МААМ-картинки

Формирование познавательной активности у дошкольников с задержкой психологического развития в различных видах деятельности

Мария Зайцева
Формирование познавательной активности у дошкольников с задержкой психологического развития в различных видах деятельности

На сегодняшний день в период совершенствования системы образования остро встает вопрос о поиске условий организации коррекционно-педагогической работы с детьми с задержкой психического развития. Кроме того, важную роль в работе ДОУ играет развитие познавательной сферы дошкольников, ведь процесс обучения невозможен без сформированности познавательных процессов.

Публикация «Формирование познавательной активности у дошкольников с задержкой психологического развития в различных видах деятельности» размещена в разделах

Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики ребенка в целом или отдельных ее компонентов, замедление темпа реализации потенциальных психических и физических возможностей, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений об окружающем мире, незрелостью мышления, интеллектуальной сферы, быстрой её истощаемости, преобладании игровой деятельности [2].

Недостаточный уровень развития познавательной сферы детей с задержкой психического развития приводит к снижению уровня работоспособности и усвоения получаемой информации. Отсюда возникают дальнейшие трудности и преграды на пути к получению и усвоению информации, соответствующей определенной возрастной категории детей с нормальным развитием.

У большинства детей с ЗПР отсутствует мотивация, или она выражена крайне слабо. Снижение познавательной активности рассматривается как одна из важнейших причин трудностей обучения детей с ЗПР.

Реализуя работу по формированию познавательной активности у дошкольников с задержкой психического развития в процессе ознакомления с окружающим миром, мы выделяем следующие направления:

- формирование познавательной активности у детей с ЗПР с использованием настольных дидактических игр;

- формирование познавательной активности у детей с ЗПР с использованием рисования;

- формирование познавательной активности у детей с ЗПР с использованием мультимедийных презентаций.

В педагогической и коррекционной деятельности необходимы стимулы, формирующие познавательную активность детей с ЗПР, вызывающие у них эмоции удивления, радости, удовольствия, воспитывающие интерес к знаниям. Одним из таких эффективных приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность детей, на их воле- вую и эмоциональную сферу, является дидактическая игра. Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Дидактическая игра «Собери в корзину». Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, ознакомление с порядковым счетом в пределах 10, сравнение двух групп предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний.

Материал: плоскостные изображения овощей и фруктов, корзины.

Ход игры: педагог предлагает детям собрать овощи и фрукты в корзину. Дети раскладывают в ряд огурцы и помидоры. Сравниваем их по количеству. Чего больше? (меньше). На сколько огурцов больше, чем помидор? Что нужно сделать, чтобы помидор стало столько, сколько огурцов? При этом уточняем, как получилось 3 помидора? Как получилось число 3?

Целью занятий с использованием рисования является не только формирование познавательной активности, но и самостоятельности, инициативности, развитие творческих способностей детей с ЗПР.

Среди различных видов деятельности (игровой, трудовой, учебной) дети с ЗПР выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. Особенно любимым является рисование. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения оно приближается к игре. Дети с ЗПР про- являют большую активность в рисовании, предпочитают этот вид деятельности другим формам детской активности. Одной из задач изобразительной деятельности для развития познавательной активности у детей с ЗПР является – насыщение их рисунков предметным, смысловым содержанием. У таких детей особую роль играет эмоциональная включенность.

Занятия по окружающему миру с использованием средств изобразительной деятель- ности (рисования) способствуют тому, что:

- у детей формируются навыки наблюдения;

- совершенствуются приемы обследования изображаемого объекта;

- дети овладевают специфическим восприятием – умением видеть предмет целостно, в единстве его свойств;

- формируются полные и точные представления о предметах и явлениях окружающего мира;

- дети не только воспроизводят увиденное, но на основе полученных представлений о предметах, явлениях реального мира создают в рисунке новые оригинальные произведения;

- развиваются зрительная и двигательная память;

- дети учатся изображать предметы, т. е. запечатлевать представления о нем и способе его изображения;

- у детей в наглядно-практической деятельности совершенствуются все мыслительные операции.

В своей работе мы активно используем мультимедийные презентации. Как самостоятельно выполненные, так и из интернет-источников. Это позволяет расширить возможности традиционного воспитания и обучения. Мультимедийная презентация:

- дает возможность моделировать различные ситуации и среды;

- активизирует внимание дошкольников благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике;

- способствует лучшему усвоению материала, так как в этот процесс включаются все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный;

- полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавлива- ются для применения на практике после краткого повторения;

- занятия-презентации вызывают большой интерес у детей, надолго привлекают внимание. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются раз- личные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактогра- фическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекатель- ными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Таким образом, используя дидактические игры, рисование, мультимедийные презен- тации как средства для формирования познавательной активности у детей с ЗПР улучшились показатели по всем параметрам.

Публикации по теме:

Использование математического планшета для развития познавательной активности дошкольниковИспользование математического планшета для развития познавательной активности дошкольников Этапы изготовления: 1.) Для создания математического планшета нам понадобилась доска из размером, к которой приклеили пластиковые.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Консультация для воспитателей «Экспериментирование в различных видах детской деятельности»Консультация для воспитателей «Экспериментирование в различных видах детской деятельности» Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развитие у.

Моя педагогическая находка «Кругосветное путешествие как способ развития познавательной активности дошкольников»Моя педагогическая находка «Кругосветное путешествие как способ развития познавательной активности дошкольников» Тема моего выступления: «Кругосветное путешествие,как способ развития познавательной активности дошкольников». Изучение человеческих отношений,.

Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Актуальность: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь, ему свойственна жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное.

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование познавательной активности у дошкольников с задержкой психологического развития в различных видах деятельности
Опубликовано: 21 января 2024 в 19:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД