Папки-передвижки

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста

Елена Ухова
Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста

Экономическое воспитание дошкольников это новое направление в

дошкольной педагогике, полностью не исследованное.

Современные дети участвуют вместе с родителями в покупках в

магазине, в 4-7 лет дети могут иметь карманные деньги. При этом многие

родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих

подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в

решении этих проблем.

Среди исследователей, психологов, педагогов не существует единого

Публикация «Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Большинство из

них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать

в дошкольном возрасте на начальных ступенях образовательной системы[1,

2, 3,4]

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной

экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо

быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических

знаний необходимо начинать уже в детском саду, так как дошкольное

детство – это начальный этап формирования личности человека, его

ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается

позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим

людям.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских

садах, а грамотное отношение к собственным деньгам и опыт

пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает

хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей,

когда они вырастают.

Актуальность темы в том, что судьба государства зависит от

экономической, правовой, политической и нравственной грамотности

молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни

человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни

непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с

дошкольного возраста,- когда детьми приобретается первичный опыт в

элементарных экономических отношениях.

Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но,

вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому

удивительному и увлекательному миру, приобретая доступные ему знания,

поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его

действительности.

Федеральный государственный образовательный

стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами дошкольных

учреждений задачу - формирования общей культуры личности детей.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием

первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных

и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка,

трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и

расточительности). Чем раньше дети узнают о роли денег в частной,

семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы

полезные финансовые привычки.

МБДОУ № 107 является участником экспериментальной апробации

программно-методического комплекса «Азы финансовой культуры для

дошкольников». Новизна опыта деятельности состоит в использовании

блочной системы способствующей формированию финансовой грамотности

у дошкольников. Работа предполагает комплексный подход к развитию

личности дошкольника, предусматривая тесную связь этического, трудового и экономического воспитания. Сущность экономического воспитания

заключается не в организации специального обучения экономике, а в

обогащении разных видов детской деятельности экономическим

содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными

экономическими сведениями способствует развитию предпосылок

формирования реального экономического мышления, что сделает этот

процесс более осознанным.

Проект «Азы финансовой культуры для дошкольников» организован в

МБДОУ № 107 с целью создания благоприятных условий для формирования

основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста,

формирование норм финансово-грамотного поведения, а так же подготовки к

жизни в современном обществе.

Задачи:

Познакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги,

ресурсы, цена, и т. д.);

Формировать умение правильного обращения с деньгами, способам

их зарабатывания и разумному их использованию;

Объяснить взаимосвязь между экономическими и

этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с

одной стороны и нравственными понятиями, такими, как

бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.

Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных

ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине,

плата за проезд в транспорте и т. д.)

Воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения

ко всем видам собственности.

Принципы образовательной деятельности:

от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий

к сложным;

принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита

наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление

опирается на восприятие или представление;

принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка

в воспитательный процесс.

В качестве предпосылок экономического воспитания у детей

дошкольного возраста мы рассматриваем доступные знания из области

экономики и экономической деятельности, называемые в экономической

науке базисными: бережливость, экономность, рациональность, деловитость -

ведущие составляющие характеристики человека-хозяина. Эти качества

являются одним из важнейших условий становления ценностных ориентации

ребенка, основ его финансовой грамотности.

Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом

зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести

до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения,

навыки.

Работа по формированию финансовой грамотности у дошкольников

включает в себя: перспективный план непосредственной образовательной

деятельности (НОД) с детьми старшего дошкольного возраста, который

носит интегративный характер, позволяющий знакомить детей с

основами финансовой грамотности в тесной взаимосвязи с НОД по

формированию элементарных математических представлений, развитию

речи, театрализованной и изобразительной деятельности, а также через

различные виды игровой и трудовой деятельности, что помогает

разностороннему развитию детей, и позволяет с большей эффективностью

подготовить их к обучению в школе.

Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников

образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник,

воспитанники-родители.

Схема педагог-воспитанник включает в себя: непосредственно-образовательную деятельность, образовательную деятельность в ходе

режимных моментов, а также обогащает работу по освоению детьми

первоначальных основ финансовой грамотности более сложным

содержанием. В этом помогают разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые

игры, дидактические игры, настольные игры, интеллектуальные игры,

наглядно-иллюстративный материал, экскурсии, с целью знакомства с

людьми разных профессий, проведение бесед, с целью выявления знаний

детей по теме, чтение художественной литературы, развлечения.

Особый интерес вызывают интеллектуальные игры, познавательные,

практические, игровые задачи и проблемные ситуации, когда все вместе

взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи, с

помощью которых воспитанники самостоятельно находят выход из

положения. Такие задания несут в себе элементы проблемности и

занимательности, вызывают напряжение ума, но также доставляют радость

детям, развивают их фантазию, воображение и логику. Решение логических

задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за

названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы.

Для ознакомления детей с людьми разных профессий проводятся

беседы, просмотр презентаций, мультфильмов, чтение художественной

литературы. Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок

воспитывает у детей лучшие моральные качества. Многие пословицы и

поговорки в обобщенной форме содержат идеи финансовой

целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.

По мнению А. Д. Шатовой, «смысл работы по экономическому

воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к

тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей,

благодаря которому создана «предметно-развивающая среда» [5, 6].

Создание благоприятных, комфортных условий в группах дошкольного

учреждения позволяют каждому ребенку найти собственный путь в

«экономику» через разные виды деятельности: игру, художественно-эстетическую деятельность, труд, и т. д., обеспечивают формирование и

потребности в познании, способствуют умственному и личностному

развитию.

Схема воспитанники-родители включает в себя; анкетирование с целью

выявления проблемы; проведение консультаций по ознакомлению родителей

с необходимостью воспитывать у детей экономическое начало; проведение

родительских собраний для выявления трудностей в усвоении детьми или

родителями экономических знаний; проведение совместных праздников и

развлечений повышают интерес, доставляют радость, оживляют путь

познания сложных экономических явлений.

Важную роль в экономическом воспитании мы отводим использованию

сказок. Пониманию многих экономических явлений, развитию

познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации

к ее изучению в значительной степени способствует сказка

Через образовательную деятельность в МБДОУ с помощью игр,

рассказов, сказок, а так же практических занятий (родителей с детьми)

обучают дошкольников :

что такое деньги, какие они бывают;

что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;

что такое карманные деньги.

как планировать свои расходы.

Таким образом, можем сделать вывод, что создание условий и

практическая деятельность положительно влияет на

формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической

культуры у дошкольников. Проектная работа позволяет активизировать

познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные

качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они

бережнее относятся не только к игрушкам, но и к предметам окружения, по

новому подходят к решению игровых задач, в лучшую сторону меняются

взаимоотношения со сверстниками.

Публикации по теме:

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 летДидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 лет Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: • Дать представление детям о том, что товары.

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Дидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги! Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста является одной из актуальных задач работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 25 марта 2024 в 18:44
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 мая. День ложкаря. Передвижка «История русской ложки»

17 мая — народный праздник всех ложкарей и баклушников. Так издавна называли на Руси мастеров, которые изготавливали из древесины заготовки — баклуши, чтобы затем искусно вырезать из них деревянные...

16 мая. День динозавров. Передвижка «Динозавры»

Динозавры – загадочные животные, некогда населявшие нашу планету. Откройте детям их тайну – расскажите об этих исчезнувших обитателях Земли!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД