Лучший педагог года

Формирование нравственных представлений у дошкольников на материале сказки

марина щетинина
Формирование нравственных представлений у дошкольников на материале сказки

Формирование нравственных убеждений и качеств дошкольников представляется как основополагающий фактор в развитии их индивидуальности, по мнению О. С. Богдановой и

Л. И. Катаева. Они подчеркивают, что ключевым является последовательность поступков, которые управляют формированием этих убеждений в сознании ребенка.

Педагогическое правило авторов заключается в искусном направлении действий ребенка на основе образца нравственного поведения, последующего повторения этого образца и формирования стереотипа. Основываясь на этом стереотипе, ребенок начинает ощущать социальную значимость своих нравственных поступков и вырабатывает потребность опираться на него в сходных ситуациях.

Публикация «Формирование нравственных представлений у дошкольников на материале сказки» размещена в разделах

Сказки для детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании нравственных убеждений. Яркие образы сказок внушают понимание нравственности и правил поведения. Русские педагоги понимают значение сказок не только как материала для воспитания и образования, но и как эффективное педагогическое средство. С давних пор сказка сопровождает детей исключительно эмоционально и волнующе. Её композиция, фантастические образы, противопоставление добра и зла – всё это увлекает их

содержанием. Нравственно - педагогическая сила сказки важна для формирования личности уже в раннем возрасте. Она жива и актуальна и по сей день, существуя как незаменимый инструмент воспитания. Особые связи и явления, доступные детскому пониманию, делают сказку интересной и уникальной для детей дошкольного возраста. Методика «Воспитание сказкой» Л. Б. Фесюковой в работе с сказкой предлагает

использовать нетрадиционный подход. Нетрадиционный подход заключается в том, чтобы научить детей смотреть на содержание сказки оригинально, необычно, по - своему. Это

позволит им не только воспринимать сюжет, но и творчески изменять развитие событий, придумывать нестандартные концовки, вносить непредсказуемые ситуации, сочетать

несколько сюжетов в один и так далее. Нестандартный подход позволяет воспитателю и ученику понять, что в сказке и в

персонаже есть плохого, а что хорошего. Воспитатель и ребенок могут находиться в новой обстановке, где добро побеждает зло, наказание является справедливым, а герой

исправляется. Этот подход позволяет осознать, что в сказке или в персонаже есть хорошие и плохие стороны. Идея улучшения, совершенствования и изменения для блага людей

должна быть основной целью воспитания.

Приведем несколько примеров. В сказке «Кот в сапогах» мы предлагаем вдумчиво рассмотреть пословицу «Чужими руками хорошо жар загребать». Почему? Во - первых, потому что кот – не образец для подражания. Кто же будет подражать тому, кто часто ведет себя некрасиво, обманывая добрых героев сказки ради своих целей?

В сказке «Рукавичка» нравственный урок мы также предлагаем раскрывать с помощью следующей поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому - то. Вот тут - то и начинаются противоречия. Понять их на доступном дошкольнику уровне и творчески решать противоречия – один из важнейших вопросов в общей системе образования детей этого периода. Итак, что же за противоречие в этой сказке, которого не замечают дети и, как правило, мимо которого проходят взрослые. Все внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и ее гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, то так случилось, а для кого плохо. А может быть, не так плохо и для деда (баба свяжет

новые рукавички). Заметим только, что читатели вправе не согласиться с предлагаемыми комментариями и сделать свои.

Важные нравственные качества детей формируются не только с помощью различных методов и средств, но и с учетом разнообразных аспектов чувств. Сказки играют ключевую

роль в этом процессе, поскольку они выделяют какие - то конкретные компоненты добрых качеств, такие как самоотверженность или сопереживание. Это позволяет детям сравнивать и анализировать, учиться доказывать свою точку зрения и выбирать свое место в мире. В результате такого воздействия, дети начинают более глубоко переживать действия героев и принимать их поступки.

Итак, в процессе взаимодействия с различными сказками дети дошкольного возраста получают возможность воспринимать информацию о моральных ценностях, таких как

доброта, щедрость и жадность. Работа с сказками способствует развитию у ребенка способности к анализу поступков и оценке их нравственной составляющей.

Таким образом, сказки являются эффективным инструментом формирования нравственных убеждений у детей, помогая им понимать разницу между хорошими и плохими поступками.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказкиФормирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюФормирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровью Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюИрина ПупышеваОсознанное.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Формирование нравственных представлений у дошкольников на материале сказки (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем марина щетинина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование нравственных представлений у дошкольников на материале сказки
Опубликовано: 9 марта 2024 в 11:12
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД