Получи документы

Формирование ценностных ориентаций патриотизма средствами физической культуры и спорта

Дарья Князева
Формирование ценностных ориентаций патриотизма средствами физической культуры и спорта

Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста может реализовываться в процессе использования различных форм и методов работы : на занятиях по физической культуре и плаванию, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных праздников и

досугов. Наиболее значительный воспитательный эффектом, имеют спортивные праздники и развлечения, так как их проведение не только способствует физическому развитию детей, но и позволяет закрепить и обобщить знания детей в рамках определенной темы, формировать определенные нравственные качества.

Публикация «Формирование ценностных ориентаций патриотизма средствами физической культуры и спорта» размещена в разделах

Согласно методике работы по патриотическому воспитанию, возможно проведение спортивных праздников «Малые олимпийские игры», «А ну-ка, мальчики», «Папа может…». В их подготовке и осуществлении могут принимать участие не только педагоги, но и дети совместно с родителями. Благодаря воздействию на эмоциональную сферу дошкольника воспитательный эффект от подобных мероприятий достаточно высок. Кроме того, знания, которые получает ребенок на тематических спортивно-развлекательных мероприятиях, позволяют подвести его к пониманию неповторимости культуры своего народа.

Необходимо учитывать интерес детей к армии. Мы знакомим детей с названиями разных видов войск нашей армии, их внешними отличиями, а в дальнейшем и с их родом деятельности. Такой порядок изучения связан с тем, что детей сначала привлекает красочность военной формы, динамика военных ритуалов, но постепенно от внешних моментов дошкольники приходят к пониманию патриотизма воинов, их готовности защищать Родину. Это достигается проведением тематических бесед, соревнований, праздников, игр. Например, можно организовать игры в «военных» или сюжетные занятия из серии «Разведчики». Такая форма проведения занятий способствует не только физическому развитию детей, но и воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести товарищей. Подобные мероприятия углубляют симпатию к солдатам и вызывают желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу. В процессе их проведения у детей формируются такие волевые качества, как выносливость, смелость, ловкость, дисциплинированность, то есть те качества, которые необходимы будущим защитникам Родины.

Достаточно большим потенциалом обладает проектная деятельность, как средство патриотического воспитания дошкольников. В качестве примера в нашем детском саду представлен проект «Детям

о Великой Отечественной Войне», целью которого было воспитание у детей старшего дошкольного возраста нравственно – патриотические качества и чувства гордости за свою Родину. В рамках проекта педагоги знакомили воспитанников с литературными и художественными произведениями на военную тему; разучивали песни и стихи военных лет, проводили эстафеты, развивающие ловкость, быстроту, смекалку. Заключительным мероприятием проекта стала военно-патриотическая игра «Зарничка», проведение которой подразумевало работу в командах, у каждой из которых был свой командир. Игра включала такие этапы, как «Помоги раненому бойцу», «Доставь секретный пакет в штаб», «Разминируй поле», «Пройди болото» и другие.

К одним из эффективных средств формирования начал патриотизма авторы относят игровую деятельность. Подвижная игра можно рассматривать как ценнейшее средство всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него важных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Неотъемлемой частью нравственно- патриотического воспитания дошкольников являются народные игры,

которые передаются из поколения в поколение. Их история органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями. В комплексе с другими воспитательными средствами народные игры представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Народные игры способствуют формированию у дошкольников начал патриотизма, чувства гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций.

В старшем дошкольном возрасте игры могут быть более сложными, требующими выполнения более сложных движений, например,

«Платочек», «Горелки», «Баба-яга», «Пятнашки». Некоторые более активные дошкольники в старшем возрасте могут сами выступать в роли ведущего и проводить народные игры с небольшой подгруппой детей, без помощи взрослого.

Методика работы по патриотическому воспитанию требует создания в ДОО особой развивающей предметно-пространственной среды и включения в нее некоторых необходимых элементов. Так, авторы рекомендуют оборудовать в ДОО стационарное помещение фильмотеки с набором кино- и видеофильмов, а также подобрать специальные пособия книги, репродукции, картины, альбомы по развитию истории Родины.

Возможно создание экологической комнаты, где дошкольники получают возможность познакомиться с природой родного края. Организация в ДОО мини-планетария позволяет решать задачи ознакомления дошкольников с темами «Космос», «Солнечная система», «Герои – покорители космоса», способствует более наглядному и интересному проведению тематических игр-занятий в соответствии с возрастными возможностями ребенка, возникновению и развитию у него чувства гордости за освоение космического пространства нашими соотечественниками. Благодаря организации подобных мероприятий решаются задачи и патриотического, и физического воспитания, которое в данном контексте логично сочетается с такими формами работы, как познавательные тематические беседы, игры- беседы или развлечения.

Совместная работа детей и родителей предполагает использование таких приемов, как составление семейных альбомов, стенгазет о своих родственниках, их участии в жизни страны, спорта. Темы альбомов или стенгазет могут быть следующими: «Спортивные выходные нашей семьи»,

«Активный отдых семьи летом, зимой» и др. Использование перечисленных методов позволит сформировать предпосылки гражданственных и патриотических чувств у детей дошкольного возраста, а затем станет основой личности взрослого человека – гражданина своей страны.

Также авторы обращают особое внимание на то, что эффективно

использование спортивных игр и развлечений как средства достижения положительных результатов в формировании личности ребенка требует от педагогов выполнения следующих задач:

1) способствовать проявлению разумной смелости, решительность, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей;

2) обеспечивать возможности для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера, развивать у детей терпение и выносливость;

3) создавать условия для проявления положительных эмоций. Для развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста можно использовать игры в «военных», «разведчиков». Данные мероприятия углубляют симпатию к солдатам и вызывают желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми прийти на помощь товарищу.

Таким образом, методика патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры и спорта способствует формированию у них чувства патриотизма, гордости за свою страну и людей, проживающих в ней. Задачи, которые решаются педагогами в процессе патриотического воспитания, связаны с воспитанием у детей нравственных чувств, таких, как отзывчивость, решительность, сопереживание, а также волевых качеств (терпение, настойчивость). Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у

дошкольников является использование различных методов, средств и форм, совместное участие родителей вместе с детьми в мероприятиях и праздниках, их посильная помощь педагогам в этой работе.

Нужно помнить о том, что работа по физическому воспитанию, подразумевающая организацию спортивных праздников, мероприятий и

развлечений, может дополняться и сочетаться с такими формами работы, как познавательные тематические беседы, игры-беседы или развлечения. В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Публикации по теме:

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Формирование трудовых навыков детей средствами экологии Труд является важным средством воспитания детей дошкольного возраста. В детском саду процесс воспитания организовывается так, чтобы дети.

Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.

Формирование чувства патриотизма у детей, через сохранение и изучение культурно-исторического наследия своей РодиныФормирование чувства патриотизма у детей, через сохранение и изучение культурно-исторического наследия своей Родины Целью современного дошкольного образования является воспитание «человека культуры», развитие личности ребёнка, способного к свободному творчеству.

Многофункциональное игровое пособие для формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни «Осьминожка»Многофункциональное игровое пособие для формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни «Осьминожка» От состояния здоровья детей в настоящее время зависит благополучие общества. Однако в последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция.

Ознакомление дошкольников с традициями культуры народов России средствами анимацииОзнакомление дошкольников с традициями культуры народов России средствами анимации В ноябре этого года студия детской анимации нашего ДОУ приняла участие в городском конкурсе. По условиям конкурса нужно было создать мультфильм.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Самоанализ ООД по физической культуре в подготовительной группе «Герои спорта Рязанского края»Самоанализ ООД по физической культуре в подготовительной группе «Герои спорта Рязанского края» Самоанализ ООД по физической культуре в подготовительной группе «Герои спорта Рязанского края» (встреча с Марией Богачёвой) … Образовательная.

Стажерская площадка «Формирование когнитивных функций у детей с ЗПР средствами интерактивного оборудования»Стажерская площадка «Формирование когнитивных функций у детей с ЗПР средствами интерактивного оборудования» Современные технологии меняют подход к образованию и развитию. Дети адаптируются к новым тенденциям в несколько раз быстрее, чем взрослые.

Стенгазета к 23 февраля. Формирование чувства патриотизма у детейСтенгазета к 23 февраля. Формирование чувства патриотизма у детей СТЕНГАЗЕТА К 23 ФЕВРАЛЯ. Рисует Алёнка машинку для папы, А брату подарит она экскаватор, А дедушке песню красиво споёт, Ведь праздник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование ценностных ориентаций патриотизма средствами физической культуры и спорта
Опубликовано: 22 января 2023 в 17:48
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД