Папки-передвижки

Формирование фонематического восприятия и пути его развития у детей дошкольного возраста

Хомулина Наталья
Формирование фонематического восприятия и пути его развития у детей дошкольного возраста

Значительное количество речевых нарушений оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произношение, не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем речи, тормозя, таким образом, развитие связной речи в целом.

Публикация «Формирование фонематического восприятия и пути его развития у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Исследование логопедов Р. И. Лалаевой, Д. И. Орловой и В. В. Воронковой доказывают, что без умения чётко дифференцировать на слух фонемы родного языка нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это делает невозможным и полноценное усвоение грамоты.

Это означает, что устранение тяжелых дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия.

Диагностика показала, что на начало учебного года уровень развития, фонематического восприятия (по всем критериям) у детей низкий.

Поставив перед собой цель – повысить уровень развития фонематического восприятия у детей, были определены следующие задачи:

1. Создать условия для своевременного обследования и коррекции фонематического восприятия.

2. Осуществить комплексное обследование фонематического недоразвития.

3. Определить этапы коррекционной работы по развитию фонематического восприятия и осуществить их реализацию.

Осуществляя коррекционную работу по вопросу формирования фонематического восприятия у детей д/в, пришла к выводу, что лишь в сотрудничестве с воспитателем, педагогом-психологом, муз. руководителем можно достичь высоких результатов. Причем связь с другими педагогами должна осуществляться как на ранних этапах коррекционной работы, так и на всем её протяжении.

Работа по развитию у детей способности дифференцировать фонемы условно делится на пять этапов:

I этап – узнавание и различение неречевых звуков.

II этап – различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру.

III этап – различение слов, близких по звуковому составу.

IV этап – различение слогов по сходным звукам.

V этап – готовность ребенка к звуковому анализу.

На I этапе в процессе специальных игр и упражнений развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Детям предлагаются следующие игры: послушать звуки за окном, определить, какой музыкальный инструмент звучит, воспроизведение заданного ритмического рисунка и т. д.

На протяжении II этапа детей учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

Очень интересным упражнением на этом этапе является изменение характера тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука, звуковых комплексов, что было продемонстрировано вам музыкальным руководителем.

На III этапе создаются условия для развития у детей способности различать слова, близкие по звуковому составу.

IV этап коррекционной работы направлен на дифференциацию слогов. Это:

воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога; воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными, затем с общими гласными и разными согласными звуками; а также

воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости, по твердости-мягкости.

На V этапе. Работа по формированию у детей навыков элементарного звукового анализа начинается с определения количества слогов в слове, затем проводится анализ гласных, далее согласных звуков. В завершении работы на этом этапе проводятся игры-сказки, подобные той, которую вы сегодня увидели.

Ее целью было: формирование у детей навыков звуко-буквенного анализа слов, посредством игровых технологий.

Задачи:

1. Формировать навыки фонематического восприятия через систематизацию знаний детей о гласных и согласных звуках

2. Формировать мотивацию учебно-игровой деятельности, опираясь на самоконтроль за поведением и речью.

3. Развивать эмоционально-волевую сферу способность, сосредотачивать внимание на выполнении действий.

4. Воспитывать активность, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Диагностика уровня развития фонематического восприятия на конец учебного года по тем же критериям показала, каких результатов мы смогли достичь, используя ранее перечисленные методы и приёмы коррекционной работы.

Предложенная система работы, которая включает в себя своевременное выявление недостатков фонематического восприятия и планомерное их устранение, существенно поможет ребёнку овладеть умением контролировать своё произношение и исправлять его, сравнивая речь окружающих с собственной. А это, в свою очередь, позволит ребёнку избежать отклонений в овладении чтением и письмом и предупредить, тем самым, вторичное отставание в умственном развитии.

Публикации по теме:

«Качество современного образования и пути его достижения: новый этап развития дошкольного образования» ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

Дидактические игры для развития звукового анализа слова и фонематического восприятияДидактические игры для развития звукового анализа слова и фонематического восприятия Развитие звуковой стороны речи, фонематического слуха и восприятия закладывается и совершенствуется в дошкольном возрасте. Поэтому важно.

Игры для развития фонематического восприятия. Автоматизация звуков в словосочетаниях и предложениях Игры на развитие фонематического восприятия. Автоматизация звуков в словосочетаниях и предложениях. Имена и любимые блюда. Цели: обогащение.

Использование пособия «Звуковой модуль» для развития фонематического восприятия детей раннего возраста с ТНР Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения.

Консультация для педагогов «Формирование фонематического восприятия у дошкольников» Предмет нашего разговора – развитие фонематических процессов. Предлагаю вниманию известную вам теорию, немного разбавленную историческими.

Планирование работы по развитию фонематического восприятия детей раннего возраста с ТНР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Лесная сказка» Планирование работы по развитию фонематического.

Формирование фонематического восприятия для профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста Специалисты школ (логопеды, учителя) утверждают: «Всегда получаем дисграфию или ее элементы у детей с общим недоразвитием речи, с алалией.

Пути развития оптимальной самооценки у детей старшего дошкольного возраста По мере того как происходит развитие ребенка, он учится понимать себя, свое Я, давать оценку собственным качествам, то есть происходит формирование.

Конспект НОД по развитию фонематического восприятия для детей старшего дошкольного возраста с задержкой «Звук [С] и буква С» Конспект занятия по развитию фонематического восприятия для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Тема.

Теоретическое обоснование методики развития фонематического восприятия Теоретическое обоснование методики развития фонематического восприятия Слушают все, слышат пока немногие. Чтобы просто слушать, нужно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование фонематического восприятия и пути его развития у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 февраля 2018 в 12:51
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД