Папки-передвижки

Формирование навыков коммуникативного взаимодействия и развитие связной речи у дошкольников средствами детской журналистики

Дотдаева А М
Формирование навыков коммуникативного взаимодействия и развитие связной речи у дошкольников средствами детской журналистики

Тема: «Формирование навыков социально-коммуникативного взаимодействия и развитие связной речи у дошкольников средствами детской журналистики»

Автор:

Воспитатель: Дотдаева А. М.

Срок реализации: 2 года

Пояснительная записка

Публикация «Формирование навыков коммуникативного взаимодействия и развитие связной речи у дошкольников средствами детской журналистики» размещена в разделах

Формирование социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений развития ребенка в дошкольном возрасте. Социально-коммуникативное развитие — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений.

Актуальность социально-коммуникативного развития возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.  

Введение ФГОС дошкольного образования предусматривает создание условий развития ребенка, открывающих возможности для   его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности; создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Таким образом, в рамках реализации ФГОС ДО в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.  

Успешная социализация и накопление общечеловеческого опыта происходит в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Основным фактором, влияющим на успешное общение, является речь. Грамотная, развитая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Основополагающим направлением программы является помощь дошкольнику в ощущении себя свободной полноценной личностью, равноправно со взрослыми включенной в систему коммуникации и общения, формирование у детей социально-коммуникативных навыков, развитие грамотной и содержательной речи через детскую журналистику.

Исходя из этого, я выбрала темой своего опыта «Формирование навыков социально-коммуникативного взаимодействие развитие связной речи у дошкольников средствами детской журналистики».

Цель работы экспериментальной площадки:

Разработка и внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ системы работы по формированию творческой, социально-активной личности, владеющей навыками социально-коммуникативного взаимодействия; развитие связной диалогической и монологической речи дошкольников средствами детской журналистики.

Задачи исследования:

1. Обобщить имеющиеся научные знания по развитию речи и формированию социально-коммуникативных навыков у дошкольников.

2. Создать необходимые условия в образовательном пространстве ДОУ для речевого и социально-коммуникативного развития детей средствами детской журналистики.

3. Разработать модель деятельности по развитию связной речи, обогащению словаря, развитию творческих способностей дошкольников и навыков социально-коммуникативного взаимодействия.

4. Обобщить в виде методических рекомендаций полученные результаты экспериментальной работы.

Объект исследования:

Процесс формирования навыков социально-коммуникативного взаимодействия и развитие диалогической речи детей старшей-подготовительной группы.

Предмет исследования:

Познавательное, коммуникативное, речевое развитие детей экспериментальной группы.

Гипотеза исследования:

Я предполагаю, что внедрение в образовательный процесс ДОУ системы работы по детской журналистике будет способствовать развитию у дошкольников навыков социально-коммуникативного взаимодействия, т. е. формированию навыков успешного общения со сверстниками и взрослыми, умения избегать и выходить из конфликтных ситуаций, умения отстаивать свою точку зрения; а также развитию связной монологической и диалогической речи у детей.

Методы исследования:

1. Теоретические методы: изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования, моделирование, анализ и обобщение материала, полученного в результате наблюдений за детьми, педагогами, родителями; изучение опыта работы по данной теме других дошкольных учреждений.

2. Эмпирические методы: наблюдение за участниками экспериментальной деятельности (детьми, педагогами, родителями, беседы, анкетирования, интервью.

3. Экспериментальные методы: диагностика речевого развития и развития детской одаренности; внесение изменений в воспитательно-образовательный процесс экспериментальной группы, пополнение предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с темой эксперимента.

Этапы эксперимента:

1 этап – ориентировочный - разработка программы, перспективного плана работы экспериментальной площадки; подбор, изучение и анализ литературы, опыта работы педагогов других дошкольных учреждений по данной теме.

2 этап – диагностический – психодиагностическое обследование детей, входной мониторинг по теме эксперимента.

3 этап – постановочный– расширение и систематизация научно-исследовательской базы МБДОУ по теме эксперимента; обогащение и пополнение предметно-пространственной развивающей среды (оформление в экспериментальной группе «ПРЕСС-центра», центра речевого развития, приобретение методических пособий, дидактических игр, оборудования, атрибутов, канцелярских товаров и др.

4 этап – преобразующий– непосредственная экспериментальная работа со всеми участниками образовательного процесса по теме экспериментальной площадки. Отслеживание и преобразование результатов экспериментальной деятельности, распространение педагогического опыта, взаимодействие с социальными партнерами.

5 этап – итоговый – итоговый мониторинг результатов экспериментальной деятельности, подведение итогов экспериментальной работы, обобщение опыта педагогической деятельности, разработка и подготовка к печати методических рекомендаций по теме «Формирование навыков социально-коммуникативного взаимодействия и развитие связной речи у дошкольников средствами детской журналистики».

Руководитель экспериментальной площадки

1. Организует работу творческой группы

2. Контролирует результаты эксперимента

3. Проводит практические семинары в ходе экспериментальной деятельности.

4. Осуществляет информационно-аналитическое сопровождение всей экспериментальной работы

5. Оказывает помощь педагогам-исследователям в освоении и разработке экспериментальной программы

6. Осуществляет контроль учебной нагрузки воспитанников

7. Контролирует качество воспитательно-образовательного процесса

8. Составляет технологические карты, таблицы отчетов и т. д.

Педагог-исследователь

1. Участвует в учебно-методической деятельности, проводит образовательную деятельность с детьми

2. Внедряет методику исследовательского обучения в учебно-воспитательный процесс

3. Участвует в работе по накоплению наглядно-методических и дидактических пособий, справочных информационных материалов для обеспечения экспериментальной деятельности детей

4. Работает над созданием и апробацией новых методических пособий

5. Повышает свою квалификацию, занимаясь самообразованием, посещая методические консультации, лекции и занятия по повышению профессионального мастерства по организации и планированию экспериментальной деятельности

6. Проводит мониторинг и фиксирует результаты

7. Консультирует родителей детей, участвующих в эксперименте.

Ожидаемые результаты

1. Овладение детьми навыками успешного общения с людьми разного возраста, умение дошкольников вести дискуссию, выходить из конфликтных ситуаций

2. Положительная динамика развития диалогической речи, повышение общего уровня речевого развития, обогащение словарного запаса

3. Положительная динамика развития личностной и познавательной сферы, творческого потенциала дошкольников, участвующих в эксперименте

4. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области социально-коммуникативного развития воспитанников.

Фактор риска

1. Возможно отстранение некоторых родителей от участия в экспериментальной деятельности ДОУ

2. Возможно повышение уровня тревожности и эмоциональной чувствительности некоторых детей, участвующих в эксперименте

Критерии оценки

1. Результаты психолого-педагогической диагностики (в рамках программы «Развитие детской одаренности», уровня развития речи дошкольников; выявление динамики в личностном развитии ребенка

2. Отчеты участников эксперимента о результатах каждого этапа работы.

Используемая литература:

1. Дейкина А. Ю. Возраст творчества. Содержание и организация практических занятий по детской журналистике.

2. Нечаев М. П., Романова Г. А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования.

3. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите играя: Игры и упражнения со звучащим словом.

4. Бизикова О. А. «Развитие диалогической речи дошкольников в игре».

5. Клаус Фопель «Как научить детей сотрудничать?»

Диагностический инструментарий:

1. Методические рекомендации по проведению психолого-педагогической диагностики (в рамках программы «Развитие детской одаренности». /Под ред. И. Ю. Троицкой, Э. А. Кочкиной)

2. Методика выявления уровня развития речи дошкольников (Ушакова О. С, Струнина Е. М.)

Публикации по теме:

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования Паспорт методической практики. Название методической практики: «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников.

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Формирование трудовых навыков детей средствами экологии Труд является важным средством воспитания детей дошкольного возраста. В детском саду процесс воспитания организовывается так, чтобы дети.

Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн»Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн» Педагоги с большим стажем работы в дошкольных учреждениях замечают, что последние годы отмечается замедленный темп развития связной речи.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыков коммуникативного взаимодействия и развитие связной речи у дошкольников средствами детской журналистики
Опубликовано: 25 января 2024 в 15:49
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыков коммуникативного взаимодействия и развитие связной речи у дошкольников средствами детской журналистики» (включая файлы) размещена пользователем Дотдаева А М на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД