Папки-передвижки

Формирование умения решать арифметические задачи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования смарт-доски

Татьяна Пошлова
Формирование умения решать арифметические задачи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования смарт-доски

Аннотация. Данная работа посвящена проблеме развития у детей старшего дошкольного возраста навыков решения математических задач. Авторы статьи отмечают важность взаимодействия всех участников образовательного процесса: воспитателей, родителей и детей.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, арифметические задачи, смарт-доска, взаимодействие с родителями.

FORMATION OF THE ABILITY TO SOLVE ARITHMETIC PROBLEMS IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN THROUGH THE USE OF A SMART BOARD

Публикация «Формирование умения решать арифметические задачи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования смарт-доски» размещена в разделах

Poshlova T.L., educator,

MBDOU "Kindergarten No. 82 "Smile"",

Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod region

Annotation. This work is devoted to the problem of the development of mathematical problem-solving skills in older preschool children. The authors of the article note the importance of interaction of all participants in the educational process : educators, parents and children. Keywords : senior preschool age, arithmetic problems, smart board, interaction with parents.

Основная задача в области формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста – развитие умений решать арифметические задачи.

Проблема в том, что дошкольники воспринимают задачу, как обычный рассказ или загадку, не осознавая ее структуры. Т. е. они не вычленяют условие, вопрос, решение и ответ. Соответственно, дети не понимают значение числовых данных, о которых говорится в условии задачи и не понимают смысла вопроса. Вызывает у детей затруднение составление текста условия задачи, вопрос они часто заменяют ответом. Например, один цветок завял, и осталось 2 цветка.

Типичными ошибками детей данного возраста в составлении задачи являются :

вместо задачи составляется рассказ,

пропускается одно или оба числовые данные,

вопрос сразу же заменяется ответом (например, было 3 шарика, 1 улетел, осталось 2).

Цель нашего опыта работы – создать психолого-педагогические условия для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через интерактивные игры.

Направлениями нашей работы стали:

совместная деятельность детей с педагогом ДОУ (включая ООД);

обогащение развивающей предметно-пространственной среды;

взаимодействие с семьями воспитанников.

В дошкольном возрасте с детьми решаются следующие задачи :

задачи – драматизации,

задачи-иллюстрации.

Структура арифметической задачи :

это условие,

вопрос,

решение,

ответ.

Мы разработали авторские интерактивные игры на смарт доске, которые помогают понять дошкольникам структуру арифметической задачи.

Дидактическая игра «Помоги Мушке и Ромашке посадить цветы на клумбе».

Это произведение Носова входит в программу по ознакомлению детей с художественной литературой. Поэтому герои были взяты из этого произведения.

Детям была предложена картинка, где есть клумба, цветы двух видов, сказочные герои, математические знаки. Детям предлагается составить условие задачи по картине и задать вопрос к условию задачи. Вторым этапом игры дети должны составить схему решения задачи, т. е. посадить цветы на клумбе. После этого необходимо выбрать математическое действие, при помощи которого они будут решать задачу. В данном случае это будет сложение, и оно обозначается знаком «плюс». Далее дети должны подставить математические знаки в схему под клумбой, записать решение задачи и озвучить ответ.

Интересной для детей оказалась «Новогоднее математическое приключение». Белочка и Снегирь попросили у Снегурочки наколдовать красивые снежинки. Сначала Снегурочка наколдовала 5 больших снежинок, затем еще 3 маленьких. Вопрос: сколько всего снежинок наколдовала Снегурочка? Данная задача решается по принципу предыдущей.

А вот задача «День рождения Пятачка» идет с усложнением. Дети уже научились составлять и решать задачи с опорой на схему решения. Теперь она уже не нужна. Здесь необходимо составить задачу по картинке, проговаривая все части задачи (условие, вопрос). И уже решить задачу, подставляя математические знаки в схему.

Затем усложняем условие задачи. Дети составляют задачу, находят верное решение для каждой задачи и подставляют его под картинками. Все неверные решения дети складывают в корзинку.

И еще один сложный вариант. Детям предлагается выбрать правильное и не правильное решение задачи и поместить эти решения в нужную коробочку, ориентируясь на условные знаки на коробочках.

Арифметические задачи использовали в различных игровых ситуациях. Например, при знакомстве с составом числа дети покупали билет на выбранный ими поезд. Чтобы сесть в поезд, дети должны подставить в окошечки вагона числа, сумма которых составляет номер поезда (это и есть билет на поезд). Когда все сели в вагоны, детям предлагается сосчитать, сколько билетов было продано (дети складывают количество вагонов в первом и втором поезде).

В современном мире недостаточно сформировать у детей дошкольного возраста элементарные математические представления, необходимо огромное внимание уделить и развитию логического мышления. А это достаточно сложный процесс. Поэтому мы придумали несколько смарт – игр на развитие логического мышления.

Детям было предложено необычное условие. Дано: слон весит как два бегемота, бегемот весит как три жирафа. Вопрос: сколько нужно жирафов, чтобы уравновесить весы со слоном.

Дети должны составить:

схему условия;

понять, что требуется;

найти решение;

записать решение математическими знаками.

Невозможно говорить о положительном результате работы по любому образовательному процессу, не затронув вопрос о взаимодействии с родителями (законными представителями воспитанников).

Нами был составлен план работы с родителями по заданной теме. Было проведено много мероприятий, таких, как:

интеллектуальные игры «Математический КВН»,

мастер-класс для родителей «Математическая лаборатория»,

создана выставка по итогам изготовления игр совместно с родителями «Изучаем математику» и т. д.

Благодаря активному участию родителей в мероприятиях детского сада у детей появился интерес к играм математического характера.

Итогом нашей работы стало следующее: применение ИКТ, а конкретно смарт – игр, при решении арифметических задач и создание игровых ситуаций дало положительный результат. Произошло расширение знаний дошкольников в области познание.

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

3. Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»;

4. Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) : учебно - методическое пособие / Л. Б. Беряева. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. – 479 с.

5. Л. Н. Коротковских «Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста»-СПб, ООО «Издательство Детство», 2010 Источник;

6. З. А. Михайлова. Математика от 3 до 7. - СПб. : ООО Издательство "Детствопресс", 2010 Источник;

6. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной группе» - Воронеж, ТЦ «Учитель» 2009

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Дидактическая игра «Логические задачи» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Логические задачи» для детей старшего дошкольного возраста Цель: развитие логического и пространственного мышления, памяти, сосредоточенности. 1. «Какая фигура пропущена?» Цель: установить закономерность.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологийФормирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Важнейшей составляющей здоровья человека является состояние.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование умения решать арифметические задачи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования смарт-доски
Опубликовано: 9 июня 2023 в 17:05
+116Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 28.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД