Папки-передвижки

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в контексте ФГОС до

Маргарита Мезенцева
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в контексте ФГОС до

Проблема воспитания духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста всегда остаётся актуальной. На современном этапе она стоит, пожалуй, наиболее остро. Изменения в социально - экономической и политической сферах в нашем государстве неизбежно влекут за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В духовно-нравственном воспитании детей современности стали появляться негативные тенденции: книги уже не так популярны, вместо них современные дети предпочитают экран телевизора или компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Во многих семьях материальные ценности ставятся выше духовными, следствием этого становится искажение у детей представления гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. Ставя на первый план интеллектуальное развитие, родители, зачастую, тот факт, что прежде всего следует думать о том, что необходимо позаботиться о развитии нравственных и духовных качеств своего ребёнка. Не всегда взрослые осознают, что без воспитания духовности накопленные знания могут оказаться бесполезными. В результате мы наблюдаем эмоциональную, волевую и духовную незрелость взрослой личности.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в контексте ФГОС до» размещена в разделах

Реалии современности таковы, что в российском обществе особенно остро ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Духовно-нравственное здоровье народа, бережное сохранение и развитие его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России находится под угрозой. Поэтому в настоящее время духовно-нравственное воспитание является, пожалуй, важнейшей задачей в воспитании подрастающего поколения. Её значимость для Российской Федерации отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»

Ни для кого не секрет, что дошкольный возраст является особенно ценным в развитии каждого человека. Именно в этот период своего развития человек приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. Именно в дошкольном возрасте каждый ребёнок познаёт себя, своё ближайшее окружение, именно тогда начинает формироваться его отношение к этому миру к обществу, живущему в нём. Особое место в духовно-нравственном развитии каждого маленького человечка является воспитание чувства патриотизма. Оно богато и насыщенно по своему содержанию. Сюда входит и любовь к тому месту, где ты родился и вырос, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и чувство гордости за свою страну и свой народ, и желание быть причастным к развитию и процветанию своей страны. Но в истоках всего этого находится любовь к своей семье, к своему ближайшему окружению, ведь сами основы патриотизма, духовных и нравственных ценностей начинают закладываться именно в семье. В ФГОС ДО учитывается принцип этнокультурной ситуации развития детей. Образовательная программа «может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации…», а ведь знакомство с родным языком, его красотой играет важнейшую роль в формировании нравственных представлений. Это очень наглядно представлено в устном народном творчестве (потешках, закличках, сказках, попевках, песенках, пословицах, поговорках и т. д.) Именно фольклор вмещает в себя все ценности родного языка. Малые жанры устного народного творчества сохраняют в себе особенности национального характера, и нравственные ценности, присущие ему. Знакомя воспитанников в дошкольной образовательной организации с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы помогаем им приобщиться к общечеловеческим нравственным ценностям. Очень сильно влияют на духовно-нравственное развитие дошкольников пословицы и поговорки. Их яркость, емкость, эмоциональность образа воздействуют на нравственно-эмоциональную сферу каждого ребёнка. В них в кратко и, в то же время, очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Они содержат целый комплекс рекомендаций, которые выражают народное представление о человеке, о процессе формирования личности, о духовно-нравственном воспитании в целом. Всё это способствует духовно-нравственному развитию дошкольников.

Особая роль в приобщении дошкольников к истории и культуре своего народа принадлежит народным праздникам, которым отводится немалая роль в воспитательно-образовательном процессе каждой дошкольной образовательной организации. Каждый праздник по-своему выражает национальный характер и самобытность времени и становится прекрасной формой отдыха педагогов, родителей и воспитанников, объединённых совместной творческой деятельностью, общими переживаниями.

Особо следует остановиться на роли семьи в духовно-нравственном развитии каждого ребёнка. Необходимо, чтобы в основу воспитательной работы были положены единство знаний, убеждений и действий педагогов и родителей (законных представителей). Первостепенное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких и особо значимых людей из окружения ребёнка. Именно на положительных примерах из жизни старших членов семьи у ребёнка формируется представление о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Педагогам следует, в первую очередь, помочь родителям (законным представителям) понять и принять тот факт, что именно в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, те самые, которые всегда передавались из поколения в поколение, те самые, которые были положены в основу воспитания нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители (законные представители) главные ответственные за воспитание своих детей и их первые наставники и учителя.

Особо хотелось бы отметить и тот факт, что одним из самых важных условий грамотного и результативного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход. Именно индивидуальные свойства личности каждого ребёнка нужно учитывать и развивать в данном контексте.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей в системе дошкольного образования «Духовно-нравственное воспитание детей в системе дошкольного образования» Аннотация. Челно-Вершинский район является многонациональным.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста «Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности,.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста Юламанова С. Т., воспитатель МАДОУ «Солнышко» села Бурибай МР Хайбуллинский.

Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста (Л. Н. Толстой «Новая азбука») МБДОУ №74 «Семицветик» г. Смоленск Воспитатели П. В. Лупачева, Е. В. Володченкова Некоторые аспекты духовно-нравственного воспитания детей.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы) Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе знакомства с художественной литературой Духовное чтение нам необходимо каждый день, подобно молитве. Без чтения душно и душа голодает. святой Феофан ЗатворникСовременное российское.

Индивидуальная программа саморазвития «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»        Индивидуальная программа развития самообразования.   Воспитателя МБДОУ "Пушкинский детский сад"  Казанцевой Марины Александровны на.

Обобщение опыта работы «Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей старшего дошкольного возраста» .

Опыт работы «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через.

Сценарий семинара «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Боровиха Сценарий.

Библиотека изображений:

Публикация Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в контексте ФГОС до (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Маргарита Мезенцева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в контексте ФГОС до
Опубликовано: 4 октября 2017 в 13:29
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД