Лучший педагог года

Формы работы учителя-логопеда с родителями

Мамаева Светлана
Формы работы учителя-логопеда с родителями

1 (слайд) Вопросам взаимосвязи детского сада с семьёй в последнее время уделяется всё большее внимание, так как личность ребёнка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях.

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей.

Публикация «Формы работы учителя-логопеда с родителями» размещена в разделах

2 (слайд) Какие бы значительные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, любимые люди не видят смысла этих изменений.

На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других - твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.

Работа учителя - логопеда с родителями детей определена как обязательная и является составной частью программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.

Цель работы с родителями - активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав обучение ребенка в семье более последовательным и эффективным.

3 (слайд) Успех в воспитании и обучении детей в ДОУ во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно в отношении родителей, чьи дети посещают логопедические занятия, так как родители должны уметь выполнять задания в домашних условиях.

Для этого планирую, разнообразные формы работы и вношу в годовой план.

Руководствуясь возможностями родителей, их интересами были выбраны наиболее оптимальные формы работы. Их можно разделить на 2 вида: просветительские и практические.

4 (слайд) Просветительские формы работы с родителями :

1. Оформление информационных стендов, в холле детского сада.

Цель: распространение научных коррекционно-логопедических знаний среди родителей.

В старших и подготовительных группах оформлены информационные папки – передвижки, на которых периодически меняется материал по темам:

«Нарушение речевого развития ребенка»;

«Тренируем пальчики – развиваем речь»;

• «Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики»;

«Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия»;

«Как учить звуко - буквенному анализу» и др.

5 (слайд)2. Групповые родительские собрания

Цель: знакомство родителей с коррекционно-логопедическими задачами обучения на учебный год и рече-возрастными особенностями детей.

В начале октября проводится первое организационное собрание, на котором обозначаются цели и задачи коррекционной работы, рассказывается о системе логопедических занятий (график работы, формы проведения занятий, о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие вопросы. Внимание акцентируется на важности участия родителей в логопедической работе и значимости их помощи. Рассказываю о речевых нарушениях у детей и знакомлю с программой первого периода обучения.

Основная задача на начальных этапах работы с родителями – формирование отношения родителей к коррекционной работе с их детьми.

Второе собрание обычно провожу в январе, анализирую успехи и неудачи детей.

Традиционными в конце учебного года стало чтение стихов этими детьми на выпускном вечере, на которых дети могут похвастаться своими достижениями, а также порадовать своими успехами педагогов и родителей.

6 (слайд)3. Консультация

Цель: ознакомление родителей с коррекционно-логопедическими методиками, активизация заинтересованности родителей.

Провожу такие консультации, как:

«Залог успеха - правильное выполнение артикуляционной гимнастики»;

«Развитие речи детей 6-7 лет»;

• «Влияние чтения, обсуждения и пересказа сказок на речевое здоровье ребёнка» и другие.

На консультациях и совместных занятиях родителям показываются логопедические приемы (артикуляционная, дыхательная гимнастика и др.) максимально понятные для последующего домашнего воспроизведения.

Моя работа направлена на оказание помощи и поддержки не только родителям детей, зачисленных на логопедические занятия, но и всем желающим. Любой родитель может обратиться ко мне за профессиональным советом, консультацией по вопросам развития речи детей, коррекции и профилактики речевых нарушений. Для удобства родителей 2 раза в неделю я работаю во второй половине дня. В графике работы выделено специальное время 30 минут для консультаций и бесед с родителями.

4. Следующая форма работы это анкетирование родителей по теме «Речь вашего ребенка».

Цель: получение и анализ информации об отношении родителей к речевому дефекту своего ребёнка, и о готовности родителей участвовать в логопедической работе при выполнении домашних заданий с детьми.

7 (слайд) Анкетирование позволяет выявить уровень компетенции конкретных родителей в вопросах речевого развития детей, проанализировать работу с ними, в процессе организации коррекционно-развивающей деятельности.

Анкетирование родителей по теме «Скоро в школу».

Цель: анализ родительской подготовленности к обучению детей к школе, к пониманию важности исправлений речевых дефектов на дошкольном обучении.

8 (слайд)

6. Фото выставки для родителей «Развиваемся, играем и уменья развиваем!»

Цель: показ артикуляционных умений и навыков детей, приобретенных на занятиях и демонстрации элементов занятий с видами наглядности для детей.

Фото выставки «День за днём».

Цель: вызвать положительные эмоции у родителей и заинтересовав их для беседы с детьми.

9 (слайд) 7. Индивидуальные беседы по запросу родителей.

Цель: знакомство родителей с коррекционно-логопедическим направлением работы с детьми, ответы на интересующие их вопросы.

Беседа - одна из форм индивидуальной работы, которая является взаимным разговором, словесное сообщение, обмен чувствами и мыслями. Во время беседы я делаю рекомендации родителям по интересующим их вопросам касающихся детей, коррекции их речи. Поддерживаю в трудные моменты, и развеиваю упадническое настроение, в отношении воспитания и коррекции речи детей. Беседа может проходить в присутствие ребёнка.

10 (слайд)

8. Открытые занятия для родителей (индивидуальные и групповые).

Цель: повышение педагогической грамотности родителей и знакомство с приёмами работы по коррекционно-логопедическому направлению, в области здоровьеразвития и обучения детей.

11 (слайд)

9. Утренники (праздники, развлечения).

Цель: демонстрация сформированных умений и навыков (звукопроизношения, дикции, правильного речевого дыхания) исправленной речи детей занимавшихся на логопедических занятиях и выполнявших домашние задания с родителями. Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей и детей. А подготовка к этим развлечениям будет являться – практической работой.

12 (слайд) Практические формы работы :

1. Домашние задания в логопедических тетрадях.

Цель: помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия.

Задача учителя-логопеда помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильные упражнения для домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

2. Семинары – практикумы с родителями.

Цель: знакомство родителей с работой по коррекционно-логопедическому направлению, повышение педагогической грамотности родителей в области развития и обучения детей.

Семинары – практикум «Подготовка органов артикуляции к постановке звуков». Где я знакомлю родителей с органами артикуляции, рассказываю о необходимости ежедневного выполнения артикуляционной гимнастики, даю рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях. Родители перед индивидуальными зеркалами пытаются выполнить несколько основных упражнений для языка и убеждаются, что и взрослым это нелегко. В заключении каждый родитель получает комплексы артикуляционной гимнастики, необходимые для постановки конкретных звуков, нарушенных у его ребенка. А также рекомендуются методическая литература и пособия по этому вопросу, которые они смогут приобрести.

13 (слайд)

Затем проводится семинар – практикум с участием детей, где родители могут попробовать себя в роли учителя, последовательно объяснив детям выполнение упражнения, но и выполняя совместно с ребёнком.

Следующий семинар-практикум «Как выполнять домашние задания логопеда». В данном семинаре участвуют дети, они демонстрируют родителям упражнения, которые научились выполнять.

14 (слайд)

3. Консультация-практикум

Цель: активизация педагогических умений родителей в интеллектуальном развитии ребёнка в семье, повышение уровня ответственности родителей за успешное обучение ребёнка в школе.

Провожу такие консультации, как:

«Игровые задания для домашнего общения»;

«Вкусные артикуляционные упражнения»;

«Игровая дыхательная гимнастика»;

«Учимся, играя».

К данному семинару организуется выставка методической литературы «Занимаемся логопедией дома» и пособий сделанных учителем-логопедом, на которой родители могут ознакомиться с наиболее интересными пособиями по коррекции и развитию речи, которые они с успехом могут использовать для занятий со своим ребёнком. Рекомендую (по необходимости) изготовить аналогичные для занятий в домашних условиях. Совместный труд по изготовлению игр и пособий объединяет детей и родителей, показывает детям важность и увлекательность занятий.

На консультациях родителям показываются логопедические приемы максимально понятные для последующего домашнего воспроизведения, с помощью которых дети получают необходимую информацию по звуковому составу слова и обучению грамоте, не забывая о постоянной автоматизации звуков в любом виде деятельности. На этапе автоматизации звуков особое внимание родителей следует обращать на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый речевой стереотип бывает очень трудно.

4. Образовательно-игровой тренинг для родителей «Играем - речь развиваем!»

Цель: знакомство родителей с коррекционно-логопедическими направлениями работы с детьми, с применением здоровъесберегающих технологий и нетрадиционных методик в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.

15 (слайд) Таких как:

• артикуляционная гимнастика,

• пальчиковая гимнастика,

• самомассаж рук и лица,

• гимнастика для глаз,

• Су - Джок терапия,

• цветотеропия,

• биоэнергопластика,

• дыхательная гимнастика,

• кинезиологические упражнения.

На игровых тренингах я знакомлю родителей с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей, обучаю приёмам сохранения здоровья, развитию переключаемости, снятию напряжения, стимуляции работоспособности и мышления.

16 (слайд)

5. Организация и проведение детско-родительских проектов :

«Книга в гости к нам пришла»,

«На помощь Смурфикам».

Цель: обучение родителей новым знаниям, умениям и навыкам для взаимодействия с детьми, совершенствование навыков педагогического общения со своим ребенком, вовлечение в педагогический процесс и жизнь детского сада.

6. Просмотр видео с дальнейшим практикумом родителей.

Цель: совершенствование коррекционно-логопедических знаний, умений и навыков родителей, активизация педагогических способностей родителей.

Взаимодействуя с родителями, широко использую ИКТ, это дает возможность оценить успехи и неудачи своих детей, сравнить, сделать выводы, задать вопрос.

17 (слайд)

Проводила такие просмотры - практикумы, как:

«Формирование фонематического слуха»,

• «Принципы проведения артикуляционной гимнастики. Методические рекомендации»,

• «Артикуляционная гимнастика для подготовки речевого аппарата к постановке звука Р, Рь» и другие.

18 (слайд)

7. Привлечение родителей к участию совместно с детьми в конкурсах.

Цель: активизация педагогической активности родителей, совершенствование навыков педагогического общения со своим ребенком, вовлечение в педагогический процесс.

Из всех перечисленных форм работы наиболее эффективными считаю словесные и практические, так как они дают возможность непосредственно взаимодействовать с родителями, вызывают у них больший интерес, эмоциональный отклик, желание обращаться за помощью к логопеду.

Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный «плод» - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними.

19 (слайд) Конечно, не все родители сразу идут на контакт с нами, но мы стараемся работать так, чтобы они понимали: педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству.

20 (слайд) Только так мы сможем добиться положительных результатов.

Прикреплённые файлы:

ukroi-ezha-ea-zimu_6kkme.pptx | 1988,83 Кб
 
Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопедаГодовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда ЦЕЛЬ: формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (II часть)Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (II часть) Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда Хворовой Е. В. на 2017 – 2018 учебный год. (II часть) Декабрь. Документационный.

Как легко учить стихи. Из опыта работы учителя-логопеда. У Вас все получилось, и ребёнок на занятии наконец-то произнес трудный и неподдающийся для него звук. Еще несколько занятий и можно приступать.

Перспективное планирование работы учителя-логопеда с родителями и детьми адаптационной группыПерспективное планирование работы учителя-логопеда с родителями и детьми адаптационной группы Учебно-тематический план работы учителя-логопеда Голубевой Т. В. в адаптационной группе "Цыплята" МБДОУ «Детский сад № 38 «Золотой петушок».

План работы учителя-логопеда СОШ с обучающимися начальных классов на 2018–2019 учебный год Цель работы: профилактика икоррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся начальных классов. Задачи: 1. Своевременное.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Современный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игруСовременный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игру Учитель-логопед: Рудь Н. А. “Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Библиотека изображений:

Публикация Формы работы учителя-логопеда с родителями (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Мамаева Светлана на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формы работы учителя-логопеда с родителями
Опубликовано: 18 сентября 2020 в 18:26
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД