Получи документы

Формирование основ нравственно-патриотического воспитания средствами устного народного творчества

Наталья Наседкина
Формирование основ нравственно-патриотического воспитания средствами устного народного творчества

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА»

Наседкина Наталья Анатольевна, воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад» Первомайского района Тамбовской области

Публикация «Формирование основ нравственно-патриотического воспитания средствами устного народного творчества» размещена в разделах

Изучены аспекты формирования в ребёнке дошкольного возраста нравственных качеств личности, патриотического отношения к окружающему миру, приобщения к источникам национальной культуры через устное народное творчество.

Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, устное народное творчество, духовная культура.

СЛАЙД 1. Нравственно – патриотическое воспитание личности ребенка дошкольного возраста является одной из важных социокультурных задач современного общества, так как предполагает развитие внутреннего мира растущего человека, его духовно-нравственного облика.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования нравственно-патриотическое развитие предполагает: формирование в ребёнке нравственных качеств личности, патриотического отношения к окружающему миру, приобщение к источникам национальной культуры через устное народное творчество.

СЛАЙД 2. Целью нравственно-патриотического воспитания в детском саду является приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.

СЛАЙД 3. Организация в дошкольном учреждении воспитательно-образовательного процесса по формированию нравственно-патриотических качеств личности ребенка-дошкольника включает целый комплекс задач:

-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, посёлку;

-формирование бережного отношения к природе и всему живому;

-воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

СЛАЙД 4. Народная культура – кладезь мудрости и опыта, предмет нашей национальной гордости. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Приобщать детей к культуре своего народа необходимо, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.

СЛАЙД 5. Очень важно прививать детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа через :

- народный фольклор;

- народные песни, музыкальные инструменты;

- умение найти и выделить народный русский костюм;

- изучение народных игрушек и подвижных народных игр;

- ознакомление с произведениями народного декоративного искусства;

- знакомство с народными приметами, обычаями, особенностями быта и труда русских людей.

Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес к русской культуре.

Изучая культурные традиции своего народа, ребенок не только получает багаж знаний, накопленный веками, но и полностью раскрывает свой личностный потенциал, а погружаясь в творческий процесс, старается показать все лучшее.

СЛАЙД 6. Приобщение к народной культуре в условиях дошкольного учреждения носит живой, неформальный характер. Учитывая этот принцип, всю работу с детьми педагоги проводят в форме бесед, посиделок, игр, сказочных путешествий, театрализованных представлений. В работе с детьми необходимо использовать всю широкую палитру жанров русского фольклора: песни, стихи, пословицы, поговорки, загадки, игры, хороводы с напевами, считалки, прибаутки, небылицы.

В нашем детском саду ежегодно проводятся традиционные праздники с участием педагогов, детей и родителей: «Здравствуй, осень золотая!»

СЛАЙД 7. «День Матери»,

СЛАЙД 8. «Новый год»,

СЛАЙД 9. «Рождество Христово»,

СЛАЙД 10. «Рождественский фестиваль»

СЛАЙД 11. «Рождественские посиделки»

СЛАЙД 12. «Масленица»

СЛАЙД 13. «Сороки»

СЛАЙД 14. «Пасха в гости к нам пришла»

СЛАЙД 15. «Весну приаукиваем»

СЛАЙД 16. «Марафон родительских профессий»

СЛАЙД 17. «Щи да каша пища наша»

СЛАЙД 18. «День Победы»

СЛАЙД 19. спортивные праздники: «Зимние забавы»

СЛАЙД 20. «День Защитника Отечества»

СЛАЙД 21. «День защиты детей», «Весёлая спартакиада».

Наблюдения за детьми во время фольклорных праздников, театральных представлений, свидетельствуют об их живом интересе к этому процессу, познавательной активности, развитии творческих способностей. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности : представление о добре, красоте, правде, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Большую помощь в подборе музыкального репертуара (певческого и танцевального) оказывает музыкальный руководитель, исполнить любую роль на празднике готов каждый педагог. Только совместно со всеми сотрудниками дошкольного учреждения удается донести народную мудрость, доброту в доступной для детей форме. Коллективом детского сада разработаны сценарии, собраны конспекты занятий, досугов и праздников для детей каждой возрастной группы, сделана подборка на целый год народных православных праздников с названиями, народными приметами и именинниками.

СЛАЙД 22. Для углубленного изучения детьми истории русского народа и его традиций создан мини – музей «Мастерами славится земля». В рамках сотрудничества детского сада с социальными партнерами (школа искусств, дом детского творчества, центральная детская библиотека, районный краеведческий музей) регулярно организуются экскурсии и совместные мероприятия «Зал Боевой Славы», «Преданья старины глубокой», «На выставке тамбовских художников»

СЛАЙД 23. «Гордо вейся над страной флаг России мой родной», «Музыка моего народа»,, «В гостях у сказки», «Широкая масленица».

СЛАЙД 24. Воспитанники проявляют себя любознательными ребятами, внимательно слушают экскурсовода, задают вопросы, а также рассказывают интересные факты из жизни своей семьи. Экскурсии положительно влияют на дошкольников: они узнают много нового, делают для себя определенные выводы.

Активное участие в развитие нравственно- патриотическом воспитании принимают родители. С ними проводятся:

-беседы;

- консультации;

- выставки;

- родительские собрания;

- совместные мероприятия.

СЛАЙД 26. Наши воспитанники являются постоянными участниками конкурсов детского творчества «Красота Божьего мира», «Дорога глазами детей», «Свет Рождественской звезды», «Пасха красная», «Искорки Тамбовщины» по результатам которых награждены многочисленными сертификатами участников, грамотами и дипломами победителей.

СЛАЙД 27. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, ребенок, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык, и происходит наилучшее проникновение в его сознание.

Список используемой литературы

1. Воспитание дошкольников в духе русских культурных традициях: Метод пособие. В 2ч. /Авт. – сост. О. М. Ельцова, Г. А. Антонова, Н. А. Николаева. – М. : «ТЦ Сфера» 2019 год.

2. Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций: Метод. Пособие. В 2 ч. Ч. 1/Авт. - сост. О. М. Ельцова, Г. А. Антонова, Н. А. Николаева. - М. : ТЦ Сфера, 2019.

3. Журнал «Воспитатель» №2/2012 год. ООО «ТЦ Сфера».

4. Федулова Ю. В., Рогожина О. А., Депутатова О. Ю. Люблю моё отечество: Сборник проектов по патриатическому воспитанию дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2019. Издательство «ТЦ Сфера» 201.

Публикации по теме:

Центр нравственно-патриотического воспитания дошкольниковЦентр нравственно-патриотического воспитания дошкольников Ребёнку от рождения не даётся важная составляющая становления будущей личности, такая как, чувство любви к своей Родине, уважение народных.

Центр нравственно-патриотического воспитания в группеЦентр нравственно-патриотического воспитания в группе Здравствуйте, мы с Мариной Александровной Блавацкой очень хотим рассказать про наш патриотический уголок. Наша группа имеет направленность.

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы»Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы» Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы» Цель проекта: Формирование у детей дошкольного.

Уголок нравственно патриотического воспитания в подготовительной группеУголок нравственно патриотического воспитания в подготовительной группе В нашем детском саду прошел смотр-конкурс уголков по нравственно патриотическому воспитанию. Цель смотра- конкурса: -активация деятельности.

Библиотека изображений:

Публикация Формирование основ нравственно-патриотического воспитания средствами устного народного творчества (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Наседкина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование основ нравственно-патриотического воспитания средствами устного народного творчества
Опубликовано: 5 апреля 2021 в 23:35
+73Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД