МААМ-картинки

Формирование словаря у детей дошкольного возраста с ТНР

Мария Котова
Формирование словаря у детей дошкольного возраста с ТНР

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии речи является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с отклонениями в развитии велико и неуклонно возрастает.

Одной из задач коррекционно-воспитательного воздействия является пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов.

Публикация «Формирование словаря у детей дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах

Словарная работа имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей.

При проведении словарной работы, одновременно решаются задачи нравственного и эстетического воспитания.

Исследованием и проблемой формирования словаря детей занимались педагоги прошлого и настоящего времени.

К. Д. Ушинский внес большой вклад в методику развития речи детей дошкольного возраста. Он доказал необходимость подготовительного обучения до школы, накопления у детей знаний об окружающих предметах, развития речи на основе развития знаний и мышления.

Е. И. Тихеева определила основные задачи работы по развитию речи в детском саду и показала пути их решения. Много внимания уделяла она обогащению содержания речи. В ее трудах представлена система работы над словом.

Исследования Ф. А. Сохина во многом изменили подход к содержанию и методике развития речи. В центре внимания находятся вопросы развития семантики детской речи, формирования языковых обобщений.

В. И. Логинова, развивая идеи Е. И. Тихеевой, уточнила методику развития словаря на основе ознакомления детей с предметами, их признаками, качествами, материалами, из которых они сделаны. Она рассматривала развитие словаря детей в связи с овладением ими понятиями.

А. М. Бородич внесла вклад в разработку методики словарной работы как научной и учебной дисциплины.

Под руководством Г. М. Ляминой рассматривались особенности овладения детьми словарем, разрабатывались методические рекомендации. Широкое применение в практике нашли методические и дидактические пособия, подготовленные ее ученицей В. В. Гербовой.

Таким образом, у каждого педагога можно найти свое понимание проблемы развития словаря, свое отношение к методическому решению проблемы, свои позиции в разработке содержания и методов развития словарного запаса. Вместе с тем исследователи подчеркивали роль специального обучения в формировании, обогащении и активизации словаря детей дошкольного возраста.

Проблема формирования словаря у детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях специализированного дошкольного учреждения становится наиболее актуальной в связи с ежегодным усугублением речевой патологии у наших воспитанников.

2. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

Современный ребенок к пяти годам овладевает всей системой родного языка: он связно говорит; полно излагает свои мысли, без труда пересказывает рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки и воспроизводит многосложные слова. В его словарном запасе 3000 – 4000 слов.

Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи (ОНР, которое может быть выражено в разной степени.

1-й уровень речевого развития таких детей – самый низкий, 3-й уровень – самый высокий.

На 1-м уровне речевого развития у ребенка отсутствует общеупотребительная речь. Он пользуется отдельными многозначными искаженными аналогами слов, часто звукоподражательного плана.

Дети второго уровня речевого развития владеют обиходным словарным запасом и могут пользоваться простыми аграмматичными фразами. У них наблюдаются грубые и стойкие нарушения всех компонентов языковой системы.

Характерные лексические трудности детей 3 уровня касаются знания и называния частей предметов и объектов, глаголов, антонимов, относительных прилагательных и т. д. В грамматическом строе наиболее распространены ошибки в употреблении глаголов, в согласовании различных частей речи, в построении предложений. В связной речи труднее всего даются самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания.

Наряду с указанными речевыми проявлениями для детей с общим недоразвитием речи характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушение внимания и памяти; нарушение артикуляционной и пальцевой моторики; нарушение словесно-логического мышления.

Нарушение внимания и памяти проявляется у таких детей в следующем : они трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки; не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку. Еще труднее сосредоточить и удержать их внимание на чисто словесном материале вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут в полном объеме воспринимать пространные, неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции, продолжительные оценки их деятельности и т. д.

Характерно, что нарушение внимания и памяти в большей степени затрагивает произвольную деятельность. Известно, что на непроизвольном уровне сосредоточение и запоминание происходит значительно лучше. Так, при просмотре мультфильма дети не мобилизуют внимание, оно и так сохраняется в течение длительного времени. Или, например, ребенок значительно легче воспроизводит название шести – восьми подарков на день рождения, чем четырех – пяти спрятанных на занятии игрушек.

Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности, неточности или слабости движений подвижных органов артикуляции – языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти.

Речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление детей несколько ниже возрастной нормы. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом.

Дети с ОНР могут отнести к мебели настольную лампу и телевизор, так как они стоят в комнате; с трудом решают математические задачи и отгадывают загадки.

Особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы детей с общим недоразвитием речи проявляются не только на занятиях, но и в игровой, бытовой и прочей деятельности.

3. Основные принципы формирования словаря у детей с ТНР.

В отечественной методике словарной работы выделяют два подхода:

- количественный подход,

- понятийный подход.

Первый подход еще называют накопительным, традиционным. Он предполагает осуществление словарной работы в процессе всей образовательной работы. В этом, кстати, и заключается особенность словарной работы в ДОУ.

В рамках этого подхода в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной, были определены задачи словарной работы :

• обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексике;

• закрепление и уточнение словаря;

• активизация словаря;

• устранение из речи нелитературных слов.

Методы словарной работы – это методы ознакомления с окружающим миром (наблюдение, рассматривание картин, беседы, дидактические игры).

Второй подход был разработан В. И. Логиновой, которая связала словарную работу с формированием понятийного мышления детей. Она выделяет следующие задачи:

• расширение словаря ребенка на основе ознакомления, с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;

• усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

• введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

решать их.

2. Дидактическая игра, как одна из форм развития словаря детей.

Существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых расширение лексикона и речевых навыков детей. Я использую эти игры и упражнения в своей работе, провожу их живо, непринуждённо, с учетов возрастных интересов и возможностей детей. Так как работа в нашем детском саду проводится согласно лексических тем, эти игры и упражнения мною подобраны к темам (Приложение 3) и проводятся с учётом зоны ближайшего развития каждого ребенка во всех видах деятельности.

Вот некоторые виды таких упражнений.

1. Д/игра «Назови признаки». (подбор признаков к предмету).

2. Д/игра «Подбери предмет к признаку» (подбор предметов к признаку).

3. Д/игра «Назови действия» (подбор действий к предмету).

4. Д/ игра «Подбери предмет к действию» (подбор предметов к действию).

5. Д/ игра «Составление предложения с заданным словом (словами)».

6. Д/ игра «Вставь пропущенное слово в предложение».

7. Д/ игра «Волшебная цепочка» (распространение предложений по вопросам. «Садовник поливает (Что? Где? Когда? Зачем). Дети идут (Куда? Зачем)

8. 8 Д/игра «Закончи предложение». (Сегодня надо затопить печь, потому что… (стало очень холодно).

9. Д/игра «Назови части» (например, дерево – ствол, корень, сучья, листья и т. д).

10. Д/ игра «Объяснение слов» (для того, чтобы детям было легче и интересней запомнить значение слова, в работе использую небольшие стихи и динамические паузы, которые подобраны в соответствии с лексическими темами. (Приложение 4).

11. Отгадывание и составление загадок.

12. Классификация предметов.

13. Заучивание и произношение скороговорок.

3. Словарная работа в процессе режимных моментов.

Такая работа связана со спецификой моей деятельности. Находясь с детьми в самой разной обстановке (в раздевалке, в умывальной комнате, в спальне, на прогулке, в игровом уголке и других местах, где имеется широкая наглядная база для формирования словарного запаса, закрепляю с воспитанниками лексический материал, пройденный на занятии.

Кроме того, работая с детьми на протяжении всего дня, многократно активизирую и закрепляю новые слова, что способствует их введению в самостоятельную речь детей. В процессе режимных моментов я ограничиваюсь обиходно-бытовой лексикой.

Важно учитывать, что у детей с общим недоразвитием речи снижен познавательный интерес, поэтому называние без подготовки предметов, их признаков и действий может оказаться напрасным трудом. В чем же состоит подготовка к такой работе? Для того чтобы побудить детей слушать и слышать воспитателя, вызвать интерес к словесным упражнениям, придаю им дух соревновательности, задавая вопросы:

• Кто больше придумает слов?

• Кто назовет самое точное слово?

• Кто быстрее ответит на вопрос?

• Кто больше заметит частей предмета? И т. п.

В умывальной комнате предлагаю детям такие задания:

• Кто больше скажет слов о том, какое мыло?

• Что с ним можно делать? Что им можно мыть?

В живом уголке задаю детям такие вопросы:

• Какая птичка?

• Что может делать попугайчик?

• Какой аквариум?

• Что в нем делают рыбки? И т. п.

Во время прогулки обращаю внимание детей на предметы, которые находятся вокруг нас:

• Какое небо?

• Какой снег на участке?

• Какие листья лежат на земле?

• Что делают ветер, дождь, снег? И т. п.

Такие словесные упражнения не следует проводить со всей группой, достаточно объединить четырех-пяти детей. Главное, чтобы они занимались с желанием и получали положительные эмоции.

Публикации по теме:

Формирование правильной осанки детей дошкольного возраста Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной во все времена. При этом одним из комплексных показателей здоровья ребенка.

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии «Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс - технологии» 2 слайд. Главной задачей государственной.

Консультация для родителей «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков» Консультация для родителей по проблеме: «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков - одна из важнейших задач.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию»Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию» Игра «Угадай по описанию». Цель: Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета, развивать наблюдательность.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Консультация «Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста»Консультация «Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста» Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившийся ситуации и сознательного.

Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование словаря у детей дошкольного возраста с ТНР
Опубликовано: 2 декабря 2020 в 21:59
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование словаря у детей дошкольного возраста с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Мария Котова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД