МААМ-картинки

Формирование основ безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста с ВОЗ через организацию сюжетно-ролевой игры

Лаврушина Олеся
Формирование основ безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста с ВОЗ через организацию сюжетно-ролевой игры

Косогорова Е. Н., Лаврушина О. В.

Одним из направлений содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС дошкольного образования, является формирование у детей основ безопасного поведения в природе. Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного образования.

Публикация «Формирование основ безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста с ВОЗ через организацию сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах

В работах Л. Григорович, С. Мартынова, К. Белой, В. Зимониной и др. процесс формирования безопасного поведения в природе у детей до-школьного возраста занимает важное место, подчеркивается его особое значение в процессе экологического воспитания.

При этом важно не просто оберегать ребёнка от опасностей, по мнению Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях. Безопасность - это не просто сумма усвоен-ных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Формирования у детей основ безопасного поведения в природе требует от педагогов поиска эффективных форм и методов работы. К такой форме можно отнести сюжетно-ролевую игру. Она дает возможность детям в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекательные для них действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события.

Нашу группу посещают дети с ВОЗ, среди них гиперактивные дети, с выраженными эмоциональными и речевыми нарушениями. Они нуждаются в более низком темпе преподнесения новых знаний; использование наиболее эффективных методов обучения (в том числе усиление наглядности в разных ее формах, включение практической деятельности); организация занятий таким образом, чтобы избегать утомления детей. Работая с детьми с ОВЗ, особое внимание также следует обращать на передачу социального опыта.

Кроме того, выбор темы и содержания образовательного проекта обусловлен результатами опроса родителей воспитанников, которые показали затруднения родителей в формировании безопасного поведения детей в природе. Родители отметили, что в основном эпизодически, путем наставлений дают оценку уже сложившейся опасной ситуации, при этом возникают трудности в ведении диалога с ребенком, позволяющие ему понять причины и последствия поступка. Многие родители отметили, что затрудняются в определении того, что должен знать и уметь ребенок в младшем дошкольном возрасте в вопросе безопасного поведения в приро-де, как правильно и грамотно преподнести эти знания.

Все это послужило основанием разработки проекта «Формирование основ безопасного поведения в природе у детей младшего дошкольного возраста через организацию сюжетно-ролевой игры», практическая значимость которого состоит в том, что был создан комплекс бесед, дидактических игр «Безопасность в природе», разработан макет парка с атрибутами, включающий различные зоны отдыха, где развивающая предметно-игровая среда, соответствует возрастным особенностям детей, отвечает требованиям ФГОС (насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность). Кроме того подобран комплекс консультаций для родителей по формированию основ безопасного поведения в природе, разработано родительское собрание в нетрадиционной форме КВН.

Цель нашего проекта состоит в создании педагогических условий для формирования основ безопасного поведения детей младшего до-школьного возраста с учетом особенностей детей ВОЗ. Ее достижение осуществляется через решение ряда задач. Это: составление комплекса бесед и дидактических игр с детьми по формированию основ безопасного поведения в природе детей младшего дошкольного возраста; оформление макета парка с атрибутами для совместной и самостоятельной деятельности детей младшего дошкольного возраста, с периодической сменяемостью игрового материала, появление новых предметов; повышение компетенции родителей по изучению и закреплению знаний в области безопасности детей в природе.

В работе с детьми с ВОЗ мы ориентированы на следующую схему работы: поэтапное объяснение материала; дозированное выполнение заданий; повторение инструкции к выполнению задания; обеспечение аудио-, визуальными средствами воспитания.

Первый этап работы с детьми связан с формированием представлений о безопасном поведении в природе через различные виды деятельнсти: игровую, познавательно-речевую, продуктивную. Дошкольникам предлагались дидактические игры (дидактические игры «Буду осторожен в природе», «Основы безопасности на прогулке» и др., познавательные беседы («Как вести себя в жару на прогулке?», «Осторожно: грибы и растения в парке», «Насекомые - польза и вред» и др., чтение художествен-ной литературы, рассматривание иллюстраций, лепка и рисование на тему «Прогулка в парке».

Следующий этап работы с детьми по реализации образовательного проекта - организация сюжетно-ролевой игры «Прогулка в парк», где используется макет парка, разделенный на 4 зоны отдыха: отдых на поляне, отдых у водоема, детские аттракционы, детское кафе.

Сюжетно-ролевая игра имеет важное значение для становления произвольности детей с ОВЗ. Выполнение роли, будучи эмоционально привлекательной для ребенка, оказывает стимулирующее влияние на выполнение действий, ребенок следит за своим поведением, контролирует через взятую на себя роль.

Каждый участок макета оснащен атрибутами, позволяющими раз-вернуть сюжет игры, обогатить и разнообразить игровые действия. В процессе игры диалог между игроками, их действия, направляются взрослым. Взрослый выступает в качестве мерила, что хорошо и что плохо, как правильно и не правильно поступать. При этом он берет на себя главную роль. По мере освоения игры ребенок может занять ведущую роль. Вначале осваивается отдельно каждая зона отдыха, далее путь прогулки по пар-ку может варьироваться и выбираться детьми в зависимости от их пожеланий и интересов.

Педагогическая работа осуществляется параллельно по двум направлениям:

1. обучение игре, т. е. включение в игровую ситуацию, освоение роли и игровых действий, формирование ролевого поведения и взаимодействия, овладение ролевым диалогом. Для формирования игровых умений до-школьников использовались методы и приемы: показ игровых действий с игрушками, разыгрывание игрового эпизода, показ развертывания ролево-го взаимодействия.

2. формирование умений, позволяющих в моделируемых ситуациях, пока-зать детям, как вести себя в опасных ситуациях. Для этого мы продумали игровые ситуации и игровые действия, которые возможны в каждой зоне отдыха. Например, игра «Отдых на поляне», где предлагались игровые ситуации: соблюдение правил поведения в зеленой «зоне», встреча с лесными зверями и птицами, насекомыми, сбор ягод и грибов, солнечный удар, ожог, питьевой режим в жаркое время года, подвижные игры на поляне, разведение костра. Это позволило закрепить представления детей о без-опасном поведении в природе, также обогатить содержание игры, разнообразить ее, усложнить игровые действия детей. Данное направление педагогической работы нами представлено в перспективном плане формирования основ безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру «Прогулка в парк».

Кроме педагогической работы с детьми, мы осуществляли взаимодействие с родителями с целью повышения их компетенции в вопросах безопасности детей, где использовали такие формы работы, как родительское собрание, консультации, буклеты.

В перспективе видим необходимость в разработке мероприятия выходного дня, где совместно родители, дети и воспитатели посетят парк Гагарина, пройдут намеченный маршрут, на практике родители в моделируемых воспитателем ситуациях смогут продемонстрировать реакцию на опасное или безопасное поведение детей.

Публикации по теме:

Воспитание основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в природе муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Новосафоновский детский сад «Солнышко» Проект «Воспитание основ безопасного.

Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами пожарной безопасности «Есть много путей преодоления опасностей, если человек хоть что – то готов говорить и делать». /Сократ/ Как показывает статистика, участившиеся.

Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста Демидова О. А., воспитатель МБДОУ – детского сада №35, г Орёл Сложившаяся сегодня.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ППД Уважаемые коллеги! Дороги, транспорт – реалии современной жизни. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков быстро возрастает.

Самообразование «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД» Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса и созданием транспортных средств, для перевозки людей и.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Дочки-матери» для детей младшего дошкольного возраста Конспект сюжетно-ролевой игры «Дочки-матери» для детей младшего дошкольного возраста Образовательная область: социально-коммуникативное.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД Консультация для воспитателей Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД».

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Дошкольный.

Отчёт «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста, через формирование культуры безопасного поведения» Отчёт о проделанной работе с детьми подготовительной группы - образовательная область «Безопасность», тема: «Развитие познавательной активности.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» для детей младшего дошкольного возрастаКонспект сюжетно-ролевой игры «Семья» для детей младшего дошкольного возраста Конспект сюжетно ролевой игры «Семья» с детьми младшего дошкольного возраста Составила: Воспитатель Нефтеюганского районного муниципального.

Библиотека изображений:

Публикация Формирование основ безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста с ВОЗ через организацию сюжетно-ролевой игры (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Лаврушина Олеся на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование основ безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста с ВОЗ через организацию сюжетно-ролевой игры
Опубликовано: 4 мая 2019 в 07:19
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД