МААМ-картинки

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Ирина Спиридонова
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Моем руки перед едой

Этап 1. Показ

Воспитатель перед приемом пищи, зовет детей мыть руки. Объясняет, что кушать можно только чистыми ручками. Пока дети моют руки в порядке очереди, воспитатель рассказывает про микробов, которые сидят на грязных ручках и от которых болит животик. Для мотивации на мытье рук, воспитатель читает отрывок из «Мойдодыр» К. Чуковского, обращая внимание на то, что грязнулям обязательно нужно мыть руки.

Дети следуют указаниям воспитателя, моют руки перед едой.

Этап 2. «Попробуй сам»

Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» размещена в разделах

Воспитатель перед приемом пищи задает детям наводящий вопрос – что нужно сделать перед тем, как сесть кушать. Напоминает детям правила мытья рук, поочередность действий.

Ребенок положительно реагирует на слова воспитателя, правильно отвечает на вопрос. Целенаправленно, без лишних напоминаний, с желанием направляется в туалетную комнату мыть руки перед едой.

Дети активно рассматривают наглядный плакат (если такой имеется перед умывальниками) с алгоритмом мытья рук, сравнивают свои действия с картинками.

Этап 3. Д/и «Чистые лапы»

Материалы: Заламинированные карточки – изображение зайчика; изображения морковок и капусты, тарелки; салфетки влажные. Предварительно зайчику воспитатель «пачкает» фломастером лапы и уши.

Воспитатель раскладывает перед ребенком фигурки и сообщает, что зайчик проголодался и сейчас будет кушать. Обращает внимание ребенка на грязнулю, спрашивает-что забыл сделать зайчик?

Ребенок должен ответить или показать, что зайка не вымыл лапы. Воспитатель объясняет, что нужно обязательно мыть руки перед едой, что кушать нужно только с чистыми ручками. Предлагает вымыть лапы зайчику. Ребенок стирает «грязь» с зайки с помощью влажной салфетки. Воспитатель одобряет действия ребенка, хвалит зайчика. Предлагает ребенку положить зайчику в тарелку морковку и капусту.

Этап 4. С/о игра «Мама позвала обедать»

Атрибуты: уголок «Кухня», рядом кукольный умывальник (тазик, кукольное полотенце и мыло.

Сюжет: Мама приготовила обед, накрыла стол и хочет покормить малыша. Но сначала малышу нужно помыть ручки и только потом сажать его за стол кушать.

Воспитатель обыгрывает ситуацию, показывает действия мытья с куклой- поднести к тазику, намылить ручки мылом, помыть и вытереть полотенцем. Предлагает ребенку исполнить роль взрослого, повторить действия. Можно проиграть ситуацию не только с девочкой, а поделить действия между двумя детьми, тогда мальчик исполнит роль папы, который будет вытирать ручки малышу полотенцем.

Ребенок проигрывает ситуацию, повторяя действия воспитателя.

Самостоятельно надеваем на себя одежду и обувь в нужном порядке.

Этап 1. Показ

Воспитатель после тихого часа одевает ребенка в нужной последовательности. Объясняет ребенку, что нужно одеть маечку, потом колготки (штаны); обращает внимание ребенка на то, что сандалии нужно обувать в самом конце, иначе ни штаны, ни носки на ноги не полезут.

Ребенок позволяет себя одеть, слушает воспитателя, подает ему предметы одежды, которые тот просит.

Этап 2. «Попробуй сам»

Воспитатель предлагает ребенку одеть самостоятельно одну из вещей, помогает при затруднениях. Обычно дети сначала осваивают принцип одевания шортиков/штанишек, затем колготок/носочков, дальше учатся одевать верх.

Ребенок одевает штаны. Старается попасть каждой ногой в отдельную штанину, просит помощи у взрослого при затруднениях.

Этап 3. Д/и «Одевай-ка!»

Материалы: изображение девочки (и мальчика) в маечке и трусиках и изображение того же малыша в теплой уличной одежде; карточки с изображением предметов одежды (колготки, кофта, куртка, шапка, ботинки и т. д.)

Воспитатель предлагает поиграть и говорит, что (кукла) девочка Маша (или мальчик Саша) проснулась утром и сейчас будет собираться в детский сад. Но забыла, что сначала одеть, что потом. Нужно помочь девочке Маше.

Спрашивает ребенка, что же нужно одевать сначала, предлагает найти картинку с этой одеждой.

Ребенок отвечает, в каком порядке нужно одевать куклу, показывает нужные картинки. Раскладывает карточки по порядку. Проговаривает вместе со взрослым свой выбор. В случае затруднений воспитатель дает пояснения или задает наводящие вопросы, помогает ребенку.

Этап 4. С/о игра «Прогулка в коляске»

Сюжет: Мама одевает малыша на прогулку.

Воспитатель обыгрывает ситуацию, показывает все действия с куклой, одевает ее в нужной последовательности. Предлагает ребенку повторить те же действия и повезти малыша в коляске.

Ребенок надевает на куклу элементы одежды по порядку.

Все действия ребенка, сопровождаются словами одобрения воспитателя. При затруднении в выборе одежды, воспитатель подсказывает ребенку, объясняя такой выбор.

Причёсывать расческой волосы, пользоваться только своей расчёской.

Этап 1. Показ

Воспитатель предлагает ребенку причесаться (после тихого часа). Сообщает ребенку, что принесет расческу из его шкафчика. Причесывает ребенка, после чего говорит ему, что отнесет расческу на место, в его шкафчик. Объясняет ребенку, что свою расческу никому давать не надо, у всех есть своя.

В другой раз воспитатель может пойти за расческой вместе с ребенком. Дать ему возможность достать самому свою расческу, а также убрать ее на место после причесывания.

Этап 2. «Попробуй сам»

Воспитатель может провести следующее упражнение. (выполнять перед причесыванием) Выложить перед ребенком 3-4 различных расчески, одна из них принадлежит малышу, другие – игровые. Воспитатель предлагает ребенку выбрать расческу, объясняя правила личной гигиены.

Ребенок должен найти свою расческу, выбрать именно ее, несмотря на то, что другие больше или красивее.

Далее, воспитатель предлагает ребенку самому расчесать волосы, сев перед зеркалом. Под наблюдением и словесным руководством взрослого, ребенок старается причесаться. Некоторые девочки уже сами выбирают какую прическу сделать, также воспитатель обращает внимание ребенка на красивые заколки и резинки, тем самым мотивируя на причесывание, т. к. не всем детям нравятся данные действия.

Этап 3. Д/и «Все красивые»

Материал: Три плоскостные куклы с разными прическами, в платьях трех цветов; расчёски и бантики трех цветов.

Воспитатель говорит, что куколки собрались в гости, надели самые красивые платья. Теперь надо куколок расчесать и сделать красивые прически. Предлагает ребенку найти для каждой куклы свою расческу, а затем и определенные бантики в соответствии с цветом платья.

Ребенок выполняет упражнение на соответствие цветов, а также закрепляет правило, что причёсываться можно только своей расчёской.

В игре могут быть две куклы-девочки, одна-мальчик (ведь им тоже нужны расчёски).

Вместо бантика подойдет галстук-бабочка.

Этап 4. С/о игра «Мама причесывает дочек»

Сюжет: Мама сидит с 2 дочками у зеркала. Дочек нужно причесать. Сначала причешет Катю. Где ее расческа? Потом причешет Машу. Какой расческой?

Воспитатель обыгрывает ситуацию, сопровождает объяснениями свои действия.

Ребенок должен выбрать одну расческу из нескольких, чтобы причесать первую куклу. Для второй куклы ребенок должен выбрать другую расческу. Если ребенок выбирает ту же самую расческу, то воспитатель поправляет его, объясняет, что в его выборе неправильно.

Пользоваться индивидуальным горшком

Этап 1. Показ

При посещении туалетной комнаты с ребенком, воспитатель обращает внимание ребенка на множество горшков. Объясняет малышу, что у всех деток есть горшок, и у него есть свой горшок. Показывает ребенку горшок, учит запоминать его местонахождение на полке. Хорошо, если на горшке есть отличительный знак, картинка. Ребенок будет узнавать свой горшок по картинке.

Этап 2. «Попробуй сам»

Воспитатель предлагает ребенку найти необходимый горшок, вспомнить картинку на его горшке.

Ребенок находит свой горшок: называет нужную картинку или только показывает пальчиком на свой горшок; сам его достает, если он находится в зоне досягаемости.

Этап 3. Д/и «Мокрые штанишки»

Воспитатель предлагает Ребенку рассмотреть картинку, на которой Зайка сидит на горшке довольный, а Мишка- стоит в мокрых штанишках грустный. Беседует с детьми о сюжете, хвалит Зайку, но и Мишку не ругает, а учит его ходить в туалет на горшок, а не в штанишки.

Ребенок рассматривает картинку, называет знакомые предметы и действия, сопереживает Мишке, радуется за зайку. Повторяет за воспитателем, для чего нужен горшок.

Этап 4. С/о игра «Чей горшок?»

Атрибуты: 2-3 пупсика в штанишках разного цвета, горшки тех же цветов, что и одежда.

Сюжет: Мама высаживает деток на горшок. Сначала рассаживает их на любые горшки, но затем обращает внимание на то, что малыши перепутали горшки.

Воспитатель обыгрывает ситуацию, обращает внимание ребенка на цвета горшков и одежды на куклах. Предлагает ребенку правильно расположить пупсиков с горшками. При затруднении, направляет ребенка, подсказывает ему, объясняя выбор, повторяя правило индивидуального пользования горшком.

Ребенок расставляет горшки перед куклами в соответствии с цветом. Сажает поочередно на горшок кукол, спустив с каждой штанишки.

Публикации по теме:

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действияФормирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действия Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.

Картотека «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы» (1 часть) Карточка 1. - "Мы кушаем". Цель: учить детей правильно держать ложку в правой руке (в левой для левшей). - Кушаем аккуратно". Цель: учить.

Картотека «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы» (2 часть) Карточка 9. - "Несём стульчик правильно". Цель: учить детей правильно брать стульчик м самостоятельно нести его к столу. - "Для чего нужна.

Картотека «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы» (3 часть) КАРТОЧКА 17. - "Я сам!". Цель: продолжать учить детей есть аккуратно, брать пищу только ложкой, есть и пить не проливая. - "Чистый нос".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
Опубликовано: 9 декабря 2023 в 11:52
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД