчества. Для ее выполнения необходимо знать диагностику музыкальных способностей детей, проблемные методы обучения, уметь применять их с учетом возраста детей, индивидуальных качеств личности.

Создание проблемных ситуаций, побуждающих детей к активному проявлению (сравнивать, обобщать, придумывать варианты, стимулирует их творческую самостоятельную деятельность. Исполняя произведения с различной степенью контрастности, педагог предлагает ребятам сравнить их, высказать свое отношение, «порассуждать» о музыке. Музыкальный руководитель должен владеть творческими умениями в различных видах музыкальной деятельности (показать несколько вариантов танцевальных движений, песенных импровизаций, сочинить попевки на музыкальных инструментах).

Для развития у дошкольников музыкальности важно использовать высокохудожественный репертуар в профессиональном исполнении, уметь ярким образным словом углубить впечатления детей. Педагог должен поощрять и развивать самостоятельные и творческие проявления детей в высказываниях о музыке. Одновременно он расширяет представления ребят о чувствах человека, выраженных в произведении и существующих в реальной жизни, совершенствует образную речь детей, что способствует взаимосвязи их эстетического, нравственного, умственного развития.

Музыкальный руководитель должен уметь применять индивидуально-дифференцированный подход к своим воспитанникам, разные способы педагогического воздействия, учитывая индивидуальные качества детей, их склонности, способности. Ориентировка педагога на некий средний уровень губительно сказывается на одаренных детях, а недостаточное внимание к отстающим может навсегда закрыть перед ними дверь в мир музыки. Музыкальный руководитель должен постоянно диагностировать музыкальное развитие дошкольников и обучать каждого ребенка, исходя из его возможностей. Для этого применяются различные по степени сложности задания на занятиях фронтальных, по подгруппам, а также индивидуальных.

Выполнению развивающей функции мешает любое однообразие, в том числе и постоянная, неизменяемая структура музыкального занятия. Музыкальный руководитель должен творчески относиться к построению музыкальных занятий, заранее продумывая различные варианты, а также перестраивать структуру занятия на ходу в зависимости от самочувствия детей, проявления или угасания интереса, предусматривать смену нагрузок и т. д.

Музыкальное развитие детей будет успешным, если музыкальный руководитель применяет различные виды музыкальных занятий (доминантные, тематические, комплексные). Доминантные занятия позволяют ликвидировать отставание детей в формировании какой-либо способности, исполнительских умений, стимулируют творчество. Тематические занятия сосредоточивают внимание дошкольников на наиболее важных для их музыкального развития темах. Использование необычного сюжета делает такие занятия занимательными, поддерживает интерес ребят к музыке, их творческие проявления.

Музыкальный руководитель должен уметь применять все формы организации музыкальной деятельности детей : разнообразные досуги (в том числе тематические концерты, беседы-концерты, развлечения, праздничные утренники.

Реальное участие воспитателя в музыкальном развитии детей определяется уровнем его музыкальной культуры, музыкальными способностями.

Воспитатель помогает музыкальному руководителю подготовить и провести различные виды занятий. Особенно важна его роль на комплексных занятиях. Только воспитатель может подсказать, на какие знания и умения детей в изобразительной деятельности, художественном слове следует опереться.

Возможности воспитателя не ограничиваются слушанием музыки в быту, организацией самостоятельной деятельности детей. Он может использовать музыку на других занятиях, особенно по изобразительной деятельности и художественному слову.

Музыкальный руководитель должен быть сам увлечен музыкой, которую он исполняет, о которой рассказывает. Педагог должен знать разнообразный репертуар, уметь отбирать яркие фрагменты музыкальных произведений, доступные детям по содержанию и продолжительности, находить интересные для сравнения музыкальные пьесы (или их фрагменты, создавая проблемную ситуацию уже при восприятии музыки. Важно, чтобы музыкальный руководитель умел выразительно, ярко исполнять произведения, образно пояснять их, использовать игровые методические приемы, творческие задания, разнообразные увлекательные формы организации музыкальной деятельности — варианты построения занятий и разные их виды, досуги, развлечения. Педагог должен уметь гибко переключать внимание детей (смена музыкальной деятельности, применение игрового приема, увлекательные сведения о музыке и т. д., учитывая их реакции. Важно владеть индивидуально-дифференцированным подходом, учитывать качества личности, уровень развития способностей, интересы детей. Для этого на музыкальных занятиях следует предлагать задания различной степени трудности, проводить индивидуальные занятия и занятия по подгруппам.

Для выполнения мобилизационной функции музыкальному руководителю необходимы такие качества личности, как артистизм, изобретательность, находчивость, способность к творчеству.

Еще одна функция педагогической деятельности — ориентационная. Она предполагает формирование устойчивой системы ценностных ориентации личности. Ориентация человека на определенные ценности может возникнуть только в результате их предварительного признания (положительной оценки — рациональной иди эмоциональной).

Одна из главных задач в деятельности музыкального руководителя — сформировать у детей отношение к музыкальному искусству как к культурной ценности (духовной и интеллектуальной, заинтересовать их музыкой, разбудить и развить эстетические чувства, ощущение и понимание красоты музыки.

Музыкальный руководитель должен обладать высокой культурой, эрудицией, уметь передать воспитанникам свою увлеченность музыкой, сформировать в них начала музыкального вкуса и музыкальной культуры. Дети под руководством педагога накапливают разнообразные музыкальные впечатления, воспитываются на высокохудожественных образцах музыкального искусства, воспринимают «интонационный словарь» разных эпох и стилей, слушают музыку в профессиональном исполнении (на фортепиано или в грамзаписи).

Яркий эмоциональный отклик на музыку рождает у детей положительное отношение к ней, что является непременным условием для формирования ценностных ориентации личности. Большое значение имеет форма преподнесения материала — тон речи, артистизм музыкального руководителя. Важен индивидуальный подход — внимание к склонностям и предпочтениям детей. Педагог должен помнить, что дошкольникам необходима новизна впечатлений, и уметь применять вариативную структуру занятий, разные формы организации музыкальной деятельности. Формируя способности к восприятию эмоционально-образного содержания музыки и ее элементарной оценке (эмоциональной и рациональной) на высокохудожественных произведениях мировой музыкальной классики и народной музыки, педагог закладывает в детях основы музыкального вкуса, музыкальной культуры.

Рассмотрим общетрудовые функции применительно к деятельности музыкального руководителя и воспитателя — конструктивную, организаторскую, коммуникативную и исследовательскую.

В конструктивной функции педагога выделяются три компонента (Н. В. Кузьмина) : конструктивно-содержательный (отбор и композиция учебно-воспитательного материала, конструктивно-оперативный (планирование структуры собственных действий и действий детей) и конструктивно-материальный (планирование учебно-материальной базы для проведения работы).

Конструктивно-содержательный компонент предполагает знание разнообразного музыкального репертуара, умение его отбирать и выстраивать с учетом поставленных задач, применяемых методов, приемов, форм организации музыкальной деятельности детей, а также умение планировать содержание музыкальных занятий, досугов, развлечений, праздников — увлекательное, оригинальное — с учетом индивидуального подхода к детям, развивающего эффекта обучения.

Конструктивно-оперативный компонент — это умение привлекать различные способы реализации поставленных задач, применять вариативные методы, приемы, формы организации музыкальной деятельности детей.

Конструктивно-материальный компонент подразумевает умелое использование наглядности, ТСО, оформления, атрибутики при проведении занятий, развлечений, праздников.

В календарном плане отражается конкретно, на каком материале (репертуар) и как (вид занятия, методические приемы, варианты заданий с учетом индивидуальных особенностей детей) предполагается решить основные задачи музыкального воспитания.

Коммуникативная функция подразумевает умение общаться, устанавливать доброжелательные отношения с детьми, коллективом педагогов, родителями. Большое значение имеют личностные качества музыкального руководителя (воспитателя) : любовь к детям, терпение, справедливость, доброжелательность, уравновешенность, а также глубокие профессиональные знания, способность творчески применять их в работе. Для осуществления этой функции важно владеть коммуникативными умениями — находить подход к каждому воспитаннику, учитывая его склонности, интересы, уровень развития музыкальных способностей; оказывать внимание каждому ребенку; быть доброжелательным, заботливым; сохранять чувство юмора; уметь переключать внимание детей, когда возникают конфликтные ситуации.

Исследовательская функция предполагает творческое отношение музыкального руководителя и воспитателя к своей работе, стремление к самосовершенствованию, постоянное пополнение профессиональных знаний и умений. Музыкальный руководитель должен следить за специальной литературой, изучать ее, знакомиться с передовым педагогическим опытом, внедряя в практику новейшие методы и приемы обучения, вести собственный творческий поиск новаторских форм и методов работы с детьми для повышения своей профессиональной квалификации музыкальный руководитель должен регулярно посещать методические объединения в городе, районе, курсы повышения квалификации, проблемные семинары, кружки, педагогические чтения и т. д. с помощью заведующего детским садом он занимается повышением квалификации воспитателей в области музыкального воспитания, способствует повышению уровня их музыкальной культуры.

Конечно, знания и умения музыкального руководителя, имеющего специальное музыкальное образование, и воспитателя отличаются по качественному уровню. Воспитатель должен постоянно повышать свою музыкальную культуру — слушать музыку, совершенствовать исполнительские умения, быть в курсе новинок методической литературы. Многие знания и умения воспитатель приобретает с помощью музыкального руководителя.

Развивающая функция. Педагог любого профиля, обучая детей, должен развивать их способности, учить, самостоятельно мыслить, стимулировать творческие проявления.

В деятельности музыкального руководителя эта функция предполагает обогащение детей музыкальными впечатлениями, развитие их музыкальных способностей, творчества. Для ее выполнения необходимо знать диагностику музыкальных способностей детей, проблемные методы обучения, уметь применять их с учетом возраста детей, индивидуальных качеств личности.

Создание проблемных ситуаций, побуждающих детей к активному проявлению (сравнивать, обобщать, придумывать варианты, стимулирует их творческую самостоятельную деятельность. Исполняя произведения с различной степенью контрастности, педагог предлагает ребятам сравнить их, высказать свое отношение, «порассуждать» о музыке. Музыкальный руководитель должен владеть творческими умениями в различных видах музыкальной деятельности (показать несколько вариантов танцевальных движений, песенных импровизаций, сочинить попевки на музыкальных инструментах).

Музыкальный руководитель должен уметь применять все формы организации музыкальной деятельности детей : разнообразные досуги (в том числе тематические концерты, беседы-концерты, развлечения, праздничные утренники.

Мобилизационная функция педагога предполагает умение воздействовать на эмоционально-волевую сферу личности ребенка наиболее рациональным путем. Мобилизовать внимание можно и с помощью строгих указаний, но обучение будет носить развивающий характер только тогда, когда педагог заинтересует детей, увлечет их.

Музыкальный руководитель должен быть сам увлечен музыкой, которую он исполняет, о которой рассказывает. Педагог должен знать разнообразный репертуар, уметь отбирать яркие фрагменты музыкальных произведений, доступные детям по содержанию и продолжительности, находить интересные для сравнения музыкальные пьесы (или их фрагменты, создавая проблемную ситуацию уже при восприятии музыки. Важно, чтобы музыкальный руководитель умел выразительно, ярко исполнять произведения, образно пояснять их, использовать игровые методические приемы, творческие задания, разнообразные увлекательные формы организации музыкальной деятельности — варианты построения занятий и разные их виды, досуги, развлечения.

Еще одна функция педагогической деятельности — ориентационная. Она предполагает формирование устойчивой системы ценностных ориентации личности. Ориентация человека на определенные ценности может возникнуть только в результате их предварительного признания (положительной оценки — рациональной иди эмоциональной).

Одна из главных задач в деятельности музыкального руководителя — сформировать у детей отношение к музыкальному искусству как к культурной ценности (духовной и интеллектуальной, заинтересовать их музыкой, разбудить и развить эстетические чувства, ощущение и понимание красоты музыки.

Дети под руководством педагога накапливают разнообразные музыкальные впечатления, воспитываются на высокохудожественных образцах музыкального искусства, воспринимают «интонационный словарь» разных эпох и стилей, слушают музыку в профессиональном исполнении (на фортепиано или в грамзаписи).

Рассмотрим общетрудовые функции применительно к деятельности музыкального руководителя и воспитателя — конструктивную, организаторскую, коммуникативную и исследовательскую.

В конструктивной функции педагога выделяются три компонента (Н. В. Кузьмина) : конструктивно-содержательный (отбор и композиция учебно-воспитательного материала, конструктивно-оперативный (планирование структуры собственных действий и действий детей) и конструктивно-материальный (планирование учебно-материальной базы для проведения работы).

Конструктивно-содержательный компонент предполагает знание разнообразного музыкального репертуара, умение его отбирать и выстраивать с учетом поставленных задач, применяемых методов, приемов, форм организации музыкальной деятельности детей, а также умение планировать содержание музыкальных занятий, досугов, развлечений, праздников — увлекательное, оригинальное — с учетом индивидуального подхода к детям, развивающего эффекта обучения.

Конструктивно-оперативный компонент — это умение привлекать различные способы реализации поставленных задач, применять вариативные методы, приемы, формы организации музыкальной деятельности детей.

Конструктивно-материальный компонент подразумевает умелое использование наглядности, ТСО, оформления, атрибутики при проведении занятий, развлечений, праздников.

Важно не ориентироваться на абстрактного среднего ребенка, а учитывать возможности каждого, уделяя внимание и одаренным, и отстающим детям. Как мы помним, индивидуальный подход требует нескольких вариантов заданий разной степени трудности.

На основании полученных результатов (что достигнуто, что не удалось) планируются индивидуальная работа, занятия по подгруппам, работа с родителями, воспитателями.

Календарный план должен быть кратким, четким: задачи, вид занятия, его структура (предусматриваются возможные варианты в зависимости от самочувствия детей, репертуар, методические приемы, варианты заданий с учетом особенностей детей.

Для выполнения организаторской функции музыкальный руководитель и воспитатель должны знать теорию и методику музыкального воспитания на современном уровне их развития, внедрять новые достижения науки и практики в педагогический процесс, продумывать различные формы включения музыки в деятельность дошкольников, учитывая их индивидуальные проявления, склонности. Музыкальный руководитель проводит индивидуальные и коллективные консультации для воспитателей по отбору репертуара, использованию эффективных методов и приемов работы с детьми, ведет кружковую работу, участвует в педсоветах, организовывает открытые занятия для воспитателей по изучению лучшего опыта работы и т. д., а также работает с родителями — проводит собрания, индивидуальные консультации, беседы.

Для выполнения этой функции музыкальный руководитель и воспитатель должны быть организованными, инициативными, ответственными, способными к творческому поиску.

Коммуникативная функция подразумевает умение общаться, устанавливать доброжелательные отношения с детьми, коллективом педагогов, родителями. Большое значение имеют личностные качества музыкального руководителя (воспитателя) : любовь к детям, терпение, справедливость, доброжелательность, уравновешенность, а также глубокие профессиональные знания, способность творчески применять их в работе. Для осуществления этой функции важно владеть коммуникативными умениями — находить подход к каждому воспитаннику, учитывая его склонности, интересы, уровень развития музыкальных способностей; оказывать внимание каждому ребенку; быть доброжелательным, заботливым; сохранять чувство юмора; уметь переключать внимание детей, когда возникают конфликтные ситуации.

Исследовательская функция предполагает творческое отношение музыкального руководителя и воспитателя к своей работе, стремление к самосовершенствованию, постоянное пополнение профессиональных знаний и умений. Музыкальный руководитель должен следить за специальной литературой, изучать ее, знакомиться с передовым педагогическим опытом, внедряя в практику новейшие методы и приемы обучения, вести собственный творческий поиск новаторских форм и методов работы с детьми для повышения своей профессиональной квалификации музыкальный руководитель должен регулярно посещать методические объединения в городе, районе, курсы повышения квалификации, проблемные семинары, кружки, педагогические чтения и т. д. с помощью заведующего детским садом он занимается повышением квалификации воспитателей в области музыкального воспитания, способствует повышению уровня их музыкальной культуры.

Таким образом, выполнение общетрудовых функций требует от музыкального руководителя и воспитателя знаний, умении, качеств личности, традиционных для педагогической деятельности.

Публикации по теме:

Видео и консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие музыкального руководителя и руководителя по физической культуре» Музыкальному руководителю крайне важно взаимодействие с физ. руком, так как выразительность и музыкальность движений опирается на общее физическое.

Консультация музыкального руководителя «Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ» «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации.

Новогоднее оформление музыкального зала в детском садуНовогоднее оформление музыкального зала в детском саду Приветствую вас, друзья! Эта ЗИМНЯЯ КРАСОТА была создана в моем д/с "Елочка" (Уренский район, р. п. Арья). Сразу хочу оговориться, что идея.

Новогоднее оформление музыкального зала в детском садуНовогоднее оформление музыкального зала в детском саду Здравствуйте, уважаемые коллеги! В первую очередь хочу от всей души поздравить всех с наступающим Новым годом! И пожелать Вам и Вашим семьям,.

Новогоднее оформление музыкального зала в детском саду.Новогоднее оформление музыкального зала в детском саду. Здравствуйте дорогие коллеги! Поздравляю всех с Наступившим Новым годом! Пусть этот год особым станет, Ведь символ года — верный.

Осеннее оформление музыкального зала в детском садуОсеннее оформление музыкального зала в детском саду Осеннее оформление музыкального зала в детском саду. Цель: создание праздничной атмосферы; Задачи: - выбор осенних картинок для оформления.

Осеннее оформление музыкального зала в детском садуОсеннее оформление музыкального зала в детском саду Осенняя пора. 2020 г Прошло знойное лето. Наступила золотая осень. Загляни в лес. По опушкам растут грибы. Среди пожухлой травы краснеют.

Осеннее оформление музыкального зала в детском садуОсеннее оформление музыкального зала в детском саду Музыка способна оказывать влияние на этическую сторону души, и поскольку она обладает такими свойствами, она должна быть включена в число.

Сценарий музыкального праздника ко Дню знаний в детском садуСценарий музыкального праздника ко Дню знаний в детском саду День знаний в детском саду. Предлагаю вам сценарий музыкального праздника ко Дню знаний в детском саду. Данный материал будет интересен.

Украшение музыкального зала в детском садуУкрашение музыкального зала в детском саду Время неумолимо движется вперёд,и уже пролетели новогодние праздники,которых ждали с нетерпением наши дошколята. Новый год,пожалуй,самый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Функции музыкального руководителя в детском саду
Опубликовано: 8 декабря 2021 в 20:32
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Функции музыкального руководителя в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем людмила жукова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД