Папки-передвижки

Формирование восприятия у детей с РАС

Авалова Наталья
Формирование восприятия у детей с РАС

Цель: организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с РАС, познакомить с методами развития восприятия у детей, оказание психологической и эмоциональной поддержки.

Задачи:

• вызвать у родителей интерес к психологическим знаниям,

• уточнить и расширить имеющиеся у родителей представления об основных психологических понятиях, используемых в педагогике,

• показать на практике применение некоторых коррекционно-развивающих методик для развития восприятия,

• формирование позитивных психологических установок, способствующих коррекции детско-родительских отношений

Публикация «Формирование восприятия у детей с РАС» размещена в разделах

• создание атмосферы доверительности, конфиденциальности и доброжелательности;

• снижение психоэмоционального напряжения

ХОД ВСТРЕЧИ

Звучит легкая музыка. Родители рассаживаются по кругу и оформляют «визитки».

Ведущий. Добрый день, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли сегодня.

Упражнение «Цвет моего настроения»

Цель: определение настроения присутствующих родителей.

Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает. Предлагаю Вам выбирать лепесток, цвет которого соответствует вашему настроению и самочувствию. Педагог-психолог комментирует значение выбранного цвета.

Карточки «Значение цвета»

Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.

Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.

Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

Серый – тревожность и негативное состояние.

Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».

Оранжевый- напористость, активность, целеустремленность, силу, цветом творческого начала и энтузиазма.

Упражнение «Я рада тебя видеть!»

Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.

Приветствие со свечой! Передавая друг другу свечу, почувствуйте тепло, которое от нее исходит. Возьмите себе немного тепла, повернитесь к соседу и глядя на него, скажите: «Я рада тебя видеть!» и назовите ласково по имени соседа, сидящего справа, который в ответ благодарит и говорит: «Спасибо!»

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

Цель: создание позитивного настроя на дальнейшую работу.

Поменяйтесь местами те, кто…

1. Любит мороженое.

2. День рождения летом.

3. Кто боится пауков.

4. У кого сегодня хорошее настроение.

5. Кто умеет кататься на велосипеде.

6. Кто любит купаться в море.

7. Кто любит Новый год.

8. Кто любит шоколад.

Консультация «Развитие восприятия у детей с РАС»

Восприятие — это познавательный процесс, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств. Все сведения об окружающем мире и о себе самом человек получает в форме зрительных, слуховых, двигательных, кожных, вкусовых, обонятельных ощущений и восприятий. Именно нарушение сенсорного восприятия окружающего мира является одной из главных особенностей развития детей с расстройствами аутистического спектра. Дети с РАС зачастую не способны дифференцировать предметы и материалы по возможностям их использования, они действуют с ними, не учитывая их свойства. Данная особенность может проявляться, например, в том, что ребенок пробует практически все на вкус или подбрасывает различные предметы без учета последствий, что может повлечь за собой возникновение различных опасных ситуаций.

Одним из методов развития восприятия является метод сенсорных игр.

Сенсорными называются игры, которые нагружают (или разгружают) каналы восприятия и дают ребенку возможность получить новые чувственные ощущения:

- зрительные (ребенок видит яркие цвета, смешивание цветов);

- слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится различать их);

- тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком);

- двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений – ходьба, бег, танцы);

- обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира – от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);

-вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).

Также развитию зрительного восприятия способствует складывание различных узоров по образцу, соединение половинок картинок и т. п. Существуют игры и на развитие слухового восприятия, к ним относятся игры, в которых детям предлагается понять, откуда звук, выделить одинаковые звуки, повторить звук, издаваемый музыкальными инструментами и т. д.

Для развития восприятия запаха используются, так называемые, ароматические мешочки, в которых могут быть различные специи, а также используются аромабаночки с эфирными маслами и баночки с секретом, в которых могут быть как приятные, так и неприятные запахи. А чтобы развивать вкусовое восприятие, детям предлагается на вкус с закрытыми глазами определить, что он только что попробовал.

Отличным вариантом сенсорной игры послужит сенсорная коробка. Сенсорная коробка универсальна тем, что игры с ней можно адаптировать под любой возраст и придумывать различные вариации игр. Сенсорная коробка — это емкость с любым наполнителем, который только позволит ваша фантазия. Она даст возможность ребенку расширить свой тактильный опыт — он сможет трогать, пересыпать, переливать, исследовать, закапывать, откапывать и просто играть.

Таким образом, игры дают возможность детям с аутизмом получить положительный чувственный опыт одновременно с развитием визуального, обонятельного, аудиального, вкусового, осязательного восприятия, а также с развитием системы координации и представления о собственном теле.

Игра «Ароматные баночки»

Цель: развивать обонятельную чувствительность, упражнять в различении запахов в окружающей среде.

В баночках из-под детского питания находятся вещества, которые имеют сильно выраженный запах (чеснок, зёрна кофе, долька лимона, кусочек бородинского хлеба, ванилин, корица, ромашка, зубная паста с ментолом). Участники игры поочерёдно берут баночку и определяют по запаху какие продукты-невидимки в них находятся.

Игра «Фигуры-близнецы»

Цель: нахождение геометрической фигуры на ощупь по зрительно-воспринимаемому образцу.

Оборудование: непрозрачный мешочек; два набора плоскостных и объемных геометрических фигур (кубики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники и т. д.).

Содержание: в непрозрачном мешочке лежит набор геометрических фигур. Участникам по очереди демонстрируется геометрическая фигура, а затем предлагается на ощупь найти в мешочке такую же фигуру.

Игра «Что за продукт?»

Цель: развивать обоняние и вкусовые ощущения.

Для игры понадобятся: различные продукты (морковь, апельсин, банан, яблоко, мармелад, хлеб).

Участникам игры завязывают глаза и дают по кусочку каждого из овощей или фруктов. Они должны по вкусу определить, какой это продукт и описать свои вкусовые ощущения.

Игра «Угадай звук»

Цель: развитие восприятия звуков, развитие слуха.

В игре используются записи различных звуков. Они предъявляются в течение 3—5 с. После предъявления звука участники пытаются отгадать его.

Игра «Собери целое из частей»

Цель: формировать целостное восприятие, развивать внимание, зрительное восприятие.

Участникам игры предлагается собрать целое из частей. Если возникают затруднения, используется образец.

Релаксация «Горная поляна»

(Музыка и пение птиц)

Инструкция

Примите удобную позу. Закройте глаза. Дышите ровно, спокойно.

Представьте, что Вы находитесь на горной поляне, с которой открывается безумно красивый вид: далекие вершины, покрытые хвоей, пологие склоны, десятки мелких горных потоков, объединяющихся у подножия в хрустально-чистое озеро. В нем, как в зеркале, отражаются голубые небеса и белоснежные облака.

Вы глубоко и с удовольствием вдыхаете легкий прозрачный горный воздух. Он наполняет легкие и проникает в каждую клеточку Вашего тела. Чувствуете, как легкость и чистота наполняют Вас. Ощущаете запах молодой свежей травы. Трогаете ее руками – сочную, ярко-зеленую.

А вот мимо пролетела яркая лесная пташка и села на ветку растущего рядом куста с неизвестными ягодами. Это ее мир, ее дом. Как и Ваш. Здесь чувствуете себя уверенно и безопасно. Вы спокойны, уравновешены, а Ваши мысли ясные и четкие. Вы знаете, что должны делать, куда должны двигаться дальше.

Глубоко вдохните и откройте глаза.

Свободная беседа

Спасибо всем за проделанную работу. Мы прощаемся с Вами до следующей встречи.

Публикации по теме:

Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрениемИгры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ, в наших группах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, являются дидактические.

Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возрастаХарактеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия,.

Картотека игр на развитие восприятия для детей дошкольного возраста Восприятие - это целостное отражение внешнего материального предмета. Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого.

Обобщенный педагогический опыт работы «Формирование восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания» «Формирование полноценного восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания детей третьего года жизни» Уважаемые.

Презентация «Тесты для обследования восприятия у детей с ОВЗ»Презентация «Тесты для обследования восприятия у детей с ОВЗ» Особенности и развитие восприятия у ребенка с ОВЗ Действие и восприятие – те проводники, благодаря которым ребенок познает все, что его.

Развитие фонематического восприятия у детей 6–7 летРазвитие фонематического восприятия у детей 6–7 лет Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря.

Развитие тактильного восприятия у детей с ДЦПРазвитие тактильного восприятия у детей с ДЦП Консультация для педагогов К тактильной чувствительности (осязанию) относят ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Развитие зрительного восприятия у слабовидящих детей дошкольного возрастаРазвитие зрительного восприятия у слабовидящих детей дошкольного возраста На сегодняшний день существуют различные методики развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Среди.

Тесты для выявления уровня развития восприятия у детей с ОВЗТесты для выявления уровня развития восприятия у детей с ОВЗ В старшей группе с ОВЗ в течение года мы проводим «Школу родительской любви» для родителей Первое занятие – развитие восприятия. Восприятие.

Виды восприятия у детей 3–5 лет. Консультация для воспитателей.Виды восприятия у детей 3–5 лет. Консультация для воспитателей. Восприятие – сложный познавательный процесс, который развивается у ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Виды восприятия определяются.

Библиотека изображений:

Публикация Формирование восприятия у детей с РАС (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Авалова Наталья на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование восприятия у детей с РАС
Опубликовано: 19 февраля 2023 в 18:56
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД