МААМ-картинки

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и художественного слова (Часть 2)

Инна Палига
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и художественного слова (Часть 2)

Формирование духовных потребностей воспитанника.

Под духовностью понимается индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: 1) идеальной потребности познания; 2) социальной потребности жить и действовать «для других». С категорией духовности соотносится потребность познания – мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен постольку, поскольку задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ. Л. Н. Толстой считал лучшими из людей того, кто живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, худшим – человека, эгоистически ориентированного на себя, подчиняющего свои суждения не истине, а выгоде.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и художественного слова (Часть 2)» размещена в разделах

Внутренняя духовная свобода в ребенке вызревает постепенно в противоречиях и сомнениях, в тяготах самоопределения, в борьбе за углубление знаний и расширение кругозора. Духовность личности возникает, укрепляется на различных возрастных этапах в результате вовлечения детей в творческую деятельность. Духовное развитие – процесс бесконечный, изменяющийся, субъективный, продолжающийся на протяжении всей жизни человека. Но потребность в духовном развитии, совершенствовании должна закладываться с детства. Духовное, нравственное развитие как цель самовоспитания встречается в раннем юношеском возрасте и понимается как выработка благородных качеств личности: порядочности, доброты, щедрости, честности и т. д.

Внутренняя духовная свобода в детском возрасте может возникнуть и окрепнуть лишь при условии самостоятельности сознания и независимости мышления, его способности к сопротивляемости, устойчивости, принципиальности. Для становления духовности ребенка, его внутренней интеллектуальной свободы особое значение имеет сфера нравственно – эстетического отношения к действительности, сфера любви и дружбы, эмпатии, антипатии, ненависти, а также прекрасного и безобразного. Эти чувства появляются у детей раньше, чем они способны осознать их и управлять ими. И только в процессе взросления все более осмысленно проявляется духовный потенциал.

Тема духовного развития – основная тема в работах многих писателей и философов. Ф. М. Достоевский показывает путь человека к самому себе, его духовное развитие через тяжелые муки совести, через бесконечные страдания и нравственные поиски. Его герои, изменяя нравственным принципам, общечеловеческим правилам, христианской морали, оказываются в тупике. Будучи опустошенными, разбитыми, они находят спасенье в глубоком раскаянии. Отказ от зла, духовное очищение, возможность духовного роста – ступени духовного развития по Достоевскому.

Н. А. Бердяев говорит о догматизме и конформизме христианской морали, о порабощении ею творческой потенции человека. Он находит творчество главным проявлением духовности, а мораль – творческой задачей индивидуальности. Ф. Ницше видит духовное развитие человека как его путь к свободе, «сверхчеловеку», который находится «по ту сторону добра и зла», он сам творит закон и подчиняет себя ему. Он свободен от морали, нравственных оков, совести, Бога. Причем свободен не только от чего-то, но и для чего-то.

Духовность – это не принадлежность к какой-либо религии, не общественные или политические убеждения, это качество личности, которое носит универсальный характер.

В эпоху перемен, при отсутствии определенной общественной идеологии, во времена размытых ценностей даже сформировавшемуся человеку сложно отличить зерна от плевел, а ребенку помощь в его социальном становлении просто необходима. Во взаимодействии и столкновении с внешней средой дети стремятся понять себя, осмыслить свое место в этом мире, цель и смысл своего существования. Перед молодежью встают проблемы эгоизма и коллективизма, чести и человеческого достоинства, самолюбия, гордости, выбора путей и способов существования. Благодаря этой внутренней работе юный человек становится способным к свободному размышлению, ответственному выбору, твердому решению, волевому действию.

2. Психолого-педагогические факторы взаимодействия детей и взрослых в становлении духовности ребенка.

Духовный человек - это человек, одаренный в художественном творчестве, и способный строить жизнь по законам красоты. Основы духовного развития ребенка закладываются в семье. С самого раннего возраста у детей создаются представления о природе, об отношениях между людьми, об окружающем мире. Насколько широки эти представления, как быстро они развиваются - это зависит от родителей, их поведения и общения с детьми. Известно, что духовный облик ребенка складывается под влиянием духовного облика родителей. Семья живет большими духовными интересами. Стремление взрослых быть в курсе всего того, что происходит в стране и во всем мире, что волнует людей в политике, народном хозяйстве, науке, технике, искусстве, спорте,- это стремление непременно передается детям, становится источником детской пытливости и любознательности. Повседневная забота родителей - следить за тем, как учатся дети, насколько они любознательны, поддерживать всякую инициативу детей, направленную на обогащение ума и души растущего человека.

Дошкольный возраст— это период первоначального фактического склада личности. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом познавательная и эмоционально-личностная сферы ребенка.

Только отношение к детству как к самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, формирует такие личностные качества, как самостоятельность, инициативность, ответственность, творчество, компетентность, коммуникативность, произвольность, столь необходимые в дальнейшем, за пределами детства.

Взаимодействие педагога с детьми предшкольного возраста в нашем учреждении строится в соответствии с личностно-ориентированной моделью общения, цель которой – содействовать становлению личности.

Личностно-ориентированный подход во взаимодействии, с одной стороны, предполагает осознанную ориентацию педагога на личность ребенка, что является условием его развития, и, с другой стороны, сама личностная ориентация как процесс взаимодействия педагога и ребенка является сущностью их развития.

Используя личностно-ориентированный подход, мы содействуем становлению человека: его неповторимости и индивидуальности, духовности, творческого начала. Ведь образовать человека — значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка. Педагоги не формируют какие-либо качества, заранее заданные, не преобразуют ребенка в направлении, определенном ребенку педагогом, а помогают ребенку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нем изначально.

Личностно - ориентированное взаимодействие состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой.

Публикации по теме:

Презентация программы «Театр кукол» Программа развития детей,посещающих кружок “Театр кукол” ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦель: Основная цель программы “Театр кукол” является : - Создание.

Проект «Навстречу детям»Проект «Навстречу детям» Начала работу над долгосрочным проектом «Навстречу детям» Цель: Развитие мотивации личности, творческого потенциала, адаптации в современном.

Библиотека изображений:

Публикация Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и художественного слова (Часть 2) (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Инна Палига на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и художественного слова (Часть 2)
Опубликовано: 2 марта 2015 в 21:56
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД